Опубликовано: 13 сентября 2023 года
Дагестан является самым южным субъектом Российской Федерации и граничит с такими территориями, как Чеченская Республика, Ставропольский край и Республика Калмыкия, а также с Грузией и Азербайджаном.
Художник-этнограф Сакинат Исмаилова живет в Петербурге, где она и создала проект «Матрешки-неваляшки в национальных костюмах народов Дагестана». Наша собеседница - уроженка села Геба Акушинского района Дагестана, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, мастер художественной авторской куклы. Свои работы подписывает как "S.Geba".
- Как Вам пришла в голову идея «одеть» матрешек в дагестанские костюмы?
- В девяностые годы я часто ездила заграницу, радовала иностранцев любимой русской матрешкой, но всегда хотелось видеть матрешки и неваляшки в дагестанских костюмах. И только в 2011 году мечту удалось осуществить. Привозить и охранять сами старинные костюмы на выставках часто дорого и сложно, но можно ведь показать их на куклах и матрешках.
- Насколько точны Вы воспроизводите костюмы в своей коллекции?
- Это точное воспроизведение нарядов. Было важно, чтобы сразу бросалось в глаза - к какой именно национальности относится каждая матрешка. На базе этнографического музея «Дагестанский аул», расположенного в Махачкале, я три года изучала традиционные костюмные наряды народов Дагестана, а также в течении 10 лет работала внештатными научным сотрудником и художником-педагогом в Российском этнографическом музее. Изучала картины русских и дагестанских художников: Гагарина, Лансере, Аскара-Сарыджи, Джемала, Лакова и других.
У меня еще есть авторский проект «Реконструкция традиционных костюмов народов Дагестана в миниатюре», который стал победителем конкурса года Культуры (2014 г.). В дальнейшем коллекция кукол-миниатюр экспонировалась в Государственной Думе и была признана одним из приоритетных проектов в области развития культуры Республики Дагестан.
- Какое у Вас образование? Учились ли Вы росписи матрешек специально?
- Росписи я училась у специалистов! Закончила Академию культуры и искусств в Санкт-Петербурге (сейчас это Санкт-Петербургский государственный институт культуры). Сейчас работаю реставратором. Очень нравится реставрировать живопись на потолках и стенах залов наших прекрасных дворцов. Я - действительный член Академии русской словесности и изящных искусств имени Державина, член творческого объединения профессиональных художников «Полиреализм», член творческого объединения художников-дагестанцев, живущих и работающих в Санкт-Петербурге «Открытая ладонь». Постоянный участник международной выставки «Стекло и керамика в пейзаже» в Санкт-Петербурге, а также выставок Союза Художников (секции керамика, скульптура, живопись). Организовала шесть своих персональных выставок.
Сами по себе аварцы — самый многочисленный народ современного Дагестана. Считается, что их около 1 миллиона человек. В конце 30-х годов ХХ века в этнос аварцев включили 14 народов, которые стали считать подэтносами. Хотя представители этих народностей имеют совершенно различные языки и традиции. Поэтому можно считать, что аварцы — это группа народов. Багулалы — один из дагестанских народов аварской группы. Первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием «авары» встречается в 1404 году в «Книге познания мира» архиепископа и путешественника Иоанна де Галонифонтибуса.
Андийцы — один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Название образовано от имени самого большого из сел, населенных представителями данной народности — села Анди. Самоназвание андийцев — гъваннал, уходящее корнями в глубокую древность. В переводе с иудейского «ганна'им» означает «ревностные к вере»: считается, что до прихода христианства и ислама в регионе господствовал иудаизм, чем может объясняться появление названия. При советских и российских переписях населения их причисляли к аварцам.
Балхар - это село в Акушинском районе Дагестана в котловине между двумя большими горными вершинами. Балхар известен как старинный центр народного керамического художества, и некоторые лингвисты связывают название населенного пункта с арабским словом фаххар в значении «гончары», «гончарные изделия». С XVIII века по 20–30-е года XX века весь нагорный Дагестан (аварцы, лакцы, даргинцы) обеспечивались керамической посудой Балхара. Судя по архаической росписи, ей не менее 500 лет. В этом селе керамика традиционно считается женским занятием. Мужчинам издревле запрещалось не только прикасаться к гончарному кругу, но даже и собирать глину.
Лезгины - это один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» нередко ошибочно объединяли все горские народы Дагестана, и это объясняется тем, что от самих лезгин это название перешло к другим дагестанцам. Для обозначения же самого лезгинского народа использовали условный термин кюринцы (условное название данное бароном Усларом во второй половине XIX века специально для всех лезгин). В своем нынешнем значении, как обозначение конкретно лезгинского народа, термин официально используется с 1920-х годов.
Ногайцы - тюркский народ, проживающий на Северном Кавказе, а также на юге Нижнего Поволжья. В Дагестане ногайцы имеют статус одного из коренных народов республики, формально это означает также и официальный статус ногайского языка в этом субъекте. В основе национального костюма – элементы одежды древних кочевников.
- Цахуры – один из титульных народов Дагестана, живут в верховьях реки Самур, имеют многовековую историю. Первые сведениях о них встречаются в армянских и грузинских источниках VII века. Главное селение дагестанских цахуров — Цахур — существовало уже в XI—XII вв. Сами цахурыименуют себя «йахъбы» или «йихъбы». А их предки исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказской Албании.
- Табасараны - шестой по численности народ Дагестана. В республике их насчитывается около 128 тыс., и они составляют 7,7% населения республики, еще 39 тыс. живут в других регионах России, а всего в мире их насчитывается 190 тыс. человек.
- Рутулцы - коренные жители Рутульского района Дагестана и Северного Азербайджана. Этноним «рутульцы» связан с названием селения Рутул. На местном диалекте этот населенный пункт называется МыхІаІд, а его жители себя именуют «мыхIабыр», «мыхIад». Этноним «рутульцы» закрепился за народом только со времен советской власти. По результатам переписи 2020 года его численность в России составила 34.259 человек. Предки тоже входили в состав древнего государства — Кавказская Албания.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться