Это первая в истории его монографическая выставка - из обширного наследия художника до нашего времени дошло немногое, поэтому огромную ценность представляют десять сохранившихся портретов кисти мастера, представленных в экспозиции. Впервые зрители увидят семнадцать образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, созданных Вишняковым в 1755 году. Произведения были реставрированы в Русском музее в 2000 – 2024 годах. На экспозиции представлены работы Ивана Яковлевича из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, Музея Тропинина и московских художников его времени, художественных музеев Твери и Рыбинска.
Иван Яковлевич Вишняков – один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог, более двадцати лет возглавлявший Живописную команду Канцелярии от строений, родился в 1699 году в Москве в семье ремесленников, в юности переехал в Петербург, и в 1721 году стал осваивать основы живописного мастерства. В 1727-1731 годах он работал под руководством придворного художника всех российских монархов первой половины XVIII века Луи Каравака, затем был в подмастерьях у одного из основоположников русской школы светской живописи Андрея Матвеева. В 1739 году Вишняков сменил Матвеева на посту руководителя Живописной команды Канцелярии от строений, которую возглавлял до самой смерти, дослужившись до чина надворного советника.
Царствование императрицы Елизаветы Петровны – период плодотворной деятельности Живописной команды Канцелярии от строений. Художники, к ней приписанные, были живописцами-универсалами, в задачу которых входило выполнение самых разнообразных работ. Они писали портреты, плафоны, десюдепорты и прочие стенные росписи, образа в иконостасы возводившихся и перестраиваемых церквей, исполняли декорации к операм и балетам придворного театра, и наряду с этими ответственными поручениями обязаны были заниматься «починками», то есть своего рода реставрацией ранее созданных произведений. Система обучения в живописной команде, разработанная Матвеевым и усовершенствованная Вишняковым, позволила воспитать видных деятелей отечественного искусства.
Выдающийся организатор, Иван Яковлевич, руководил всеми живописными работами в Петербурге и Москве и был непосредственным участником этой деятельности. Он находился в тесном контакте с архитекторами Бартоломео Растрелли и Михаилом Земцовым, декоратором Джузеппе Валериани, участвовал в оформлении царских дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.
На выставке представлено почти все сохранившееся портретное наследие художника, дающее точное представление о творческой манере Вишнякова-портретиста. Особое место среди его портретных образов занимают парные портреты супругов Тишининых (1755 г., Рыбинский музей) – единственные известные подписные работы, служащие эталоном для определения других его произведений.
Детские портреты – особая тема в портретном творчестве Вишнякова. Это, в первую очередь, портрет Сарры-Элеоноры Фермор (1749 г., ГРМ), дочери шотландского дворянина, бывшего довольно долгое время прямым начальником Вишнякова в Канцелярии от строений. Примечательны в этом ряду и портреты брата Сарры-Элеоноры Вильгельма-Георга и князя Фёдора Николаевича Голицына (1760 г., ГТГ).
Неоднократно писал Вишняков и большие парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны. Один из них, заказанный Гоф-интендантской конторой, впоследствии стал иконографическим образцом. По свидетельству Александра Бенуа, в 1743 году Иваном был исполнен и портрет для Сената (ГТГ). После смерти мастера его имя оказалось надолго забыто. В начале ХХ века искусствовед Николай Врангель сожалел, что «до нас дошло так мало работ русских художников времени Елизаветы». Приобретение Русским музеем в 1907 году портретов детей Фермора он оценивал, как «целое открытие для исследователей истории портрета в России».
Вишняков с художниками Живописной команды написал немалое количество как целых иконостасов, так и отдельных образов, но в наши дни можно с уверенностью говорить лишь о двух сохранившихся комплексах – иконостасе 1747 года, переданном из Аничкова дворца во Владимирский собор, и иконостасе 1755 года, переданном в Русский музей из снесенной Троицкой церкви на Петроградской стороне. В церкви Воскресения Христова в Царском Селе сохранились лишь отдельные образа. Все остальные работы мастера считаются утраченными. В ГРМ хранится весь комплекс созданных Иваном Вишняковым и Дмитрием Михайловым икон Троицкой церкви – 27 сюжетов.
до 1 июля
Фото - Пресс-служба Русского музея
Обложка: В Русском музее открылась первая в истории выставка Ивана Вишнякова.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться