Опубликовано: 23 декабря 2022 года
Наталья Климова родилась в Нижнем Новгороде. Училась в Нижегородском художественном училище, которое успешно окончила и получила Похвалу Совета Государственной аттестационной комиссии за дипломную работу. Затем окончила Санкт-Петербургский государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И. Е. Репина и получила «Красный диплом» и оценку «Отлично» за дипломную работу «Средневековый театр».
С 2014 - 2018 гг. – училась в мастерской монументальной живописи под руководством профессора С. Н. Репина.
Постоянная участница городских, всероссийских и международных коллективных и персональных выставок. Работы находятся в частных коллекциях России, США, Австрии, Испании, Китае, Великобритании, Турции, Австралии, Канады, Франции и Финляндии.
– Какие темы вдохновляют вас на творчество?
– Искусство для меня это жизнь. Так, наверное, ответили бы многие художники. Это полностью мой мир. Но я не ставлю никаких сверхзадач, приходя утром в мастерскую, не думаю, хочу я изменить Мир или нет. Это просто мои собственные чувства, переживания, то самое искреннее и сокровенное, что я выражаю на холсте. И потом, когда мои картины видят люди, каждый находит в них частичку себя, что-то свое. Главные персонажи моих картин – женские образы. Девушки, которых я пишу, это не портреты, не конкретные персонажи, а, скорее, образы, состояния души. Но все же мне часто пишут и говорят, мол, в этой картине я узнала себя, я похожа на эту героиню. Практически всегда я пишу эти образы из головы (исключения составляют лишь заказные портреты). Именно поэтому так приятно, когда кто-то узнает на картине себя. Значит, моя живопись не оторвана от реальности, а созвучна с ней. Девушки с их внутренним миром. Иллюзия картины в картине – это тот прием, который я нередко использую. Иногда я зашифровываю в своих картинах сюжеты легенд, старинных сказок. Чтобы в каждом полотне была целая вселенная, которую можно бесконечно разглядывать, каждый раз находить все новые и новые смыслы. Это интересно мне. И, надеюсь, будет интересно и зрителю. Я пишу про состояние души. В некоторых картинах я намеренно направляю взгляд моих героинь на зрителя. Если вы находитесь в толпе и кто-то на вас пристально смотрит, вы это непременно ощутите и посмотрите на этого человека в ответ. А иногда я, наоборот, увожу взгляд, делаю акцент на истории, на деталях. На лицах моих героинь почти всегда отсутствуют яркие эмоции, выраженная мимика. Потому что в жизни мы обычно размышляем о самом сокровенном прикрыв глаза, погрузившись в свой мир, где не нужно носить маски.
Вдохновить меня может все, что угодно. Это может быть просто красивое цветовое сочетания, необычный типаж у прошедшей мимо незнакомки или интересная фактура. Я люблю изображать с помощью масляных красок витражи, гобелены, барельефы... В частности на этом эффекте построена моя последняя серия работ (еще не законченная) под названием «Прогулки по векам». Вообще картины у меня часто складываются в триптихи и серии. Пока ведешь работу над одним холстом возникает множество новых идей, хочется развивать сюжетную линию дальше…
– Ваша дипломная работа была посвящена средневековому театру и за нее получили «отлично». Что вы, как художник, изучали?
– Работа над дипломной картиной, несомненно, была очень важным и большим этапом учебы. Темой стал Средневековый театр. Меня всегда интересовали театральные представления. В детстве я часто посещала кукольный театр, по многу раз пересматривала любимые спектакли и до сих пор храню теплые воспоминания о них. Куклы-марионетки, под управлением своих мастеров-кукловодов, казались мне тогда абсолютно живыми. В своей работе я изобразила первые передвижные театры-повозки, появившиеся одновременно во многих европейских странах в эпоху Возрождения (конец 15 – начало 16 веков). Своими простыми, но занимательными постановками с участием кукол они вызывали интерес и у богатых, и у бедных, кочуя по дорогам и городам, и приносили в сердца людей праздник. За более чем трехлетнюю работу над поисками композиции, цветовой гаммы, конкретных персонажей, исторических фактов, архитектуры, атрибутики той эпохи, – было сделано сотни эскизов и несколько десятков крупноформатных картонов. Была проведена кропотливая работа по сбору материала для картины.
Моей главной целью было максимально образно, узнаваемо и, в то же время по-новому, сквозь призму своего видения передать атмосферу той эпохи. Было принято решение, не ограничивать географию изображаемого лишь одной страной, и создать собирательный образ Европы того времени. Это усложнило задачу, но и сделало её более интересной. В итоге моя дипломная картина была оценена на «Отлично», а личные похвалы от руководителей даже других мастерских были очень дороги и приятны.
– Оставила ли дипломная работа сильный отпечаток на ваше видение в творчестве или стало лишь одной из ступенек в познании мира и искусства?
– Работы, которые я прислала Вам – наверное наиболее ярко и точно могут охарактеризовать мой стиль. Можно, конечно, рассказать про каждую из них по отдельности, у многих из них очень интересные истории и судьбы. Например, картина «Ожидание», являющаяся, наверно, одной из моих самых известных работ, на сегодняшний момент служит обложкой для более чем 15 различных книг по всему миру от Австралии до Аргентины, и пользуется неизменным интересом у зрителей, поскольку каждый находит в ней что-то своё, отражение своих собственных мыслей и Ожидание чего-то сокровенного… А картина «Древняя Русь» была потрясающе анимирована, буквально «ожила» и служила фоном для выступления команды России на Евровидении-2021! Для меня было приятной неожиданностью, что команда такого большого конкурса обратилась к изобразительному искусству, и большой честью, что они выбрали именно мою картину.
– Ваши работы визуально напоминают арт-деко и модерн. Придерживаетесь ли вы уже какого-то одного направления в искусстве или предпочитаете не ограничивать себя рамками?
– Что касается стилистики моих работ (это один из самых часто задаваемых мне вопросов) – безусловно, я не стремлюсь намеренно соответствовать какому-то направлению. Я просто пишу так, как я вижу и чувствую этот мир. Сейчас у художников стало модным придумывать себе «персональные живописные стили», но не думаю что это хорошая идея и что-либо меняет. Нужно просто работать и не думать о формальных названиях и классификациях. Время, в конце концов, все расставит по своим местам.
– Вы выставлялись в городах Китая: г.Пекин, г.Сиань, г.Ченду, г.Сучжоу, г.Шаньдун… Китай вас заметил или вы протоптали тропу в Поднебесную?
– Во время учебы на третьем курсе в Санкт-Петербургской Академии художеств я начала создавать свои первые жанровые, сюжетные картины. После многих лет работы исключительно с натуры я обнаружила удивительную тягу к созданию чего-то своего, очень личного, в изображении на холсте моего внутреннего мира. Это было очень непривычно, намного сложнее, но и безумно увлекательно. Эти работы сразу обратили на себя внимание галеристов из Китая и уже через полгода там состоялась моя первая выставка, впоследствии ставшая регулярной. Конечно, это был очень вдохновляющий старт моей карьеры, такой бурный интерес к моим картинам придавал мне уверенности и сил в дальнейшей работе. Хотя, признаюсь честно, было не легко, ведь впереди еще были три года учебы, экзамены, написание дипломной картины. Занятия начинались рано утром и заканчивались поздним вечером, и уходя из института в десятом часу вечера еще нужно было дома заниматься разработкой эскизов композиций (я училась на монументальном отделении), и находить силы и время на мое собственное творчество. Помню как часто в то время, когда звонил будильник, сообщая «пора вставать», а ты даже и не заметил, как за работой над новым сюжетом пролетела в одно мгновение вся ночь, я мечтала чтобы в сутках было больше часов…).
– О чем ваша серия работ?
– Все присланные работы - из разных серий, созданы в разные года, но всех их объединяет одно - любовь к Женщине с большой буквы, к глубокой и загадочной женской душе, к истории, к фольклору, к природе, к красоте в каждой детали нашего мира…
«Прогулки по векам» 90х110 см, холст,масло, 2022 | Работы предоставлены Натальей Климовой
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться