Обложка: В Русском музее открылась первая в истории выставка Ивана Вишнякова.
Пост-релизы

30 апреля 2024 года

В Русском музее открылась первая в истории выставка Ивана Вишнякова

Вчера, 25 апреля, в Михайловском замке открылась уникальная выставка «Живописных дел мастер…», приуроченная к 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761 г.г.). Имя его не слишком известно, однако это - один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог, более двадцати лет возглавлявший Живописную команду Канцелярии от строений. Рассказываем и показываем.

 

Это первая в истории его монографическая выставка - из обширного наследия художника до нашего времени дошло немногое, поэтому огромную ценность представляют десять сохранившихся портретов кисти мастера, представленных в экспозиции. Впервые зрители увидят семнадцать образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, созданных Вишняковым в 1755 году. Произведения были реставрированы в Русском музее в 2000 – 2024 годах. На экспозиции представлены работы Ивана Яковлевича из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, Музея Тропинина и московских художников его времени, художественных музеев Твери и Рыбинска.

Это первая в истории монографическая выставка Вишнякова.

Иван Яковлевич Вишняков – один из крупнейших художников XVIII века, портретист, монументалист, реставратор, педагог, более двадцати лет возглавлявший Живописную команду Канцелярии от строений, родился в 1699 году в Москве в семье ремесленников, в юности переехал в Петербург, и в 1721 году стал осваивать основы живописного мастерства. В 1727-1731 годах он работал под руководством придворного художника всех российских монархов первой половины XVIII века Луи Каравака, затем был в подмастерьях у одного из основоположников русской школы светской живописи Андрея Матвеева. В 1739 году Вишняков сменил Матвеева на посту руководителя Живописной команды Канцелярии от строений, которую возглавлял до самой смерти, дослужившись до чина надворного советника.

 На выставке представлено почти все сохранившееся портретное наследие художника.

Царствование императрицы Елизаветы Петровны – период плодотворной деятельности Живописной команды Канцелярии от строений. Художники, к ней приписанные, были живописцами-универсалами, в задачу которых входило выполнение самых разнообразных работ. Они писали портреты, плафоны, десюдепорты и прочие стенные росписи, образа в иконостасы возводившихся и перестраиваемых церквей, исполняли декорации к операм и балетам придворного театра, и наряду с этими ответственными поручениями обязаны были заниматься «починками», то есть своего рода реставрацией ранее созданных произведений. Система обучения в живописной команде, разработанная Матвеевым и усовершенствованная Вишняковым, позволила воспитать видных деятелей отечественного искусства.

Царствование императрицы Елизаветы Петровны – период плодотворной деятельности Живописной команды Канцелярии от строений.  

Выдающийся организатор, Иван Яковлевич, руководил всеми живописными работами в Петербурге и Москве и был непосредственным участником этой деятельности. Он находился в тесном контакте с архитекторами Бартоломео Растрелли и Михаилом Земцовым, декоратором Джузеппе Валериани, участвовал в оформлении царских дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.

 Иван Яковлевич Вишняков – один из крупнейших художников XVIII века.

На выставке представлено почти все сохранившееся портретное наследие художника, дающее точное представление о творческой манере Вишнякова-портретиста. Особое место среди его портретных образов занимают парные портреты супругов Тишининых (1755 г., Рыбинский музей) – единственные известные подписные работы, служащие эталоном для определения других его произведений. 

Детские портреты – особая тема в портретном творчестве Вишнякова. Это, в первую очередь, портрет Сарры-Элеоноры Фермор (1749 г., ГРМ), дочери шотландского дворянина, бывшего довольно долгое время прямым начальником Вишнякова в Канцелярии от строений. Примечательны в этом ряду и портреты брата Сарры-Элеоноры Вильгельма-Георга и князя Фёдора Николаевича Голицына (1760 г., ГТГ).

На выставке представлено почти все сохранившееся портретное наследие художника, дающее точное представление о творческой манере Вишнякова-портретиста.  

Неоднократно писал Вишняков и большие парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны. Один из них, заказанный Гоф-интендантской конторой, впоследствии стал иконографическим образцом. По свидетельству Александра Бенуа, в 1743 году Иваном был исполнен и портрет для Сената (ГТГ). После смерти мастера его имя оказалось надолго забыто. В начале ХХ века искусствовед Николай Врангель сожалел, что «до нас дошло так мало работ русских художников времени Елизаветы». Приобретение Русским музеем в 1907 году портретов детей Фермора он оценивал, как «целое открытие для исследователей истории портрета в России».

Вишняков с художниками Живописной команды написал немалое количество как целых иконостасов, так и отдельных образов. 

Вишняков с художниками Живописной команды написал немалое количество как целых иконостасов, так и отдельных образов, но в наши дни можно с уверенностью говорить лишь о двух сохранившихся комплексах – иконостасе 1747 года, переданном из Аничкова дворца во Владимирский собор, и иконостасе 1755 года, переданном в Русский музей из снесенной Троицкой церкви на Петроградской стороне. В церкви Воскресения Христова в Царском Селе сохранились лишь отдельные образа. Все остальные работы мастера считаются утраченными. В ГРМ хранится весь комплекс созданных Иваном Вишняковым и Дмитрием Михайловым икон Троицкой церкви – 27 сюжетов.

до 1 июля

Подробности

Фото - Пресс-служба Русского музея

 

 

Обложка: В Русском музее открылась первая в истории выставка Ивана Вишнякова.

Другие новости раздела

Выставки
02.05

В «Большой Оранжерее» Петергофа пробудилось ювелирное искусство

Экскурсии
28.04

В Кронштадт отправились катамараны нового типа, созданные специально для Петербурга

медиацентр
Театр
27.04

«Театр-баттл»: студенты обсудили «Бешеные деньги» в Театре имени Ленсовета

медиацентр
Бесплатно
26.04

«Четвертый Четверг» посетили барды из Pellev-клуба

Фестиваль
26.04

Конкурс Digital Opera закончился победой петербуржцев

Смотреть все