Мария Сафарьянц: «В этом городе просто не может не быть такого фестиваля»
Мария Сафарьянц: «В этом городе просто не может не быть такого фестиваля»
Интервью

Мария Сафарьянц: «В этом городе просто не может не быть такого фестиваля»

Фото: Ирина Иванова

Опубликовано: 10 ноября 2023 года

В преддверии открытия зимнего сезона юбилейного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» мы поговорили с его художественным руководителем Марией Сафарьянц. 

Не знаем, возможно ли сквозь печатный текст передать все тепло и любовь, которую излучает Мария, говоря о фестивале, музыке и родном городе. Это такое интервью, где, как из песни, – «слов не выкинешь». 

Фото из архива Марии Сафарьянц.

– Дворцы Санкт-Петербурга – один из первых крупных фестивалей классической музыки в новой России. Расскажите, как он начинался? 

– Я недавно как раз думала о том, как же пролетело время. Первый фестиваль мы сделали в 1990 году. И, несмотря на огромное количество исторических событий, которые произошли за 33 года, кажется, будто бы это было буквально вчера. В начале 90-х я жила и работала концертмейстером оркестра в Италии. А придумал и начинал фестиваль мой, тогда еще будущий муж Константин Орбелян. Он приехал в Петербург как пианист на гастроли и, увидев, город понял, что это уникальное место, равного которого для проведения такого фестиваля просто не может быть. Ему сразу сказали: «Да ты что! Это же надо получить разрешение в Обкоме». А он, как человек извне, не был скован какими-то стереотипами, в которых мы росли, и поэтому ничего не боялся. Так и начался фестиваль.

 – А с какого года Вы «в деле»? 

– Константин пригласил меня как скрипачку в 1992 году. А оказалось, что я тоже человек, склонный к организаторской деятельности. И мы настолько сошлись в своих идеях, что фестиваль стал нашим общим делом.Фото из архива Марии Сафарьянц. Константин Оребян, Мария Сафарьянц, Майя Плисецкая.jpg

– Вы сказали, что первый концерт был в 1990 году. Но официально фестивалю 30 лет. Получатся, целых 3 года ушло на организацию?

– Какое-то время был перерыв. Константину предложили возглавить камерный оркестр московской филармонии, он с головой окунулся в столичную жизнь. Потом у нас родился сын. И вот в 1993 году я решила, что «Дворцы Санкт-Петербурга» - это гениальная идея и, пока никто ее не украл, надо срочно браться за дело. С тех пор я практически все делаю сама. Хотя, надо сказать, что этому благоволила сама судьба. Ведь я долгое время жила, гастролировала и работала концертмейстером оркестра в Италии. Поэтому у меня сложился круг прекрасных знакомств. И когда мы стали приглашать наших европейских друзей в Петербург – они ехали с радостью, для них это было культурное путешествие. У нас выступали Рене Флеминг, Хосе Кура, Стивен Костелло, Сондра Родвановски, Марселло Альварес, Лоуренс Браунли. Это абсолютный топ.

– На ваш фестиваль приезжают звезды мирового масштаба! Насколько сложно сейчас это организовать?

– Были разные ситуации, чего только не случилось в России и в мире за 30 лет. Но мы прошли этот путь вместе со страной. И я всегда говорю, что культура – как золотая пыль, которую легко сдуть, но трудно накопить. А Петербург – это город, пропитанный культурой. Артисты приезжали и будут приезжать сюда, потому что, уезжая, они увозят с собой невероятное количество любви и вдохновения.

 – Вы помните, какой дворец первым пошел Вам навстречу и открыл свои двери для музыки?

–  Думаю, что это был Эрмитажный театр. Тогда еще был жив Борис Борисович Пиотровский. И он эту историю благословил со словами, что это его мечта и что наконец-то в Эрмитажном театре зазвучит музыка. Это был необычайно творческий и прогрессивный человек.

–  Что насчет акустики во дворцах? С какими сложностями Вы сталкиваетесь?

– В большинстве залов акустика хорошая. Сложности есть всегда и везде. Вопрос не в наличии проблем, а в том, как ты их преодолеваешь. Как говорил Суворов: «Побеждать надо мыслью». И, если ты музыкант, то ты должен быть акустиком. Это входит в обязательные профессиональные навыки. Когда ты выходишь на репетицию, то в первую очередь выстраиваешь свой звук в пространстве и тогда понимаешь, как тебе выстроить отношения с этой акустикой. Где-то ты играешь с большой плотностью и напором, где-то - наоборот. 

Фото из архива Марии Сафарьянц.

– Дворцов в Петербурге множество, и все они – разные: по времени, по стилю, по событиям, которые там происходили. Подстраиваете ли Вы свои концертные программы под исторические особенности площадки?

– Наша публика очень тянется к слову. Поэтому мы не только играем музыку, а устраиваем лекции, экскурсии, встречи с историками.

Фото из архива Марии Сафарьянц. Мария и Татьяна Черниговская.

 Я видела, что на одном из мероприятий фестиваля будет выступать историк Александр Мясников. Какие точки соприкосновения музыки и истории Вы находите на концертах?

– Музыка всегда играла, играет и будет продолжать играть. И то, что она напрямую связана с историей, неоспоримо. Например, гимны Росси или «Жизнь за Царя» Михаила Ивановича Глинки. А сколько Пëтр Ильич Чайковский создал произведений по императорским заказам?

С Александром Мясниковым мы взаимодействуем с 2017 года. Тогда фестиваль выиграл президентские гранты, и у нас был цикл концертов в Президентской библиотеке (здание Священного Синода). Мы сами разработали и придумали программу «Музыка государства Российского». Это очень интересная тема, которая нравится нашей публике и которую можно продолжать и развивать еще долго – столько в ней занимательного. А Александр имеет доступ к таким архивам и так умеет преподносить факты, что народ просто заслушивается.

 – Фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» уже тоже стал частью истории. Настолько он популярен и любим. Знаю, что когда во времена пандемии, Вам пришлось отказаться от идеи предновогоднего концерта 31 декабря, люди чуть ли не возмущались. Для многих это и традиция, и даже добрая примета. Как думаете, какие слагаемые успеха для того, чтобы фестиваль был не только долгожителем, но и предметом такой сильной народной любви?

– В первую очередь ничего не было бы возможно без абсолютной убежденности в том, что в таком городе просто не может быть такого фестиваля. А еще для того, чтобы столько лет продержаться «на плаву», надо очень любить свою публику. Что мы и делаем, даря людям маленькие шедевры. И все наши концерты, все мероприятия – они, что называется «ручной сборки».

 – Программа фестиваля очень масштабная. 12 ноября стартует зимний сезон. На какие концерты рекомендуете обратить особое внимание тем, кто посетит «Дворцы Санкт-Петербурга» впервые?

 – Как раз 12 ноября в Шереметьевском дворце состоится уникальная программа. Первая часть концерта – «Бессмертная возлюбленная» - письма великих композиторов своим любимым. Второе отделение – шедевр Роберта Шумана.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
История Петербурга
15.08

Надежда Ефремова: История «Медного всадника» продолжается до сих пор

18 августа 1782 года, 243 года назад, на Сенатской площади был торжественно открыт монумент Медный всадник

Доступная среда
Инклюзия
24.06

Когда не важен звук – есть пластика движения

Участники Летней театральной школы переводчика РЖЯ рассказывают о своем опыте и взаимоотношениях с РЖЯ

Эрмитаж

Интервью с волонтером Эрмитажа Омером Дельгадо

Интервью с волонтером Эрмитажа Омером Дельгадо в преддверии день волонтёра, Международного деня добровольцев. Омер Дельгадо стал победителем конкурса фонда Владимира Потанина «Музейный волонтер» в номинации «Образ жизни».

Многомерность культуры
Доступная среда
19.01

«Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко

Елена Гонтаренко, автор фотопроекта «Тайный мир Музея Фаберже», в Международный день белой трости рассказывает о сотрудничестве с Музеем Фаберже, творчестве и планах на будущее.

Старшее поколение
24.09

Встретиться с мамой

Перед Днем пожилых людей портал «Культура Петербурга» побеседовал с Галиной Фесенко, продюсером короткометражного фильма «Свиделись», посвященного одинокой старости и семейным ценностям.

Смотреть все