Зоя Ленденская-Большакова закончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академия имени А. Л. Штиглица (бывшее училище им. В.И. Мухиной) кафедру декоративных тканей в 1992 году. Член Союза Художников России с 1999 года. Работает в различных техниках, таких как ручное ткачество, войлок (в большей мере), ручная бумага (папье-маше), роспись по ткани.
Сопредседатель Гильдии Текстильщиков Санкт-Петербурга (неформальное творческое объединение существует с 1995 года), куратор выставок и проектов.
Личный сайт – www.feltandpaper.net
Приглашаем в один из ее миров — в мир Севера ее глазами!
![Зоя Ленденская-Большакова. Автор: Дмитрий Песочинский. Из личного архива Зоя Ленденская-Большакова. Автор: Дмитрий Песочинский. Из личного архива](/upload/medialibrary/6f4/jlz4ncasty9zyjscvtlihmtaz0noif5r.jpg)
– Что вы считаете Севером? Это может быть Русский Север, это может быть сторона света, это могут быть страны Северной Европы...
– Северный пейзаж в моей трактовке не имеет точной привязки к какой либо стране. Это просто место, где прохладно, спокойно и мало людей. Согласитесь, когда слышишь, просто слышишь, словосочетание «южный пейзаж», то автоматически перед глазами возникает совершенно определенная картинка. А Север – любой север, это совершенно другой мир, другая концепция. То есть Северный пейзаж в моём мире – это просто символ, знак, объект, может быть даже частично выдуманный.
– Какая идея легла в основу в серии «Северные пейзажи»?
– Идея передать состояние отрешенности и спокойствия, медитативное состояние. И раскрыть потенциал валяной шерсти, которую многие воспринимают как просто… валенок. Здесь, наверное, нужно немного рассказать о материале, в которым выполнена моя серия. Войлок – это свалянная шерсть. Если гобелен – другая техника, в которой работают многие мастера художественного текстиля, предполагает использование нити, то в валянии используется первооснова шерсти – волокно. И сама техника древняя, очень древняя. Есть миф, в котором историю возникновение войлока связывают с Ноевым ковчегом. Якобы Ной в загоне, где содержались овцы, обнаружил первый на земле валяный ковер. Шерсть, которая во время путешествия падала на землю, под воздействием влаги и механического воздействия (копыта овец) превратилась в плотный монолитный материал. Примерно так же и я изготавливаю свои панно, только вместо копыт у меня руки и малая механизация – машинка для ошкуривания деревянных поверхностей, немного модернизированная. Я раскладываю волокна непряденной шерсти, иногда это совершенно необработанная шерсть, только состриженная с овцы и хорошо, если промытая. Сам раскладки шерсти уже одна сплошная медитация. Далее смачиваю раскладку мыльным раствором и непосредственно валяю, обрабатываю шерстяной слой. Можно сказать, что сам материал подсказывает и идею и воплощение и стилистику и стилизацию панно. Шерсть руководит мной. На данный момент я пошла дальше и стала использовать в работах этой серии не только валяние, но и ручное ткачество, вторую древнейшую технику. Но только в сочетании с валянием.
– Почему тема вас лично заинтересовала?
– Когда я начала работать с шерстью, как основой для создания картин-панно, то практически сразу у меня стало получаться то, что вы видите. Как многие художники говорят, что они только проводник для мироздания – так я могу сказать, что ничего другое у меня и не «валяется». Только такие пейзажи. Казалось такой материал, как шерсть, уже сам по себе предполагает что-то тёплое, но возможно здесь и содержится объяснение – шерсть и холод, антагонизм и сосуществование.
![«Северный пейзаж». Диптих, шерсть, войлоковаляние, 180 х 90 см. 2010 г. «Северный пейзаж», диптих, шерсть, войлоковаляние, 180 х 90 см. 2010 г.](/upload/medialibrary/79d/kkegb1kufvhxkekhjx33hw5bmwglhuva.jpg)
![«Северный пейзаж №1». Шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г. «Северный пейзаж №1» , шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г.](/upload/medialibrary/829/8r3dka8j1dp61cymjgfkz0fnii8zx05o.jpg)
![«Северный пейзаж №2». Шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г. «Северный пейзаж №2» , шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г.](/upload/medialibrary/2cf/ccbxzqx3c8flylgdw2uehxi1huleglkg.jpg)
![«Тихие шаги за ночным окном». Двухсторонний ковер, шерсть, войлоковаляние, 132х180 см., 2011 «Тихие шаги за ночным окном», двухсторонний ковёр, шерсть, войлоковаляние, 132х180 см., 2011](/upload/medialibrary/ef9/oru1qga95qz0ed2oc2gutycvfvu9qawt.jpg)
![«Гора». Диптих, войлок, войлоковаляние, вышивка, 180х110 см., 2013 г. «Гора» диптих, войлок, войлоковаляние, вышивка, 180х110 см., 2013 г.](/upload/medialibrary/e07/9edqyawd6qxy9jt4k8e43c1adp2odyxp.jpg)
![«Северная симфония». Триптих, шерсть, войлоковаляние, 275х84 см., 2018 г. «Северная симфония», триптих, шерсть, войлоковаляние, 275х84 см., 2018 г.](/upload/medialibrary/ab0/f021m09eoogqzd5dsc4sncgbwu9f86oz.jpg)
![«Остров в облаках». Объект, шерсть, войлоковаляние, ручное ткачество, 20х20х15 см., 2017 г. «Остров в облаках», объект, шерсть, войлоковаляние, ручное ткачество, 20х20х15 см., 2017 г.](/upload/medialibrary/b1d/ibo6wbx748p1s3o8do8zh9ndk3gjeujc.JPG)
![«Льды». Триптих, ручное ткачество, войлок, смешанная техника, 160 х 50 см., 2018 г. «Льды» триптих, ручное ткачество, войлок, смешанная техника, 160 х 50 см., 2018 г.](/upload/medialibrary/93e/za6dq1lnwrrulaiwnlqtkphwy16k2jfh.jpg)
Сопредседатель Гильдии Текстильщиков Санкт-Петербурга (неформальное творческое объединение существует с 1995 года), куратор выставок и проектов.
Личный сайт – www.feltandpaper.net
Приглашаем в один из ее миров — в мир Севера ее глазами!
![Зоя Ленденская-Большакова. Автор: Дмитрий Песочинский. Из личного архива Зоя Ленденская-Большакова. Автор: Дмитрий Песочинский. Из личного архива](/upload/medialibrary/6f4/jlz4ncasty9zyjscvtlihmtaz0noif5r.jpg)
– Что вы считаете Севером? Это может быть Русский Север, это может быть сторона света, это могут быть страны Северной Европы...
– Северный пейзаж в моей трактовке не имеет точной привязки к какой либо стране. Это просто место, где прохладно, спокойно и мало людей. Согласитесь, когда слышишь, просто слышишь, словосочетание «южный пейзаж», то автоматически перед глазами возникает совершенно определенная картинка. А Север – любой север, это совершенно другой мир, другая концепция. То есть Северный пейзаж в моём мире – это просто символ, знак, объект, может быть даже частично выдуманный.
– Какая идея легла в основу в серии «Северные пейзажи»?
– Идея передать состояние отрешенности и спокойствия, медитативное состояние. И раскрыть потенциал валяной шерсти, которую многие воспринимают как просто… валенок. Здесь, наверное, нужно немного рассказать о материале, в которым выполнена моя серия. Войлок – это свалянная шерсть. Если гобелен – другая техника, в которой работают многие мастера художественного текстиля, предполагает использование нити, то в валянии используется первооснова шерсти – волокно. И сама техника древняя, очень древняя. Есть миф, в котором историю возникновение войлока связывают с Ноевым ковчегом. Якобы Ной в загоне, где содержались овцы, обнаружил первый на земле валяный ковер. Шерсть, которая во время путешествия падала на землю, под воздействием влаги и механического воздействия (копыта овец) превратилась в плотный монолитный материал. Примерно так же и я изготавливаю свои панно, только вместо копыт у меня руки и малая механизация – машинка для ошкуривания деревянных поверхностей, немного модернизированная. Я раскладываю волокна непряденной шерсти, иногда это совершенно необработанная шерсть, только состриженная с овцы и хорошо, если промытая. Сам раскладки шерсти уже одна сплошная медитация. Далее смачиваю раскладку мыльным раствором и непосредственно валяю, обрабатываю шерстяной слой. Можно сказать, что сам материал подсказывает и идею и воплощение и стилистику и стилизацию панно. Шерсть руководит мной. На данный момент я пошла дальше и стала использовать в работах этой серии не только валяние, но и ручное ткачество, вторую древнейшую технику. Но только в сочетании с валянием.
– Почему тема вас лично заинтересовала?
– Когда я начала работать с шерстью, как основой для создания картин-панно, то практически сразу у меня стало получаться то, что вы видите. Как многие художники говорят, что они только проводник для мироздания – так я могу сказать, что ничего другое у меня и не «валяется». Только такие пейзажи. Казалось такой материал, как шерсть, уже сам по себе предполагает что-то тёплое, но возможно здесь и содержится объяснение – шерсть и холод, антагонизм и сосуществование.
![«Северный пейзаж». Диптих, шерсть, войлоковаляние, 180 х 90 см. 2010 г. «Северный пейзаж», диптих, шерсть, войлоковаляние, 180 х 90 см. 2010 г.](/upload/medialibrary/79d/kkegb1kufvhxkekhjx33hw5bmwglhuva.jpg)
![«Северный пейзаж №1». Шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г. «Северный пейзаж №1» , шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г.](/upload/medialibrary/829/8r3dka8j1dp61cymjgfkz0fnii8zx05o.jpg)
![«Северный пейзаж №2». Шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г. «Северный пейзаж №2» , шерсть, войлоковаляние, 100х100 см. 2010 г.](/upload/medialibrary/2cf/ccbxzqx3c8flylgdw2uehxi1huleglkg.jpg)
![«Тихие шаги за ночным окном». Двухсторонний ковер, шерсть, войлоковаляние, 132х180 см., 2011 «Тихие шаги за ночным окном», двухсторонний ковёр, шерсть, войлоковаляние, 132х180 см., 2011](/upload/medialibrary/ef9/oru1qga95qz0ed2oc2gutycvfvu9qawt.jpg)
![«Гора». Диптих, войлок, войлоковаляние, вышивка, 180х110 см., 2013 г. «Гора» диптих, войлок, войлоковаляние, вышивка, 180х110 см., 2013 г.](/upload/medialibrary/e07/9edqyawd6qxy9jt4k8e43c1adp2odyxp.jpg)
![«Северная симфония». Триптих, шерсть, войлоковаляние, 275х84 см., 2018 г. «Северная симфония», триптих, шерсть, войлоковаляние, 275х84 см., 2018 г.](/upload/medialibrary/ab0/f021m09eoogqzd5dsc4sncgbwu9f86oz.jpg)
![«Льды». Триптих, ручное ткачество, войлок, смешанная техника, 160 х 50 см., 2018 г. «Льды» триптих, ручное ткачество, войлок, смешанная техника, 160 х 50 см., 2018 г.](/upload/medialibrary/93e/za6dq1lnwrrulaiwnlqtkphwy16k2jfh.jpg)
Визуальный материал предоставлен Зоей Ленденской-Большаковой
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться