Мария Сологубова. Из личного архива куратора выставки.
Интервью

02 декабря 2020 года

«Оман — страна ладана»: интервью с Марией Сологубовой

2 декабря 2020 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Оман — страна ладана», организованная совместно с Национальным музеем Омана. Оба музея связаны тесными партнерскими отношениями. Султанат Оман расположен на юго-востоке Аравийского полуострова и граничит с Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией и Йеменом.

Именно здесь, на территории региона Аравийского залива, в далекие времена соприкасались индская и месопотамская цивилизации. В результате столкновения с ними местная культура породила удивительный сплав. В центре внимания выставки — ладан. Это чудесный дар Омана миру. Торговля этим веществом началась в эпоху цивилизации Магана.

"Культура Петербурга" поговорила об экспозиции с Марией Сологубовой — куратором выставки, младшим научным сотрудником Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Мария Сологубова. Из личного архива.


– Археологические раскопки проводились в Султанате Оман в течение нескольких десятилетий, и, как я понимаю, продолжаются дальше. Почему Вы решили провести выставку именно в 2020 году. Она к чему-то приурочена?

– Договоренности об обмене предметами у нас с Национальным музеем Омана были довольно давно. Причем изначально мы обсуждали непривычный для Эрмитажа и, насколько я знаю, для России в целом, формат долгосрочной выставки. В мировой практике такие выставки распространены, а для нас - это первая выставка в так называемом формате «Уголок музея». Надеюсь, в будущем это станет доброй традицией.

– А что понимается под этим форматом?

– На выставке в формате «Уголок музея» представлено ограниченное количество предметов, которыми музеи обмениваются между собой. А сама экспозиция проходит не 2-3 месяца, а год.

– Как получилось, что в выставку вошло только четырнадцать предметов из раскопок, проводившихся в Султанате Оман в последние 50 лет? Было очень мало находок или дело в чем-то другом?

– Так как выставка продлится год, привезти большее количество предметов — особенно предметов важных для экспозиции в родном музее — весьма затруднительно. Также увеличиваются расходы, в том числе, на страховку.

– А Вы сами ездили на раскопки в Оман? И вообще в археологические экспедиции, будучи сотрудником Эрмитажа или студенткой Восточного факультета?

– В Омане я, к огромному сожалению, никогда не была, но мечтаю туда попасть. Особенно хотелось бы посетить археологические комплексы, о которых я так много читала, и, по возможности, поучаствовать в раскопках. Я не профессиональный археолог. В первую очередь, я - востоковед и музейщик, поэтому больше занимаюсь самими вещами и текстами. По сути, использую труд археологов для своих научных целей.

– Как давно Вы интересуетесь Оманом? Проходили ли его историю во время учёбы на Восточном факультете?

– Мои научные интересы лежат в области культуры и языков древней Передней Азии. В первую очередь, это Месопотамия, но также и соседние территории, которые геополитически и культурно были связаны с этом государством. В клинописных текстах из Месопотамии 3 тысячелетия до н.э. территория Омана упоминается под названием Маган. Он был связан с Месопотамией, в первую очередь, торговыми отношениями: поставлял туда медь, бронзу и камень. Также Маган был посредником в торговле с регионом долины реки Инд.
Выпуск Марии Сологубовой на Восточном факультете СПБГУ

– Это Ваша первая выставка в качестве куратора? Или Вы уже организовывали экспозиции в Эрмитаже?

– Прежде я уже курировала выставки, но была со-куратором, то есть работала в команде с одним или несколькими коллегами. Например, это «Тилос» в 2013 году, экспозиция искусства Ирана в 2015 году, «В стране, где восходит солнце» 2017 года, а также выставка фотографий Дафны Таль в 2018 году.

– Вы являетесь куратором выставки «Оман — страна ладана». Можете рассказать, что входило в Ваши задачи при подготовке экспозиции? На первый взгляд, в выставку включено немного экспонатов. Всего четырнадцать. Но насколько сложно было готовить этот проект? И сколько коллег участвовало в подготовке?

– Основная задача куратора — продумать концепцию будущей выставки. На этом этапе подбираются предметы, проводятся обсуждения с зарубежными и эрмитажными коллегами, получается одобрение администрации. Только потом мы подписываем соглашение, в котором оговариваем все необходимые условия и положения будущего проекта.

Некоторое время заняла работа над публикацией к выставке. У нас вышла небольшая брошюра-каталожек, где можно познакомиться со статьями, написанными куратором с оманской стороны (генеральным секретарем Национального Музея Султаната Оман Джамалем аль-Мусави), Михаилом Борисовичем и мной. Работа над публикацией занимает значительное время. Это совместный труд куратора, дизайнера, редактора и корректора. Так и подготовка, и монтаж самой выставки занимает не один месяц и вовлекает целую команду сотрудников — это дизайнер, экспозиционно-оформительская команда, реставраторы, электрики, такелажники, охрана и многие другие коллеги, чей труд всегда очень важен.

– Есть ли среди экспонатов самый любимый или самый интересный лично для Вас? Или Вы ко всем представленным предметам относитесь только с точки зрения научной целесообразности, представленности и раскрытия темы?

– В Эрмитаже я храню и изучаю коллекцию печатей древней Передней Азии, поэтому больше всего я хотела вживую увидеть печать в индском стиле. В нашей коллекции таких, увы, нет.
Печать-штамп индского типа (3 тыс. до н.э.) на выставке «Оман — страна ладана»
– Пандемия во многом нарушила обычный образ жизни. Помешала ли она кардинально подготовке экспозиции, или все же Вы и Ваши коллеги смогли осуществить планы по организации выставки в полном объёме?


– На самом деле, до последнего мы боялись, что выставка в этом году так и не состоится. Изначально предполагалось, что она будет открыта в начале июня, но уже весной стало очевидно, что планы будут нарушены. Я очень рада, что мы все же успели открыть выставку в 2020 году. Особенно приятно, что «Оман — страна ладана» открыла празднование Дней Эрмитажа.

Открытие выставки «Оман — страна Ладана». Общий вид зала

– Нельзя сказать, что историю Омана широко изучают в школах России. На какой уровень подготовки посетителя рассчитана Ваша выставка? Или, может быть, Вы порекомендуете что-то конкретное сначала почитать о стране, её истории или самих экспонатах?

– В витринах экспонаты сопровождают расширенные этикетки, а в зале вывешены пояснительные тексты — экспликации. Из них посетители смогут узнать больше об истории и культурном наследии Омана.

Более подробно об экспонатах можно почитать в брошюре или послушать запись онлайн-трансляции с открытия выставки.


Мария Сологубова. Из личного архива куратора выставки.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Смотреть все