Опубликовано: 07 февраля 2023 года
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры астрономии мат-меха СПбГУ Александр Цветков орган освоил уже в зрелом возрасте, самостоятельно. Сегодня он преподает в вузе и частной школе математику, астрономию и программирование, при этом постоянно выступает в качестве органиста и концертмейстера. Как такое возможно?

Страсти по органу
— Это совершенно нормально, — уверен Александр Станиславович. — У нас на мат-мехе свой собственный симфонический оркестр, составленный исключительно из преподавателей. Многие мои студенты, аспиранты так или иначе связаны с музыкой, и некоторые очень недурно играют. Мой покойный научный руководитель, коллега и друг Вениамин Владимирович Витязев, директор Астрономического института СПбГУ, записал 32 сонаты Бетховена. Старейший органист России Сергей Варшавский с 1960 года играет в церквях на службах и даже получил от Папы Римского награду за 50 лет служения — а он кандидат физико-математических наук, окончил Горный институт.Впрочем, обратных примеров, когда музыканты становились учеными, достаточно. Уильям Гершель по основной специальности был музыкант, композитор, написал более двух десятков симфоний, а стал известен как астроном и оптик. Он открыл планету Уран, понял, что наша галактика образует достаточно плоскую систему, оценил ее примерные масштабы (тысячи световых лет). К тому же изготавливал лучшие в мире телескопы и даже продавал их!
Митрофан Иванович Зверев, член-корр РАН и один из руководителей Пулковской обсерватории, перед мат-мехом окончил Консерваторию. Его рояль «Steinway» до сих пор стоит в концертном зале в обсерватории, мы там иногда даем концерты.
— Вы ведь начали играть на органе уже в зрелом возрасте?
- Да, после сорока. Узнал о том, что продается инструмент и предложил учредителю школы имени А.М. Горчакова, где преподаю, его приобрести, на что он согласился. Несколько месяцев занимался ежедневно. Где-то через полгода попросился выступить в Мариенкирхе на Большой Конюшенной, меня взяли и пустили. Долго готовился, репетировал, думал, что первый и последний раз играю на публике. Но оказалось, что только первый. Дальше концерты пошли сначала раз в месяц, а потом и чаще. Конечно, интерес к музыке у меня с детства. Отец подарил мне металлофон, к нему прилагалась книжечка, по которой я выучил нотную грамоту. Потом взяли в прокат пианино. В класс фортепьяно не попал, пошел на виолончель.
— Слышала, любовь именно к органной музыке началась с необычного подарка…
- Папа подарил мне пластинку с записью польской органной музыки эпохи Возрождения, довольно редкий репертуар. Потом я всю жизнь искал ноты этих произведений. Даже когда появился интернет, найти их не удалось, ведь многие авторы неизвестны. И вдруг получаю электронное письмо от врача скорой помощи, кардиолога из города Шахты, который 12 лет преподает орган в местной школе. Пишет, что одна монашка из монастыря в Польше позволила ему сделать ксероксы с нот, которые там хранятся. И представляете, это оказалось именно то, что я так отчаянно искал! Позже мне довелось сыграть эти произведения на концерте, посвященном 1100-летию крещения Польши в костеле Святого Станислава в Петербурге. А сейчас там проходит органный конкурс, и один из номеров — произведения польских авторов XV—XVI вв.еков. Очень милые и легкие для восприятия вещи.
— Что самое сложное в игре?
- Надо все сделать правильно и вовремя. Вы не можете, как художник, подойти и неудачное место потом замазать или отскоблить неудачный фрагмент. Тут нельзя ошибаться, а человеку ошибаться свойственно. Сколько не репетируй, пока не обкатаешь вещь несколькими концертами, она будет не готова. Сейчас мне уже, конечно, проще стало играть, свободно читаю ноты с листа. Необходимый навык, поскольку в каждом концерте новые вещи, и очень объемные. Ну, можно его приобрести за несколько месяцев упорной работы.
Иногда приходится играть в храме при отрицательной температуре. Церкви ведь плохо отапливаются. Слушатели могут укутаться потеплее, но за инструментом надо быть в одежде, не сковывающей движение.
— Каждый орган неповторим. Есть любимые?
- К сожалению, они не в Петербурге. У нас в городе органов немало: в Капелле, в Большом зале филармонии, очень хорошие в Консерватории, Петеркирхе, церквях Святой Екатерины и Святого Михаила на Васильевском. Стало много электронных инструментов как в храмах, так и в концертных залах. В этом году должен играть на лучшем органе России — в Калининграде. Интересен исторический орган фирмы «Крииса» В Печорах, где орган восстанавливал мой друг. Забавно, что он врач-паразитолог, а ремонт инструмента как раз начался с того, что из труб вытряхивали скелеты летучих мышей и птиц, заменял кожаные мешочки, которые сожрали жучки, так что это совпало с интересами по врачебной специальности!
Много раз там выступал в Кондопоге. Директор целлюлозно-бумажного комбината, большой поклонник искусств, построил прямо на берегу Онежского озера филармонию, с отделкой малахитом и лазуритом, фонтанами — и поставил там один из самых больших органов в России. Четыре мануала (клавиатуры), регистров восемьдесят!
Один из лучших, на которых довелось играть — в Таллине, в церкви Каарли. Знаменитой фирмы «Валкер», которая делала орган и для Домского собора в Риге. У таких инструментов есть особенность — большая задержка появления звука после нажатия клавиши. И наоборот, отпускаешь клавишу, а звук еще звучит полсекунды. Поначалу это создавало большой дискомфорт во время игры, но ко всему привыкаешь. Однако сам инструмент звучит потрясающе.
— Интересно, что вы преимущественно сами готовите замечательных вокалисток, которые вместе с вами выступают! Они успешно поступают в музыкальное училище, Консерваторию, завоевывают награды на международных конкурсах. Марина Макарова, Дария Гаврилова, Светлана Рыжова, сейчас тринадцатилетняя Даша Якубчик.
— Да, говоря о последней ученице, следует отметить не только хорошие природные данные, но и невероятную работоспособность. Готова заниматься по несколько часов подряд. Она уже пела в театрах в Италии, сейчас ее приняли в школу «Amadeus» в Вене, обещают даже стипендию дать, хотя там обучение стоит тысячи евро.
Сам я довольно долго пел в церковном хоре, в ансамблях и иногда даже соло. В 1990-х годах со мной занимался регент Князь-Владимирского собора Александр Александрович Цыганков. Позже я был там регентом.

— У вас есть работы по истории органной музыки, пишете о композиторах, произведения которых исполняете. Чья биография поразила?
- Бытовая жизнь и творчество таких людей часто мало связаны. Исключение, пожалуй, сам великий Бах. Он совсем не был чудаком, «не от мира сего», как у нас принято думать о гениях. Сохранился документ о досудебном разбирательстве его драки с фаготистом: поспорили о музыке, и Бах побил его тростью. Находили бумаги с просьбой надстроить еще этаж в его доме, увеличить поставки пива. И все его требования удовлетворялись, значит, даже начальство понимало, кто перед ними. Преподавал латинский язык и математику, чтобы зарабатывать на большую семью. У него было около двухсот учеников, в том числе и в России. Любопытно, что у Баха почти нет любовных песен. Сохранились воспоминания о том, что композитор говорил, что любовные романсы пишут от несчастной любви, а он так счастлив в браках — и с Марией Барбарой Бах, и с Анной Магдаленой Бах. Вторая жена очень активно ему помогала, ряд рукописей написаны ее рукой. У него была много детей, и он не просто воспитал, но и пристроил всех в королевские дворы, удачно дочерей замуж выдал. Был талантлив не только в духовной, но и в практической жизни.
Заставлять детей- это преступление
— Может быть, есть какие-то связи между точными науками и музыкой, если они так помогают друг другу? Знаковые системы, например? И зря детей делят на гуманитариев и математиков?- Отсутствие способностей к математике не означает, что ты гуманитарий! На самом деле, у гуманитариев все гораздо сложнее, поскольку обучение языкам требует запоминания большого объема мало связанной информации. И в этом смысле математика проще, и изучать пять естественных языков значительно сложнее, чем 20 языков программирования. Но вся математика, программирование — это тексты в специальных языковых схемах. Вся современная информатика построена на формальных языках. Они могут быть очень абстрактными. Есть языки логического программированию, языки, связанные с программированием нейронных сетей, искусственный интеллект, на самом деле все это тоже языки.
— Учителя сегодня жалуются, что идет деградация детей. Ваш 30-летний опыт преподавания это подтверждает или?
- К сожалению, да. Приходится практически каждый год снижать уровень подачи материала, облегчать тесты. Причин, наверное, много. Легкость получения информации, Пепси-кола лайт, жевачка — лайт, жизнь — лайт.
— Но мы ведь намеренно стараемся облегчить и украсить их жизнь. Чтобы у них в детстве было то, чего у нас не было. Сейчас самые выгодные вложения — все, что связано с детьми, их образованием и развлечением. А эффект обратный!
— Не знаю, я никогда не старался развлекать своих детей. Они очень самостоятельные и целеустремленные. У сына был очень тяжелый период перед школой, когда он заболел и полтора года не мог ходить. После этого Вадим как-то сразу повзрослел. Лет в 14 он самостоятельно поехал в Германию, чтобы познакомиться с новыми технологиями, посмотреть разные университеты. Он сам выбирал, чем заниматься. Увлекался музыкой, играет на скрипке, потом освоил электрогитару, купил все оборудование. Играет сложнейшие вещи, вплоть до Паганини. Сейчас, в 20 лет он уже начальник отдела разработок в фирме, производящей программное обеспечение, у него в подчинении человек пятнадцать. Дочке Соне 15, в своей английской школе она бывает крайне редко, но учится при этом на отлично, все осваивает сама. А большую часть времени посвящает игре на скрипке, по 5-6 часов в день. Собирается поступать в этом году в музыкальное училище им. Н.А.Римского-Корсакова. Я ее отговариваю как могу, ведь музыкальная профессия сложная: чтобы она кормила, нужно быть на самом «Олимпе». Не поддается!

— И вы ничего специально не делали?!
— Ну как… Сын Баха Филипп Эмануэль писал, что мать приоткрывала дверь в кабинет и показывала: отец работает. Мальчик запомнил это на всю жизнь. Только своим примером можно воздействовать на ребенка. Заставлять вообще бессмысленно.
— Многие мучаются из-за того, что дети пропадают в Интернете. Как вытащить из «мусорного» потока? Отнимать гаджеты, запрещать?
— У моих всегда в доступе телефон, компьютер. Человек все-таки творческое существо. Если он понимает, что сделать самому гораздо интереснее, чем потреблять (не важно что, пищу, информацию, готовые «видосики»), тогда уже не оторвать. А когда процесс познания отработан, человек начинает учиться сам. Формулировка «школа -источник знаний» давно устарела. Вся информация в открытом доступе, только нужно определиться с программой. Скажем, для обучения языкам очень эффективно смотреть фильмы в оригинале, сначала с субтитрами, потом без. Зачем решать тридцать однотипных примеров, если с одного понятен алгоритм? Формулу можно не выучить, а вывести, когда понадобиться. У некоторых моих учеников, например, при столкновении с нестандартной задачей возникает паника. Вспомним, персонаж книги «Понедельник начинается в субботу» Кристобаль Хунта говорит: какой смысл решать задачи, которые имеют решение? Они давно решены. Надо решать те, которые пока решения не имеют, хотя бы для тебя. Иначе зачем посылать на другие планеты человека, когда можно послать робота? Это ведь гораздо проще. Но робот не сможет работать в тех условиях, с которыми никогда не сталкивался. А человек сможет. В науке с этим приходится сталкиваться постоянно.
Надежда на вузы тоже невысокая, наша система образования довольна инертна. Часто читают лекции, которые давно устарели. Да и зачем это нужно, когда есть куча книг, пособий. Удивляюсь студентам, которые ходят на мои лекции: есть книга, я по ней сделал презентацию и буду сейчас показывать. Сделайте это сами, и вы гораздо лучше все выучите, причем потратите на это значительно меньше времени. Ответ ставит в тупик: не можем себя заставить! Даже если речь идет об обучении игре на инструменте, должна быть прежде всего самостоятельная работа. Преподаватель может подсказать, когда вы уже обладаете неким опытом, чтобы побыстрее что-то пройти.

Космос нам не угрожает
— Ваша первая специальность тоже романтичная!
— Классе в пятом прочитал энциклопедию по астрономии, увлекся. Потом уже целенаправленно пошел в 30 физико-математическую школу, затем в СПбГУ. Конечно, привлекала красота звездного неба. Хотя работа преимущественно складывается потом из вычислений. Свой первый телескоп сделал сам, по книжкам. И вел наблюдения прямо из дома, фотографировал Луну.Сейчас занимаюсь в основном звездными каталогами. Обрабатываем данные зарубежных космических аппаратов. Вообще удивительно, что они предоставляются в свободный доступ, поскольку стоимость проектов около миллиарда евро. Астрономия одна из наиболее продвигаемых областей науки сегодня, поскольку она связана с пониманием пространства и времени в целом. Рождение вселенной, как она устроена, почему три измерения, что будет дальше, откуда пришло? Вот и нобелевские премии по астрономической тематике вручаются достаточно часто.
У нас наука в большой беде. Разорвалась связь поколений. Те, кто может что-то передать, в преклонном возрасте, и передавать некому, потому что молодежь не остается в науке.
— Помимо всего прочего, вы ведь еще работаете в Службе времени!
— Сейчас она уже техническая, а не астрономическая. Вот мы получаем по радио сигналы — а откуда они берутся? Изначально определялось время по периоду вращения Земли. Но уже в XIX веке выяснилось, что Земля вращается вокруг своей оси неравномерно. Поэтому заменили на вращение Земли вокруг Солнца. Год значительно более стабильный период, чем сутки. Было постулировано: год это 365 дней 5 часов 48 минут 34,5 секунд. Потом время «хранилось» с помощью точных маятниковых часов (часы Шорта), маятник которых колебался в глубокой шахте глубиной около 10 метров, где постоянная температура (сами часы при этом были наверху). Колебания такого маятника были очень стабильны. Потом появились кварцевые часы, электронные, те, которые сейчас в компьютерах. Но кварцевые пластины в них со временем деградируют. Сейчас используют так называемые атомные часы, это специальный лазер в радиодиапазоне (их называют «мазер»). У него очень стабильная частота, она и принята сейчас стандарт. Эти приборы были размером со шкаф, а сейчас уже меньше, и они дают настолько стабильные показатели, что можно измерить эффекты общей теории относительности! Достаточно переместиться с первого на второй этаж, где гравитация Земли чуть меньше — и показания на приборах со временем разойдутся на очень малые значения, будет видно, что на втором этаже время идет чуть быстрее, чем на первом.
Временное обеспечение считается стратегическим. Так, к примеру, работают все наши навигаторы: спутники GPS содержат копии этих атомных часов, что позволяет отслеживать ваши передвижения с большой точностью. Получая сигналы с нескольких спутников, можно добиться точности до сантиметра, А это важно для науки, скажем, изучения движения материков. Есть идея построить временную шкалу на пульсарах в космосе. Они посылают еще более стабильный сигнал, и это может дать многое для изучения пространства и времени.

— Нас вечно пугают всякими катаклизмами: грозит ли нам что-то из космоса?
- Внутренние опасности, подстерегающие человечество, значительно выше. Апокалипсис связан прежде всего с угасанием интереса к познанию. Вспомните кодекс строителей коммунизма: все делать для увеличения у человека свободного времени, которое он сможет посвятить саморазвитию. Когда спрашивают, какая польза от фундаментальной науки, в этот момент она заканчивается. Чем люди отличаются от животного мира? Если мы будем заниматься только прикладными вещами для удовлетворения своих потребностей, жить становится неинтересно. То же самое касается музыки. Какая от нее польза? Никакой?! Но каким-то образом она задевает душевно-психическую организацию, минуя речевую систему, действуя напрямую. И это такая же неразгаданная загадка, как и рождение Вселенной.
11 февраля в 19:00 в церкви Святого Михаила (Средний пр. В.О., д. 18 Б) состоится «Вечер камерной музыки» с участием лауреата Грант-при международных конкурсов Дарии Гавриловой (сопрано), лауреата международных конкурсов Виктории Соколовой (скрипка) и дипломанта международных конкурсов Александра Цветкова (орган).
В программе произведения И.С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди.
Марина Полубарьева
Александр Цветков уверен, что музыка и математика друг друга дополняют. Фото: из архива музыканта.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться