Первая же книга, написанная петербургским инженером, принесла ему награду
Первая же книга, написанная петербургским инженером, принесла ему награду
Интервью

Первая же книга, написанная петербургским инженером, принесла ему награду

В доме писателя - тысячи книг. Фото: Иван Куртов.

Опубликовано: 23 апреля 2023 года

23 апреля отмечается Всемирный день книги и авторского права. В канун мероприятия портал «Культура Петербурга» пообщался с петербургским писателем Кириллом Казачинским, недавно ставшим лауреатом премии «Во славу Отечества» в категории «За выдающееся литературно-художественное либо историко-исследовательское произведение». Как было написано в комментарии одним из учредителей премии, писателем Виталием Ивановичем Пищенко, награду Кирилл получил «за многолетнюю и плодотворную работу по составлению библиографического справочника «Контрразведка в российских и советских художественных произведениях» и возвращение читателю незаслуженно забытых публикаций».

 Так выглядит награда лауреата премии «Во славу Отечества». Фото: fantlab.ru

В одном ряду с именитыми писателями

- Кирилл Владимирович, «Во славу Отечества» - это российская национальная премия, которая с 2009 года ежегодно присуждается известным отечественным писателям и историкам. Вы получили награду за свое первое же произведение. Как чувствуете себя в одном ряду с именитыми писателями?

- Несколько неловко. Я скорее читатель, чем писатель. Мой дом заставлен книгами сверху донизу. Я много читаю и в какой-то момент, столкнувшись со шпионской литературой, захотел узнать: а сколько книг этого жанра было выпущено в России и СССР.

Сначала я просто читал шпионские романы, но тема затягивала. Года через три пришло желание систематизировать произведения, и я взялся писать хронологию. И хотя работа готова, никак не могу остановиться. До сих пор выходящие шпионские книги отлавливаются и попадают в «переплёт»…

- Где хранится Ваша награда: на видном месте в квартире или в дальнем ящике стола?

- Я получил от Союза писателей РФ извещение о награде, но забрать саму медаль, честно говоря, не успел - нет времени съездить в Москву. По получении решу, куда ее положить.

- Чему посвящена Ваша хронология? И почему Вы решили выбрать именно этот редкий сейчас жанр, а не роман или повесть?

- Мой библиографический справочник пытается охватить все шпионские произведения, выходившие в нашей стране. Я фотографирую обложку, вношу в хронологию краткое содержание и даю свою оценку.

Проблема заключаются в том, что сведения о произведениях этого жанра никогда не были собраны воедино. Какие-то романы и повести выходили в виде книг, какие-то – в виде материалов в региональных издательствах, газетах и никогда - в книжном варианте, третьи - вышли в разных версиях: и в книжной, и в журнальной. А значит, для создания полного справочника приходится перечитывать массу литературы.

- А зачем Вы это делаете? Куда поступит Ваш справочник? Кто его потенциальный читатель?

- Хочется вернуть читателю незаслуженно забытых авторов и произведения. Тем более, что у многих из них журнальная и книжная версии расходятся. И часто довольно сильно. Например, есть произведение Фёдора Кабарина «Сияние базальтовых гор», выходившее в книжном варианте в 1956 и 1957 годах. Книги выпущены в Кишинёве и Саратове разными издательствами. Один автор, одни персонажи, но концовки и выводы – диаметрально противоположные.

И таких произведений довольно много.

Что касается вопроса о потенциальных читателях справочника, то, думаю, он будет интересен любителям жанра, а также литературоведам и библиотекарям. Во всяком случае, ко мне уже поступают запросы о приобретении справочника от групп любителей шпионской литературы, а, кроме того, им интересовались представители Российской Национальной Библиотеки.

 Справочником уже интересовались группы любителей шпионской литературы и представители РНБ. Фото: Иван Куртов.

Родоначальниками шпионской литературы стали Киплинг и Куприн

- С чего начался Ваш интерес к шпионской литературе? В детстве Вы любили игры в шпионов?

- Ну к шпионским играм я был равнодушен. А вот книга Виктора Михайлова "На критических углах" из серии "Библиотечка военных приключений" меня в детстве, действительно, поразила. Она была без первых 17 страниц. И в школе я придумывал различные вариации начала этого произведения. Уже став взрослым и увидев ее в лавке букиниста со всеми страницами, я, конечно же, сразу купил это произведение, приобретя попутно парочку книг из той же серии. Эти работы показались мне настолько интересными, что потом я купил ещё несколько шпионских романов. Задался вопросом: сколько всего произведений написано на эту тему. А дальше пошло – поехало.

- Сколько времени заняла работа над произведением? Сколько книг в нем описано?

- Я занимаюсь шпионоведением более 15 лет. В моей хронологии около тысячи романов, повестей, рассказов, пьес, поэм и даже стихов про шпионов.

- Какие открытия Вы сделали для себя в процессе написания?

- Я так увлекся этой темой, что даже расстраиваюсь, когда слышу от некоторых друзей, что, дескать, шпионско-диверсионная литература относится к категории второго сорта.

А вот Вы знаете, что Александр Грин до революции написал три шпионских рассказа? А нарком Луначарский - шпионскую пьесу "ЯД"? Или что гайдаровская повесть "Судьба барабанщика" на самом деле шпионская?

Также, полагаю, далеко не все в курсе, что родоначальником жанра стал Редьярд Киплинг, автор "Маугли" и "Рикки-Тикки-Тави". Писатель в 1901 году опубликовал в журнале Cassells Magazin свой первый в мире шпионский роман - "Ким".

Российские знаменитости приступили к этому жанру практически следом за Киплингом. Первая русская шпионская повесть называлась "Штабс-капитан Рыбников" и вышла из-под пера Александра Куприна. Она была опубликована уже в 1905 году. И сразу вызвала большой интерес у читающей публики.

Шпиономанией были увлечены не только упомянутые Куприн и Гайдар, но и современные «звезды» Акунин и Трускиновская.

- Чем Вы занимаетесь в свободное от писательства время?

- Дети, семья, работа. Не всегда успеваю прочитывать и систематизировать новые шпионские произведения. Ведь, несмотря на то, что хронология готова, я продолжаю анализировать и трудиться над новой версией справочника.

По основной профессии я – инженер. Над справочником работаю урывками, стараюсь находить время не в ущерб своей деятельности и близким. Но при каждом удобном случае прочитываю новые произведения.

Был у меня период с большим количеством командировок и приличными букинистическими магазинами поблизости. Вот тут скорость пополнения справочника сильно возросла.


«Из шпионских произведений выросла не одна детская страшилка»

- Согласны ли Вы с мнением, что тяга общества к шпионским произведениям связана с повышенной подозрительностью читателей?

- Тут не соглашусь. Шпионские – это же хорошо написанные приключенческие произведения, часто с воспитательно-патриотическим посылом.

И, кстати, из шпионских произведений выросла не одна детская страшилка. К примеру – помните, бабушки и дедушки запрещали нам в детстве брать конфеты у незнакомцев, дескать, сладости могут быть отравлены? Во взрослом состоянии я прочитал произведение Алексея Попкова «Тайна голубого стакана», в этом романе злая шпионка травила пионеров ядовитыми конфетами.

- Можно ли сказать, что рассвет шпионской литературы давно прошел, и теперь произведений в этом жанре появляется крайне мало?

- Конечно, нет! По статистике, большая часть шпионских произведений появляется в сложные времена. И в данный момент выходит немалое количество таких книг...

- Шпионские произведения нередко ложатся в основу популярных фильмов. Достаточно вспомнить «Ошибку Резидента» или «Тайну двух океанов»». По каким шпионским романам, на Ваш взгляд, стоило бы снять киноленту, которая наверняка получит миллионные просмотры?

- С ходу можно назвать с десяток авторов и произведений, фильмы и сериалы по которым могут достигнуть поставленной цели. Причём антураж можно выбрать на любой вкус – хоть пейзажи Древнего Египта, хоть современного мегаполиса. Да и литературное направление может быть любым: вплоть до фэнтази и мистики.

Зачем далеко ходить? Известный петербургский писатель Виктор Точинов, скоропостижно и неожиданно умерший буквально несколько дней назад,создавал "кинематографичные" книги в разных жанрах. В списке его работ есть, в том числе, и произведение «Молитва Каина», представляющее собой смесь мистики, шпионско – диверсионного и исторического жанров. Уверен, что фильм, снятый по этому роману, не оставил бы зрителей равнодушными.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

22.12

Петербургский культпросвет: интервью с Региной Долинской

Регина рассказала о любимых концертных залах, поделилась впечатлениями о зимнем фестивале «Площадь Искусств», а также дала несколько советов о том, как заинтересовать музыкой ребенка и самой не заснуть на классическом концерте.

Интервью
История Петербурга
14.08

Надежда Ефремова: «История «Медного всадника» продолжается до сих пор»

18 августа 1782 года, 243 года назад, на Сенатской площади был торжественно открыт монумент Медный всадник

Доступная среда
Инклюзия
24.06

Когда не важен звук – есть пластика движения

Участники Летней театральной школы переводчика РЖЯ рассказывают о своем опыте и взаимоотношениях с РЖЯ

Эрмитаж

Интервью с волонтером Эрмитажа Омером Дельгадо

Интервью с волонтером Эрмитажа Омером Дельгадо в преддверии день волонтёра, Международного деня добровольцев. Омер Дельгадо стал победителем конкурса фонда Владимира Потанина «Музейный волонтер» в номинации «Образ жизни».

Многомерность культуры
Доступная среда
19.01

«Главного глазами не увидишь»: интервью с Еленой Гонтаренко

Елена Гонтаренко, автор фотопроекта «Тайный мир Музея Фаберже», в Международный день белой трости рассказывает о сотрудничестве с Музеем Фаберже, творчестве и планах на будущее.

Смотреть все