Как Пётр I изменил главный праздник в году
Праздники

22 декабря 2022 года

Как Пётр I изменил главный праздник в году

Клавдий Лебедев «Ассамблея при дворе Петра I» / Ивановское объединение художественных музеев.

20 декабря 1699 года царь Пётр I издал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Рассказываем о том, как с приходом нового государя поменялись традиции новогодних праздников, а также всего летоисчисления.


Что было до Петра I?

В Киевской Руси жили по византийскому летосчислению, которое использовалось в православном мире, поэтому Новый год встречали весной, когда начинала пробуждаться замерзшая земля — в марте. Свидетельств о том, как праздник отмечали в народе, почти нет. Первые сведения о праздновании Нового года в России можно увидеть в «Парижском словаре московитов» XVI века, который составил капитан Жан Соваж в Холмогорах. В тексте приводится русское название новогоднего праздника: «Первый день во году».

В 1492 году государь всея Руси Иван III Васильевич, отец Ивана Грозного, перенес праздник на 1 сентября, таким образом объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Этот день был выбран для отмечания неслучайно. Согласно Ветхому Завету, Господь Бог повелел каждый год особенно праздновать наступление 7 месяца, ибо именно тогда Ноев ковчег остановился на горах Араратских. При этом в России сохранилось леточисление от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа. 

В XVII столетии празднование Нового года было официальным мероприятием, в котором участвовали такие высшие представители светской и церковной власти, как царь и патриарх. Церемония «О начатии нового лета» («На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья») начиналась около 9 часов утра и проводилась на соборной площади Московского Кремля.

Соборная площадь Московского Кремля. Слева, в подклете. Фото из книги «Государственная Оружейная палата», 1988



Пётр I и Новый год

Традиция отмечать Новый год по осени просуществовала 207 лет. В 1699 году Пётр I издал указ № 1736, согласно которому началом года стали считать 1 января. В этом царь последовал примеру христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. В именном указе самодержец объявил:

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Самодержец не мог целиком перевести Русь на новый календарь, поскольку церковь жила по юлианскому. Чтобы синхронизировать российское летосчисление с европейским, царь повелел считать годы не от сотворения мира, как раньше, а от Рождества Христова. Таким образом, первое января 7208 года от сотворения мира стало первым января 1700 года от Рождества Христова. Поскольку многие страны жили по григорианскому календарю, а Россия по юлианскому, то Новый год стал на 11 дней опережать европейский. Крестьянство пока что предпочитало отмечать Новый год в сентябре, а новая дата больше ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством. Новый год в январе стал по настоящему народным праздником гораздо позднее.

«Именным указом от 1699 года Пётр I велел отныне вести летоисчисление с 1 января, по примеру не только европейских государств, но и славянских городов, «от которых вера наша православная принята», – рассказывается в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». Эта книга размещена в коллекции «Новый год и Рождество в России» на портале Президентской библиотеки», — прокомментировала в пресс-службе Президентской библиотеки.

М. Запегин. Начало нового летосчисления. 1972 год – открытка Из фондов Президентской библиотеки www.prlib.ru


Новогодние традиции

Пётр I ввел в России новые традиции празднования Нового года, с которыми он познакомился во время Великого посольства. Например, пускать фейерверки и украшать дома еловыми и сосновыми ветками. Впервые он заметил эту традицию у жителей Немецкой слободы — ведь для немцев ель является символом вечной жизни. Примеры того, как нужно наряжать праздничное дерево, были представлены на Гостином дворе. В первое празднование Нового года в январе на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а жители стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. По распоряжению царя бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, а сам Пётр I предстал в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков. Новогодняя ель окончательно вошла в обиход уже при императоре Николае I.

В пресс-службе Президентской библиотеки прокомментировали, что в книге Александра Корниловича «Новый год в 1724 году» можно найти подробности церемонии празднования 1 января самодержцем:

«В 6 часов утра Пётр и вся императорская фамилия отправились в крытых санях из Зимняго дворца… на Петербургскую сторону в собор Святой Троицы, к слушанию обедни. …Государь пел в тот день на клиросе с певчими, и Сам читал Апостол. <…> В церкви с Государем были самые приближённые к его особе. Все же прочие дожидались выхода Императорской фамилии на площадке перед собором. Тут находились знатнейшие вельможи, высшие чиновники в коллегиях, генералитет и офицеры гвардии; немного поодаль выстроены были Преображенский и Семеновский полки и войска, составлявшия в то время Петербургский гарнизон. Государь был в преображенском мундире, зеленом с красным откладным воротником, и красном камзоле, оба обложенные золотым позументом, в чулках полосатых, белых с синим, и в башмаках из кожи севернаго оленя мехом вверх. Приезжавшие все должны были являться в праздничных французских кафтанах, служащие в военной службе в своих мундирах. Император приветствовал поздравлявших поцелуем в голову… По окончании сей церемонии Пётр отправился угощать гвардию, поднося каждому из солдат по ковшу водки… Поздравления их и угощение войска продолжались до 4 часов. Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя дипломатический корпус».

Борис Кустодиев. «Зима». / Государственный Русский музей.


Откуда взялся Старый Новый год?

Старый Новый год — изобретение нового времени. В начале XX века в России кардинально сменился общественный строй, и власть перешла к большевикам. Новое правительство провело ряд реформ, в том числе и календарную. 24 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров вместо юлианского календаря был введен григорианский, в соответствии с которым появилась поправка на те самые 13 суток:

Первый день после 31 января сего года считать не 1‑м февраля, а 14‑м февраля, второй день считать 15‑м и т.д.

Первый Новый год по новому стилю пришелся на 1919 год и совпал с европейским. Появился так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января, из-за чего он превратился в чисто светский праздник, а Рождество — в церковный.

Декрет о переводе на григорианский календарь. Фото: lenin.rusarchives.ru

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

8 марта
07.03

Как отмечали 8 марта в СССР

Православие
10.01

Купание в Крещенскую ночь — традиция или новое веяние?

Купаться или нет - ответ в этой статье. 

Блокада Ленинграда
18.01

18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда

Ленинградская «Дорога Победы»: как первый поезд с Большой земли пришел в блокадный город

13.01

Где можно окунуться в иордань в Петербурге в Крещение?

Рассказываем, где встречать Крещенский сочельник, как правильно окунаться в прорубь, а также о том, как возник праздник Крещения и какое отражение он нашел в искусстве.

11.01

День волшебного слова

Смотреть все