Опубликовано: 26 сентября 2024 года
Сейфемо родом из ЮАР, где только в начале 1990-х отменили апартеид — узаконенную расовую дискриминацию. В те времена чернокожие жители страны были лишены гражданских прав и жили в резервациях без электричества и водопровода. Чтобы переехать в крупный город, требовалось специальное разрешение или непрестижная работа. Это лишало людей доступа к качественному образованию, медицине и культурной жизни, включая театры и кино. Все это отложило отпечаток на жизнь Моцвири.
Портал «Культура Петербурга» поинтересовался у режиссера, почему он принимает участие в фестивале «Взгляд на Восток», что за спектакли привезет и каковы его взгляды на театральное искусство ЮАР.
– Сейфемо, почему Вы решили приехать в Санкт-Петербург, и что для Вас значит участие в фестивале «Взгляд на Восток»?
– Коллега-драматург из России порекомендовала мою работу организаторам фестиваля. Эта женщина сообщила мне, что театр-фестиваль «Балтийский дом» ищет театральные постановки из Южной Африки. И попросила меня прислать видео всех моих работ, чтобы жюри могло просмотреть и отобрать тот спектакль, который подходит для проекта. Я отправил четыре видео, организаторы выбрали две постановки.
Участие в этом фестивале много значит для меня как южноафриканского театрального режиссера, а также для нашего актерского состава, ведь Россия внесла огромный вклад в мировое развитие театра. Ваша страна произвела на свет великих театральных деятелей, таких как Константин Станиславский, Антон Чехов и многих других.
– В России Вы покажете постановки «Будь лучшей собакой» и «Система»?
– Театр «Балтийский дом» выбрал, какие из моих спектаклей наиболее актуальны для фестиваля. Мы продемонстрируем две знаменитые южноафриканские театральные пьесы, которые были хорошо приняты международным сообществом. Причем одна из них - «Система» – всемирно известная театральная работа, получившая множество наград.
– В этот раз Вы будете только режиссером или также исполните роли в одной из постановок?
- Я являюсь режиссером спектакля «Система». Но также исполню главную роль в адаптированной версии постановки «Будь лучшей собакой», которую написал Махубало Иканенг. В 2022 году он стал победителем литературного конкурса Центра креативных искусств при университете Квазулу-Натал. В этом году, кроме того в проекте примет участие драматург Диксон Мэлел.
– Не могли бы Вы рассказать нам подробнее об актерах, которые будут играть в Ваших спектаклях в «Балтийском доме»?
– В спектакле «Система» участвуют: Ивонн Нкоси, Ксолани Дламини и Икобенг Моатлходи. На смену Кеодиретсе Ммеква пришел Джеймс Манкгаба, а вместо Селло Маэпа, который был в оригинальном составе, — Нхлахла Ситхоле. Сейчас расскажу об этих артистах.
Икобенг Моатлходи — это южноафриканский актер театра и телевидения. Он также появлялся в многочисленных рекламных роликах. А известен стал, благодаря персонажу «Сефамол» в оригинальном сериале «Изгои».
Ивонн Нкоси — бакалавр в области прикладного театра, театральная актриса и преподаватель искусств. Прикладной, он же социальный театр, понимается как направление, стоящее между театром и другой областью, работающее на цели той области, к которой оно применяется.
Ксолани Дламини — театральный актер, писатель, режиссер, который появлялся в ряде театральных постановок, таких как «Голова и Лод» Уильяма Кентриджа. Спектакль много гастролировал по миру и демонстрировался в Англии, Германии, Голландии и США.
Нхланхла Ситхоле — это театральный актер и поэт. Он выступал в таких шоу, как «Непрерывная боль» и «Мюзикл Магади», проходивших в Шотландии.
Кеодиретсе Ммеква много играл на сцене в Северо-Западной провинции ЮАР. В списке его работ такие постановки, как «Лепатата / Вувузе́ла», «Возвращение красного флага», «Искаженная судьба» и др.
Форчун Бенедикт Могваненг — опытный специалист по свету и звуку, работавший на таких престижных площадках, как театр Wits в Витватерсрандском университете, Международный фестиваль искусств в Хараре (HIFA), Национальный фестиваль искусств Грэхэмстаун/Макханда и Амстердамский фестиваль света, а также на многих других.
– В анонсе было сказано, что спектакль «Система» основан на реальных событиях. Почему Вы выбрали истории именно этих трех южноафриканцев? Что Вас заинтересовало?
– Идея постановки принадлежит Лебеко Нкету. Я обсудил ее с актерами и предложил Кгосане Тэкване написать сценарий на основе того, что получилось в результате нашей беседы. Как режиссер я изучал истории людей, которые были несправедливо обвинены и арестованы в Южной Африке и других странах. Это подтолкнуло меня к тому, чтобы довести сюжет до его нынешней версии. Во время своих исследований о ложных обвинениях я понял, что эта проблема глобальна, что делает мою пьесу актуальной для зрителей во всем мире. В процессе создания работы я узнал о том, что чернокожие американцы в США часто не могут рассчитывать на должное расследование по своим делам. Многие из заключенных оказываются в тюрьме за преступления, которых не совершали. В Америке черная кожа часто ассоциируется с преступностью.
– Можете ли Вы рассказать нам немного об африканской культуре и о том, что нас ждет во время представления?
– В своей работе я принял решение обратиться к африканским традициям повествования. Эта идея была продиктована тем, что большинство театральных артистов и рассказчиков на нашем континенте придерживаются евроцентричного подхода к театру. Однако есть и те, кто ценит африканский взгляд на театральное искусство. Среди них выделяются Монагенг Вайс Мотшаби, Темба Мкхома, Напо Машиане, Прешес Маробеле и легендарный Кгафела ва Магогоди. Они демонстрируют, что нам не обязательно придерживаться европейских методов. Мы можем использовать собственный уникальный подход, который при этом может быть интересным, в том числе, и европейской аудитории.
– Во время спектакля «Система» Ваши актеры своими телами изображают различные объекты. При этом на сцене нет реквизита, артисты не меняют костюмы. Как Вам пришла в голову эта идея? И как это, по Вашему мнению, повлияет на восприятие постановки?
– Я изучал режиссуру в Федеративном союзе чернокожих актеров (FUBA). Эта школа возникла в Южной Африке в период апартеида, когда чернокожим театральным режиссерам и актерам не разрешалось работать с белыми коллегами. Тогда данное учреждение было одним из самых бедных в мире.
Практики театра чернокожих актеров заложили основу для интуитивного характера выступлений и развития театральной сферы в стране. Именно в FUBA я узнал о методе создания спектаклей, при котором постановщики использовали минимум реквизита или обходились без него. Мы должны были создавать театр из ничего. Ведь у нас не было костюмов и декораций - только творчество!
– Как Вы способствуете тому, чтобы актеры могли выразить глубокие чувства и создать яркие образы, используя только свое тело?
– «Система» — это не только физическое театральное представление, но и уникальный синтез элементов изображения. Эта техника перформанса позволяет одному человеку выступать в роли скульптора, создавая образ другого, который в данный момент является статуей. В процессе формирования образов используется только прикосновение, а слова и зеркальное моделирование остаются в стороне.
Я начал работать над постановкой «Системы» с начинающими артистами 13 лет назад. Они с готовностью позволили мне создавать образы из их тел, и это было увлекательно и интересно. Ирония заключается в том, что за время подготовки к фестивалю «Взгляд на Восток» мы все значительно выросли и развились как творческие личности. Теперь это позволяет нам открывать новые горизонты. Тела и эмоции актеров играют ключевую роль в появлении историй, которые мы рассказываем зрителям.
– В моноспектакле «Будь лучшей собакой» главный герой — пес. Почему Вы решили сосредоточиться именно на этом персонаже? Что он символизирует?
– Это аллегория, поскольку в нашем обществе и мире не все истории можно рассказывать вслух. Из-за этого многие случаи остаются незамеченными. Писатель выбрал собаку, чтобы рассказать то, о чем люди боятся говорить. Животное символизирует человека, осознающего реальность того, что люди могут достичь большего, если будут открыто говорить о своих проблемах, а преступники — о несправедливости, от которой страдают жертвы.
– У Вас есть собственная собака? Как Вы готовились к перевоплощению в хвостатого героя?
– Постановке «Будь лучшей собакой» 15 сентября исполнится 10 лет, а собаку я завел только в прошлом году. Гастроли спектакля Be A Better Dog подготовило меня к тому, чтобы в нашем доме все же появился пес. Теперь я знаю, как лучше всего обращаться с собакой, осознаю, как животные видят то, что мы делаем, и воспринимают наше общение с другими людьми.
– В анонсах говорится, что Ваши спектакли сочетают европейские традиции и «наивный» народный театр. Интегрированы ли какие-либо элементы южноафриканской театральной культуры в Ваши постановки? Если да, помогает ли это раскрытию тем?
– Выходя на международный уровень, мы сделали все возможное, чтобы отказаться от традиционного европейского метода повествования. Главным образом потому, что хотим быть уникальными. Только представьте, что Вы едете в Китай и рассказываете историю с помощью элементов каратэ. Это не было бы чем-то новым или особенным для местной аудитории. Несколько лет назад, когда я еще был студентом FUBA, у меня была возможность поработать с театральной группой Tribes Projects из Сиэтла (США). Проект был направлен на культурный обмен, но, как отметили американские актеры, они не смогли многому научиться, поскольку южноафриканцы лишь копировали американскую культуру. Таким образом, наши спектакли уникальны, благодаря своему африканскому повествованию, но в то же время мы учитываем потребности международной аудитории. Это позволяет пьесам оставаться в репертуаре долгое время.
– Вы являетесь основателем южноафриканского театра African Tree Productions. Что побудило Вас открыть собственный проект? Какова ситуация с театральной индустрией в ЮАР?
– Театр — это зеркало общества. После 1994 года в Южной Африке у нас был, так называемый, «Театр протеста», который использовался для сообщения людям об опасности апартеида. Лично меня к созданию своего проекта побудила возможность рассказывать истории такими, какие они есть, без страха и предвзятости.
– Есть ли у Вас в разработке какие-нибудь новые постановки? Какие проекты или идеи Вы планируете реализовать после фестиваля?
– Моя новая работа затрагивает вопрос о том, как средства массовой информации стали использоваться для того, чтобы выставить одну конкретную страну в дурном свете, при этом замалчивая ошибки и преступления других государств.
– Каким Вы видите будущее южноафриканского театра на международной сцене?
– Будущее южноафриканского театра находится в надежных руках. Признаем, что финансовые факторы играют значительную роль в том, какие постановки будут представлены на сцене и какие получат награды. Однако моя работа в театре заключается не в стремлении к наградам, а в том, как театр способен изменить мир, полный лицемерия.
Мы, независимые театральные деятели в Южной Африке, сталкиваемся с трудностями, так как финансирование от учреждений искусств достается не всем, но мы не теряем надежды и стучимся дальше, поскольку чувствуем, что рассказывать истории — это наша миссия. В этот раз мы надеемся выступить на сцене театра «Балтийский дом».
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться