Опубликовано: 10 мая 2023 года
Сопредседатель Гильдии Текстильщиков Санкт-Петербурга (неформальное творческое объединение существует с 1995 года), куратор выставок и проектов.
Личный сайт – www.feltandpaper.net
Приглашаем в один из ее миров — в мир Севера ее глазами!
– Что вы считаете Севером? Это может быть Русский Север, это может быть сторона света, это могут быть страны Северной Европы...
– Северный пейзаж в моей трактовке не имеет точной привязки к какой либо стране. Это просто место, где прохладно, спокойно и мало людей. Согласитесь, когда слышишь, просто слышишь, словосочетание «южный пейзаж», то автоматически перед глазами возникает совершенно определенная картинка. А Север – любой север, это совершенно другой мир, другая концепция. То есть Северный пейзаж в моём мире – это просто символ, знак, объект, может быть даже частично выдуманный.
– Какая идея легла в основу в серии «Северные пейзажи»?
– Идея передать состояние отрешенности и спокойствия, медитативное состояние. И раскрыть потенциал валяной шерсти, которую многие воспринимают как просто… валенок. Здесь, наверное, нужно немного рассказать о материале, в которым выполнена моя серия. Войлок – это свалянная шерсть. Если гобелен – другая техника, в которой работают многие мастера художественного текстиля, предполагает использование нити, то в валянии используется первооснова шерсти – волокно. И сама техника древняя, очень древняя. Есть миф, в котором историю возникновение войлока связывают с Ноевым ковчегом. Якобы Ной в загоне, где содержались овцы, обнаружил первый на земле валяный ковер. Шерсть, которая во время путешествия падала на землю, под воздействием влаги и механического воздействия (копыта овец) превратилась в плотный монолитный материал. Примерно так же и я изготавливаю свои панно, только вместо копыт у меня руки и малая механизация – машинка для ошкуривания деревянных поверхностей, немного модернизированная. Я раскладываю волокна непряденной шерсти, иногда это совершенно необработанная шерсть, только состриженная с овцы и хорошо, если промытая. Сам раскладки шерсти уже одна сплошная медитация. Далее смачиваю раскладку мыльным раствором и непосредственно валяю, обрабатываю шерстяной слой. Можно сказать, что сам материал подсказывает и идею и воплощение и стилистику и стилизацию панно. Шерсть руководит мной. На данный момент я пошла дальше и стала использовать в работах этой серии не только валяние, но и ручное ткачество, вторую древнейшую технику. Но только в сочетании с валянием.
– Почему тема вас лично заинтересовала?
– Когда я начала работать с шерстью, как основой для создания картин-панно, то практически сразу у меня стало получаться то, что вы видите. Как многие художники говорят, что они только проводник для мироздания – так я могу сказать, что ничего другое у меня и не «валяется». Только такие пейзажи. Казалось такой материал, как шерсть, уже сам по себе предполагает что-то тёплое, но возможно здесь и содержится объяснение – шерсть и холод, антагонизм и сосуществование.
Визуальный материал предоставлен Зоей Ленденской-Большаковой
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться