Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Виртуальная выставка «Балерины в творчестве Анастасии Вострецовой»

31 октября 2022
Виртуальная выставка «Балерины в творчестве Анастасии Вострецовой»

Анастасия Вострецова. Фото: Дарья Мурашко | Фотография и работы предоставлены Анастасией Вострецовой

Художница Анастасия Вострецова родилась в Екатеринбурге, но уже пол жизни прожила в Санкт-Петербурге. Город ей близок по духу, созвучен своей театральностью и пасмурной тишиной. Любимые темы в живописи: балет, натюрморт, портреты. Предпочитает сухую пастель и масляную живопись. Приглашаем вас в мир балета Анастасии Вострецовой!


– Как вы попали в мир балета?
– Тема балета меня преследовала с детства. Сохранились папки с рисунками, иллюстрирующими балетные спектакли, на которые меня водила Мама. Я, как и многие девочки, занималась балетом какое-то время. Позднее о театре было забыто, и я погрузилась в обучение в художественном училище и Академии художеств. Но, в моей жизни появился значимый человек, художник Василий Братанюк, который снова открыл для меня мир театра и балета. Я училась у него несколько лет. Василий всю жизни пишет картины на балетную тему, а я могу назвать себя его последователем. Балет мы видим, конечно, по-разному, у меня он более сказочный и восторженный.
 
– Есть ли у вас художественные ориентиры в рисовании балета? Предшественники, кумиры? Не только российские художники, но и за рубежом.
– Ориентиров в рисовании балета у меня нет по одной простой причине: художников, посвятивших творчество этой теме просто по пальцам пересчитать. Мои художественные ориентиры – это музейные стены, каждый раз примеряю мысленно свои работы в те залы, где висят великие наши предшественники и это очень помогает, отрезвляет, что ли. Понимаешь, какие ошибки совершаешь и над чем нужно еще работать, и путь этот бесконечный. 
 
– Как вам кажется, вы нащупали свой стиль, свое видение в создании балетного мира на холсте?
– как правило, художник не ставит своей задачей найти свой стиль , это происходит помимо желания, или не происходит. Просто важно делать то, что близко сердцу и, наверное, это и будет собственным почерком, ведь у каждого рисующего свой язык. Мне сложно судить о себе самой, но думаю, что мои балетные работы узнаваемы, а значит, и почерк есть.
 
– Что для вас самое главное в картинах о балете? Можно, например, проводить архивное исследование по портретам балерин, созданных вами, во что она была одета и так далее, или это больше художественная интерпретация увиденного вами.
– Тема балета в живописи всегда считалась «моветон», особенно среди художников. Мы не будем брать в расчет Дега, он единственный, неповторимый,гениальный художник, работавший над темой балета (были и другие, но они остались незаметными). В современной живописи с трудом можно найти что-то стоящее на тему балета. В основном это будут розовые картинки с «А ля-балеринами». Часто художники изображают балет, но при этом никогда не были в театре. Эта тема не может быть вымышленной, она требует любви к театру, красоте, балетной пластике, знание балетного языка и тонкостей костюмов. 

Моей главной целью и задачей является найти, передать образ балерины так, чтобы он звучал максимально нейтрально, как бы живущим вне времени. Наиболее получилось это сделать в картинах «старинная шаль» и «белая шаль». По моим работам можно проследить творческую жизнь какой-либо балерины. Есть работы, на которых изображена совсем крошечная девочка, а потом, спустя много лет я снова ее рисую, и она превращается уже в грациозного лебедя, потому что танцует в театре. Так же есть работы, посвященные одной балерине. Более 15 лет я рисовала Ильмиру Багаутдинову, артистку балета Мариинского театра. Было написано более 40 картин, где можно проследить творческий путь балерины, ее роли. Мы неоднократно делали выставки, где показывали эти работы.
 
– Возможно ли рисовать балетный спектакль с натуры? Среди ваших работ есть спектакли из репертуаров театров. Это именно с натуры или уже художественная переработка ваших впечатлений?
– Балет возможно рисовать с натуры, но это будут мало информативные наброски. За кулисами во время спектакля невозможно рисовать, потому что это может помешать рабочему процессу артистов балета, а так же там просто темно и ничего не будет видно на холсте. Все мои сюжеты – это художественная переработка увиденного. Среди моих балетных картин есть как абсолютно вымышленные сюжеты, так и по спектаклям, идущим в театрах.
 
– Расскажите, пожалуйста, как сложилось ваше сотрудничество с Михайловским театром?
– Театр увидел мои балетные работы и обратился ко мне, подобрать что-то новогоднее для их афиши. У меня была серия новогодних снежинок среди которых картина с балеринами в костюмах снежинок, которые зажигают уличный фонарик. Специально для театра я переписала фон и изобразила часть итальянской улицы и фасада театра. К следующему Новому году я писала картину специально для театра. Там можно увидеть занавес Михайловского театра и знакомого персонажа-щелкунчика. В каждом театре свой, особенный Щелкунчик.
 
– Чтобы вы порекомендовали посмотреть или почитать тем, кто погружается в мир балета? Книги, кино, картины художников?
– В мастерской у меня есть полочка с книгами о театре, воспоминания артистов балета. Среди них есть книги , которые понравились:
  • Шаляпин «Маска и душа»;
  • Олег Виноградов «Исповедь балетмейстера»;
  • Плисецкая «Я, Майя Плисецкая…»;
  • Тамара Карсавина «Театральная улица».
Не очень люблю фильмы о Балете, как и фильмы о художниках по причине искусственности образа не имеющего ничего общего с реальностью. Но фильм «Анна Павлова» 1983 г. мне очень понравился и запомнился.
 
– А что вы думаете о современных танцах? Вы их воспринимаете как источник вдохновения или это вам абсолютно чуждо?
– Я приверженец классического танца. У меня есть подруги балерины, которые не раз приглашали на концерты современной хореографии. Есть очень сильные вещи, пробирающие до мурашек. Но это больше для получения каких-то эмоций, переживаний. Я не вижу, каким образом можно изобразить современный танец, скорее всего, я просто художник, говорящий об иной красоте. Вернее сказать, я не могу найти художественного языка, который помог бы мне передать впечатления о современном танце. 
«Когда в театре тишина».  Бумага, пастель
«Маркиза старинных оград». картон, пастель
«Закулисье. Сильфиды». Бумага,  пастель
«Хозяйки театральных фонариков». Холст, масло
«Старинная шаль». Холст, масло
«Отдых». Картон, пастель
«В антракте». Холст, масло
«Анжелина Воронцова в роли Вилисы». холст, масло
«Балет Жизель. Перед спектаклем». Холст, масло
«Юная балерина»

Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых фотовыставок

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: