Опубликовано: 21 февраля 2025 года
23 февраля, в День защитника Отечества, на сцене Дворца Белосельских-Белозерских в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова прозвучат шедевры русской классической музыки.
В преддверии мероприятия портал «Культура Петербурга» взял интервью у маэстро. Александр Вениаминович рассказал о том, как создавалась программа, идет запись проекта «Музыка военной поры» и о выдающихся музыкантах.
- Василенко, Мясковский, Чайковский – не самый стандартный и очевидный выбор для программы русской симфонической музыки. Почему именно эти имена?
- А почему нет? На месте первых двух фамилий могли стоять десятки других русских и советских композиторов, о которых либо ничего не знают, либо «что-то такое слышали». Публика, как правило, любит «узнавать», а не «познавать». Поэтому я при составлении программ стараюсь эти два принципа учитывать. Чайковский – это композитор для консервативной публики, а два других имени - для расширения культурного кругозора. Кроме того, и сочинение Василенко, и концерт Мясковского мы планируем записать в антологию «Музыка военной поры».
- В музыкальных кругах Вы известны как человек, который знает всю музыку XX века. Это действительно так?
- Совсем нет. Я знаю много, но это «капля в океане».
- Вот к примеру, сочинения Сергея Василенко вряд ли сходу припомнят даже музыковеды, хотя это был очень талантливый, выдающийся музыкант. Расскажите о нем и о его музыке.
- Имя этого композитора, действительно, редко появляется сегодня на афишах концертов. Причину искать - дело неблагодарное. Это может быть, например, природная застенчивость мэтра, прохладные отношения с руководством, чисто бытовые проблемы - десятки различных обстоятельств. Но для выбора произведений для программы важна пытливость исполнителей и готовность их к эксперименту. Без этих качеств тонны неизвестной музыки так и останутся лежать невостребованным грузом. По мере сил мы пытаемся заполнить эти пробелы.
- О Николае Мясковском во всех учебниках написано, что он - один из крупнейших русских композиторов советского периода, а вот играют этого автора до обидного мало. Как Вы считаете, в чем причина такого забвения?
- Любое явление в мире (и музыка здесь не является исключением) развивается нелинейно. Был период, когда музыку Мясковского играли очень часто: и в СССР, и на Западе. Этот композитор был востребован. Но время диктует свою «повестку», нужны были более динамичные произведения. Некая «бесконфликтность» творчества Мясковского отодвинула многие его сочинения на второй план. Но, как мне кажется, это временное явление. Через какой-то промежуток времени произойдет возрождение интереса к творчеству этого мастера, и его симфонические произведения обретут новое звучание и новые смыслы.
- Сочинения Мясковского и Василенко будут записаны в рамках проекта «Музыка военной поры», которым Вы занимаетесь уже 17 лет. Как возникла идея этого проекта? Что он значит для Вас лично? Каковы дальнейшие планы?
- Да, концерты Василенко и Мясковского мы планируем записать в антологию. На сегодняшний день нашим оркестром записано 24 диска из планируемых пятидесяти. Надо завершить проект за четыре года. В планах у нас запись таких композиторов как Леонид Половинкин, Юлиан Крейн, Илья Шапошников, Николай Набоков, Евгений Голубев, Валерий Желобинский и других авторов. А что касается возникновения идеи... Мне всегда был очень интересен исторический срез 1941-1945 годов. Кроме 7-й Шостаковича и 5-й симфонии Прокофьева, мы мало что знали. Но когда оркестр стал записывать таких авторов как Гавриил Попов, Орест Евлахов, Юрий Кочуров, Игорь Стравинский, которые сочиняли именно в годы войны, стало понятно, что история нашего народа кроется в творчестве многих композиторов. Именно в многообразии художественных образов нашла отражение судьба нашей страны. Боль и страдание, героизм и величие - все это присутствует в сочинениях композиторов военной поры.
Правообладатель фото: пресс-служба СПб ГАСО.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться