Фото: Ирина Иванова.
Интервью

16 ноября 2023 года

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

На днях в Северной столице была вручена Высшая театральная премия «Золотой софит». В номинации «Лучший спектакль в жанре оперетты/мюзикла» победителем стал спектакль «Пётр I», поставленный в Театре музыкальной комедии.

У Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, которому следующей осенью исполнится 95 лет, богатая, насыщенная уникальными страницами история. При этом творческая жизнь коллектива не прерывалась даже во время Великой Отечественной войны. За почти 100 лет деятельности не единожды менялись художественные программы, появлялись творческие лидеры, возникали новые профессиональные задачи. Неизменной оставалась приверженность театра классическому жанру оперетты и его современным выражениям – музыкальной комедии и, в последнее время все чаще, мюзиклу.

С 2005 года театр возглавляет генеральный директор Юрий Алексеевич Шварцкопф. Он поставил перед коллективом амбициозные задачи: создавать эффектные спектакли, взрастить нового зрителя и восстановить в его глазах интерес к лучшим образцам классического репертуара.

«Культура Петербурга» пообщалась с Юрием Алексеевичем и задала ему свои вопросы.театр музыкальной комедии нояб 2023. Фото - Ирина Иванова-2982 (1).jpg

- В 1972 году Вы освоили специальность «инженера-механика полиграфических машин», а в 1983 году получили второе высшее образование «театровед-организатор театрального дела». Что подтолкнуло Вас сменить сферу деятельности 11 лет спустя?

- С четвертого или пятого класса я являюсь большим поклонником сцены. Однажды, я зрителем пришел в Театр музыкальной комедии, и он меня буквально заворожил. До сих пор помню ту первую постановку вплоть до малейших деталей, ее сюжет и актеров, что были задействованы в спектакле. В юношестве я бегал по всем премьерам, участвовал в самодеятельности, потом познакомился с людьми, работавшими на театральном поприще. В этот список входили и выдающиеся режиссеры, и директора театров, и дирижеры с балеринами. Но самую важную роль сыграл Виталий Иванович Копылов, народный артист России, который в 1979 году был директором нашего театра. Он рискнул, пригласив меня, а я рискнул, согласившись. С того момента все и началось.

- Пригождается ли в театре инженерно-математическое мышление?

- Конечно! Ведь человек с инженерным образованием имеет особую логику поступков и внутреннюю организацию. Театр – это не только то, что происходит на сцене, но и то, что происходит за ее пределами.театр музыкальной комедии нояб 2023. Фото - Ирина Иванова-3024 (1).jpg

- Думаю, что Вас смело можно назвать театральным кочевником. Вы работали на руководящих должностях в театре Музыкальной комедии, Дворце работников искусств им. К.С. Станиславского, в театре им. В.Ф. Комиссаржевской, Мариинском, Филармонии им. Д. Д. Шостаковича… Есть ли специфика в управлении каждым театром или работа руководителя примерно унифицирована, вне зависимости от того, каким театром он руководит в данный момент?

- Мне кажется, радикальных отличий нет. Они могут проявляться лишь в объеме и масштабе работы. На сцене может идти и «Лебединое озеро», и «Дни Турбиных», но в кабинетах руководителей работа выстроена так, что головой они всегда отвечают не за художественный результат, а за другие производственные процессы. В Мариинский, кстати, я пришел из небольшого театра городского подчинения – Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Другое дело, что в театре часто возникают конфликты творца и управленца. И одним из наиболее ярких примеров в истории можно считать взаимоотношения Станиславского и Немировича-Данченко. При этом я убежден, что не все творческие люди могут быть успешными директорами. Принятый в конце 1980-х закон о единоначалии, который определял первое лицо в театре, – тому доказательство. Кому-то дано быть лидером, а кому-то нет. 

- Какие черты характера, по Вашему опыту, требуются, чтобы стать хорошим руководителем?

- Время идет, требования к директору театра меняются. Когда я вступил в эту должность, они были одни, сейчас же директорату вменяется в обязанность совершенно иной набор компетенций. Ведь 20 лет назад не было интернета и другого рода технических новшеств, а сейчас без этих знаний никуда. Но что бы ни происходило в мире, директор должен быть человеком, знающим, грамотным, любящим свой театр и своих артистов. Важно быть жестким, но при этом оставаться добрым, не иметь предрассудков и действовать на благо учреждения. И это при графике работы 24 часа в сутки! Ведь в театр нельзя прийти к 9 часам утра и уйти в 6 часов вечера.театр музыкальной комедии нояб 2023. Фото - Ирина Иванова-2958 (1).jpg - С 1979 по 1984 годы Вы были назначены заместителем директора Ленинградского театра музыкальной комедии. По прошествии времени вернулись сюда же в должности генерального директора. Воспринимаете ли Вы это как возвращение домой, или с того момента многое кардинально изменилось?

- Это сложный и одновременно простой вопрос. Жанры оперетты и мюзикла мне хорошо знакомы и близки. Когда в 2005 году был поставлен вопрос о моем возвращении на Итальянскую, сказал, что соглашусь при одном условии: «Обеспечивать» какого-либо главного режиссера не буду, я должен стать «единым» во всех лицах».

- Театральная монархия?

- В какой-то степени да! И такая практика в мире есть – кто не знает «монархов-режиссеров»! Театр согласился с моим условием, и получился «монарх-директор». Мог ли я подумать, что в то же самое время меня назначат и первым заместителем художественного руководителя-директора Мариинского театра. Отказ был немыслим. Но ситуация была сложнейшая: полдня я проводил там, а другие полдня - в театре музкомедии, и, конечно, просто разрывался. Вот такая удивительная и интересная история сложилась.

 - Когда же Вы успевали жить?

- А это и есть жизнь! Театр – совершенная другая жизнь, причем не только для артистов, но для любых работников учреждения. Я знаю многих деятелей, отдавших свои годы сцене, принеся ей в жертву детей и семью. Но театр – это лучшая каторга на свете. И ей не грешно посвятить себя целиком.театр музыкальной комедии нояб 2023. Фото - Ирина Иванова-2946 (1).jpg

 - Вы руководите Театром музыкальной комедии уже 18 лет. Что считаете своим главным достижением за этот период?

- Уже 18? Не считал. Пусть этим занимаются историки или другие профильные специалисты. Скажу лишь одно: до 2005 года театр оставался в тени других культурных институций, о нем мало кто помнил – и зрители, и критики, с 1989 года и почти до конца 90-х театр был вынужден кочевать по городским площадкам, т.к. в историческом здании шла затянувшаяся реконструкция, что пагубно сказалось на развитии коллектива. Сегодня же каждая премьера находится в фокусе театральной общественности, и это очень ценно.театр музыкальной комедии нояб 2023. Фото - Ирина Иванова-3044 (1).jpg

- А не было ли у Вас желания написать пьесу или самому выйти на сцену?

- Боже упаси! Каждый должен заниматься своим делом. В последнее время вообще развелось столько графоманов, которые вообразили себя профессионалами! Я подобным пристрастием к сочинительству не страдаю.

- Существует поговорка, что театр начинается с вешалки. С чего он начинается для Вас как для руководителя?

- Это точно сказал не дурак, я с ним согласен. Ведь, когда зритель приходит, он, первым делом, раздевается, а потом… идет в туалет. И, конечно, такие простые бытовые вопросы тоже формируют впечатление от посещения театра.

С гардеробами в нашем театре связана почти легендарная история: несколько лет назад, когда денег в театре почти не было, к нам пришел глава Комитета по культуре Василий Юрьевич Панкратов (сегодня – директор музея-заповедника «Гатчина») и спросил: не стыдно ли мне за гардеробы неважного вида. Я честно ответил, что стыдно, но финансов на другие нет. Вскоре у нас появились новые гардеробы, за которые не приходится краснеть и по сей день.  

- Есть ли у Вашего театра спектакль-визитная карточка?

- Чувствую себя многодетным родителем, который не может выделить одного «любимого» ребенка – они все родные и все талантливые. При всей любви к оперетте отмечу спектакль, который является для меня номером один – это «Белый. Петербург» в постановке Тростянецкого – синтез гениальной работы артистов театра с романом Андрея Белого «Петербург». Из мюзиклов – это, конечно же, «Бал Вампиров», который не оставляет никого равнодушным. Из последних премьер – «Пётр I».театр музыкальной комедии нояб 2023. Фото - Ирина Иванова-2932 (1).jpg

- В числе приоритетов театра заявлено сохранение исторической памяти о жизни выдающихся деятелей и коллектива во время блокады. В чем выражается это сохранение?

- Это огромный пласт работы, которой занимаются сотрудники творческой части театра. Много лет в нашем театре проводятся общедоступные мероприятия – театрализованные концерты и премьеры ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и ко Дню победы. До недавнего времени в такие дни мы собирали за дружеским столом блокадников и фронтовиков, вместе вспоминали события войны, много плакали… Но этих мужественных людей становится все меньше… С недавних пор в театре установлена мемориальная доска, которой мы отдаем дань памяти коллегам, работавшим на протяжении всей блокады.театр музыкальной комедии нояб 2023. Фото - Ирина Иванова-2894 (1).jpg

Мы работаем с репертуаром военного и послевоенного периода. Так, в 2020 году мы поставили спектакль «Жар-птица. Песни о войне», рассказывающий о трагедии, пережитой ленинградцами, русским народом, и той цене, которой была оплачена победа. В этом году к 9 мая восстановили спектакль «Раскинулось море широко», премьера которого состоялась в 1942 году. Активно готовимся в январе отметить 80-летие со Дня полного освобождения города. И хочу обратить внимание, что любые произведения, касающиеся того страшного периода нашей истории, коллектив пропускает через сердце, играя их со слезами на глазах.

- Мы поговорили про Вас, про коллектив. Теперь хотелось бы узнать: какой же ОН – зритель Театра музыкальной комедии?

- Разный, и он постоянно меняется! Совершенно точно можно сказать, что у каждой сцены есть свои поклонники, и раньше чуть ли не по внешнему виду можно было вычислить приверженец какого театра тот или иной человек. А вообще, театральные зрители составляют лишь десять процентов от всего населения, и в это число, как правило, входят студенчество и интеллигенция. Изменилась ли интеллигенция? Да! Изменилось ли студенчество? Однозначно!

Оперетта и мюзикл помогают расслабиться и отвлечься от забот, от будничной суеты. Они, как хорошая голливудская мелодрама, где все «по сердцу». Поэтому отвечу просто и лаконично, наш зритель – душевный. 

Фото: Ирина Иванова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

13.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Интервью
09.04

Екатерина Темнова: «Мой главный талисман удачи — игрушечная кошка по имени «Мурка»»

диктант
Интервью
03.04

Юлия Грызлова - про Тотальный диктант, любовь к русскому языку и показатель грамотности петербуржцев

Кино
07.04

Денис Чернов: «Мы создали целую вселенную домовых»

Накануне Дня российской анимации мы поговорили с Денисом Черновым — создателем мультфильма «Финник», который вторую неделю бьет рекорды в российском прокате. Режиссер рассказал, кем вдохновлялся при создании персонажей, кто причесывает домовых и причём здесь группа «Король и шут»

День российской анимации
Кино
07.04

Песочная анимация: интервью с Дарьей Котюх

Песочная анимация — это редкая технология создания мультипликационных сюжетов на световом столе из песка, соли, молотого кофе, сахара и других сыпучих материалов. Дарья Котюх — одна из немногих художниц Санкт-Петербурга, которая создает целые истории из горсти песка. Мы поговорили с ней об этом необычном виде искусства.

Смотреть все