Опубликовано: 28 декабря 2023 года
Экспозиция открывается работой Анатолия Анненкова, посвященной главному и традиционному сюжету праздника - рождению Иисуса Христа в пещере, и посещению младенца пасущимися неподалеку животными.
Вместе Людмилой Баландиной мы перемещаемся в Воскресенский Новодевичий монастырь. Идея его основания возникла у императрицы Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра Великого. Однако строительство обители затянулось по причине Семилетней войны. Поначалу женский монастырь, основанный в Петербурге в 1748 году, находился на месте Смольного дворца и назывался Воскресенским девичьим Смольным монастырем, но в силу различных обстоятельств он был упразднен в 1797 году. Таким образом, в середине XIX века в столице империи, несмотря на расцвет женского монашества, не было ни одной женской обители. Минуло 80 лет со времени неудавшейся попытки основания Новодевичьего монастыря, когда дочь императора Николая I великая княгиня Ольга, предложила обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову возродить женскую обитель. Обер-прокурор представил самодержцу доклад о пользе учреждения в столице женского монастыря. И предложение было поддержано государем.
Игорь Бурмистров дарит нам огни Рождественской елки. А вы знаете откуда они взялись? Сначала елки украшались свечами, которые символизировали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. Украшения крепились расплавленным воском или булавками, поэтому многие постоянно держали возле зеленых красавиц ведра с водой, чтобы в случае опасности тут же потушить пожар. Ситуация изменилась в 1882 году, с великим изобретением Томаса Эдисона, он же первым украсил свою елку восьмидесятью лампочками. Спустя несколько лет это украшение завоевало популярность во всем мире. Но только благодаря 15-летнему Альберту Садассу, который первым изобрел электрическую гирлянду, замкнув цепочку лампочек в единую решетку, произошел настоящий прорыв в украшении праздничных деревцев рождественскими огнями.
Татьяна Власова рассказывает о волшебной Рождественской ночи в своем произведении, выполненном в смешанной технике. Художница использовала такие материалы как шерсть, хлопок и полиэтилен.
Вдохнуть морозный воздух возле стен Староладожского Никольского мужского монастыря предлагает Ольга Денисенко. Основателем обители считается святой благоверный князь Александр Невский. По преданию на холме рядом с монастырем захоронены ладожане, погибшие в баталиях 1240 и 1242 года - Невской битве и Ледовом побоище. Монастырский соборный храм, построенный в XIII веке, был освящен во имя самого почитаемого в России святого - святителя Николая Чудотворца - покровителя моряков, рыбаков и путешественников. Вплоть до революции у ладожских рыбаков сохранялась традиция не начинать лов, не подойдя на лодках к вратам Никольской обители.
А Фёдор Жуков приглашает прогуляться в Рождество по Крюкову каналу, один из старейших в Северной столице. Вдалеке видна Колокольня Николо-Богоявленского Морского собора, традиционно окормлявшего моряков русского флота. Звонницу оснастили небывало роскошным для Петербурга набором из 17-ти колоколов. Самый массивный из них весил чуть меньше 8,5 т, самый маленький – около 27 кг. В настоящее время на колокольне используется механический звон. Первая за 65 лет комплексная научная реставрация колокольни завершилась в конце 2023 года.
Колокольный звон считается ярким символом Рождества Христова и имеет глубокое духовное значение: он возвещает о пришествии Господа Иисуса Христа на землю, призывает верующих собраться вместе для празднования этого великого события.
Про свои работы, посвященные Рождеству рассказывает автор – Илларион Коньков:
«Зимняя стужа, в деревянной избе качается детская колыбель, что-то забытое из далекого детства, виденное мной в дедовском деревенском доме. Именно в этот момент вспоминается Рождество. И это не только большой и светлый христианский праздник. Это и рождения ребенка - простое и ясное чудо в жизни каждого человека. Это момент, когда нахлынувшие радостные теплые чувства начинают согревать душу, как согревало меня холодным зимним вечером разноцветное лоскутное одеяло».
«Христианский праздник Рождества, служба, иконы, свечи. А вокруг – бесконечное звездное небо. Весь космос блистает звездами. Сама Богоматерь, и Христос, находятся в этом бесконечном звездном небе, в ярком, сочном, звучном небосводе, наполненном звоном колоколов и сверканием огней. И слышится: «Христос Родился, славите!», – поясняет про свою картину Илларион Коньков.
Вера и Владимир Лихачёвы предлагают нам вспомнить Рождество 2015 года, когда впервые после долгого перерыва в Исаакиевском соборе стали проводиться службы. Тогда же впервые был задействован новый большой 17-тонный колокол собора — Главный Благовестник, установленный на храме в ноябре того же года. Этот великан весил больше, чем все остальные колокола из набора.
На работе Елены Мультиситы все замерло в ожидании Рождественского чуда.
Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к пещере, где родился младенец Иисус. Именно поэтому в Рождество в домах верующих (и не только) людей можно увидеть елку со звездой на верхушке. Точное количество лучей Вифлеемской звезды ни в Евангелии, ни в других источниках не указывается, поэтому ее изображают по-разному. При этом православие уверено, что на небе в час Рождества загорелась конкретно восьмиконечная Вифлеемская звезда. Она присутствует на всех явленных в России иконах Богородицы, изображается на ее плечах и на голове.
И вот оно рождение новой звезды в работе Наталии Цветковой. Автор так говорит о своей работе: «Каждую секунду во Вселенной рождаются и умирают миллиарды звезд. Их свет может идти до Земли в течение тысячелетий. Глядя на небо, мы видим светила, которых, возможно, давно не существует. Арт-объект «Рождение звезды» – это сгусток «звездной пыли», из которой рождается свет новой звезды».
Другая работа Наталии Цветковой рассказывает нам о первом цветке, который был создан Богом в третий день творения. «Первозданный цветок был похож одновременно на морское растение и на растение, которое растет на суше. Поэтому я создала цветок, аналогов которому нет в современном мире. Он не похож на существующие растения. Арт-объект создан при помощи оптоволокна, металла, шерсти и акрила», - утверждает художница.
Кстати, рождественский цветок в природе существует! Это растение пуансеттия, или рождественская звезда, являющаяся в Европе символом праздника. Именно в зимние дни ее яркие и эффектные цветы-звездочки распускаются и «зажигаются» поверх зеленых листочков. Неудивительно, что цветок используют для украшения интерьера к Новому году и вручают друзьям в качестве подарка.
Завершает выставку Елена Шульга, которая представила на виртуальную экспозицию два фарфоровых пласта.
Колядки — это особые обрядовые песни, которые обычно исполняют с 6 января, вечера Сочельника (ночь перед Рождеством Христовым), до 18 января, кануна праздника Крещения Господня. По традиции колядуют всегда ряженые, то есть люди, одетые в костюмы, их лица закрыты масками (например, козы, медведя). Артисты часто аккомпанируют своим песням на музыкальных инструментах или трещотках. Все это можно увидеть на работе мастера.
Кстати, о традициях, если колядование происходит вечером в сочельник, в группе выбирают звездаря — того, кто понесет на посохе изображение звезды, символизирующую Вифлеемскую.
Подборка подготовлена совместно со Санкт-Петербургским союзом художников. Благодарим Марину Нериновскую за неоценимую помощь в создании статьи.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться