Опубликовано: 18 февраля 2025 года
О влиянии субкультур на развитие культуры, о том, какие есть современные течения, и чем они отличаются от тех, что были в XX веке, узнал портал «Культура Петербурга». На вопросы ответил Павел Горюнов – кандидат социологических наук, директор городского центра «Контакт», подведомственного Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.
- Что такое субкультура?
- Определение «субкультура» и данное явление на практике – часто разные вещи. Определения исчисляются десятками. Чаще всего имеется в виду некая форма социальных явлений, основанных на контркультуре, которая противостоит титульной общепринятой культуре.
Для молодежи субкультура – это формат социализации, отличающейся от традиционных форм. Ну а для общества это что-то новое, неоднозначное и на момент возникновения не вписывающееся в каноны. Положительное или отрицательное это явления не важно – смысл в отклонении от нормы. Поэтому субкультура может существовать, когда есть жесткая норма и ее границы. При этом главные вехи развития субкультур приходятся на середину XX века.
- Можете привести примеры современных субкультур положительных и деструктивных?
- Я считаю, что в классическом смысле молодежных субкультур на сегодняшний день не существует. Но негативная и позитивная составляющие присутствуют в любой субкультуре практически всегда.
Вспомним хиппи. С одной стороны, это сообщество дало огромное количество талантливых музыкантов, художников и иных деятелей искусства, с другой - среди представителей этой субкультуры процветали свободные сексуальные связи, иногда употреблялись и даже распространялись наркотики.
А сторонники ультраправого движения, которые в свое время у нас назывались «скинхеды» и воспринимались исключительно негативно? Здоровый образ жизни, который насаждался представителям этого сообщества, был положительной частью их организации.
- По каким параметрам еще мы можем определить субкультуру?
- Правил нет. Но мы можем сказать, что у субкультуры всегда есть набор атрибутов и символов, которые понимаются, принимаются и используется только представителями конкретного сообщества.
Также любая субкультура всегда создает некое количество творческого продукта: возникают музыкальные группы, книги, кино, идеологические учения. Идеологический заряд один из важных параметров для субкультуры, это то, что отличает ее от просто досуга. Так что можно сказать, что всегда присутствует нормоформирующее поле, в том числе, предписывающее представителям сообщества определенный внешний вид.
- Можно ли вывести некую формулу влияния субкультуры на развитие общества и культуры в целом?
- Я не культуролог, буду размышлять как любитель. Могу сказать, что в современном мире никакая субкультура не существует долго. Старые субкультуры, скажем, общества модерна, могли переходить из поколения в поколение. Постпостмодерн продемонстрировал, что субкультуры существуют очень короткое время. А значит, представителям новых течений приходится вводить дополнительную терминологию, придумывать хайповые истории. Вспомним, например, «Рёдан» и пауков, которых обсуждали активно еще в прошлом году. В итоге это явление просуществовало всего два месяца. Быстрое затухание одной субкультуры влечет за собой появление новой.
- С чем связана такая динамика?
- Основное влияние на ускорение процессов оказывает научно-техническая революция – современные информационные технологии в виде интернета и социальных сетей, которые способствуют «моментальному» распространению идей и оповещению максимального количества заинтересованных лиц. Происходит быстрый массовый всплеск интереса и такое же быстрое затухание. Передача информации из уст в уста ушла в историю - в этом главная причина быстрой смены субкультур.
- Что скажете о нашумевших в последнее время квадроберах?
- Мы тоже с вами в детстве играли в кошечек, собачек, на праздниках выступали в масках и изображали всяких героев, в том числе животных. Но мы не выкладывали наши фото и видео в соцсети.
Квадроберы – это в большей степени эффект паники со стороны старшего поколения и классических медиа. Все новое пугает. Это традиционный поколенческий конфликт. Ведь такого поколенческого разрыва, который мы переживаем сегодня, в истории человечества еще не было. Когда дети и внуки уже умеют пользоваться нейросетями, освоили все возможные информационные технологии, а многие бабушки и дедушки со смартфоном еще толком не разобрались - это осложняет отношения. Ведь люди, живущие в разном информационном поле, оказываются фактически в разных мирах.
Поэтому квадроберы – это форма молодежного досуга, а все истерики на эту тему – это переживания людей старшего поколения, которые забыли, какими они были в молодом возрасте.
- Вернемся к возникновению культурных продуктов в субкультурах…
- Приведу неочевидный пример – футбольные фанаты. Изначально они появились в Британии, далее движение распространилось по всей Европе, затем - по всему миру. Вроде бы речь идет о спорте, но… появилось огромное количество книг-историй и мемуаров, связанных с движением. Сообщество подпиталось рэп-, панк-, хип-хоп-культурой, которые неразрывно связаны с соответствующим музыкальным контентом. Именно футбольные фанаты дали толчок к развитию уличных неформальных художников, работающих в стиле «граффити». И все мы получили новый культурный пласт.
Фото: из личного архива Павла Горюнова.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться