Опубликовано: 21 марта 2023 года
28 января умер художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков. «Культура Петербурга» брала у него интервью накануне 80-летия. Вспоминаем.
В ТЕАТРЕ ОЧЕНЬ ВАЖНА ЛЮБОВЬ
— Виктор Абрамович, как планируете отпраздновать красивую дату?
- Отмечать я буду, как всегда: приглашу друзей, коллег, родственников. Думаю, человек 400. Нельзя сказать, что все они — мои близкие друзья. Но это люди, сыгравшие в моей жизни определенную роль.
Я стал художественным руководителем тетра в 1991 году. Когда после смерти нашего бывшего худрука Рубена Сергеевича Агамирзяна труппа избрала меня. Ранее я был завлитом, правой рукой начальника.
Я отмечал в театре свои 50, 60, 70, а теперь уже и 80 лет.
Несколько лет назад мой друг — Миша Барышников — написал на мое 70-летие шуточное поздравление. Оно называлось: «За что я не люблю Виктора Новикова». А не любит он меня за то, что я всю жизнь работаю в одном театре, живу с одной женщиной, у меня один ребенок, и я ничего в своей жизни не меняю! Ни страну, ни жену. И тогда, и сейчас если мне предлагают новые должности, я не соглашаюсь. Не поехал ни в Москву, ни в другую страну. Я любил и люблю свою жену, дочку, театр и людей, которые рядом.
— Это же достойно уважения! Быть верным человеком сложнее, чем тем, что легко меняет семью и работу.
- Не знаю, у меня не было метаний.
Да и сам я не люблю, когда из моего театра уходят. Я прирастаю к людям, и не могу никого уволить. А значит, все наши работники могут быть спокойны за свою работу. Я знаю, что театр может работать только на любви. И больше ни на чем.
К слову, дверь моего кабинета всегда открыта, и на ней нет таблички «Художественный руководитель». Ко мне может зайти любой работник театра, выговориться, выразить свое недовольство. Мы все обсудим и попытаемся найти достойное решение.
Еще в нашем театре существует «черная касса», при помощи которой мы стараемся помогать коллегам не только морально, но и материально.
— Как Вы сами попали в театр имени В.Ф. Комиссаржевской?
- В 1966-м я окончил театральный институт. Поработал год в «Ленконцерте», где познакомился и подружился с сатириком Мишей Жванецким. А в 1968-м пришел завлитом в театр им. В.Ф. Комиссаржевской и думал, что это ненадолго — годик поработаю и уйду. Но выяснилось, что театр стал моей судьбой.
За несколько лет я привык к театру так сильно, что не смог оторваться. Я знаю очень многих людей, которые за жизнь меняют по четыре-пять театров. Я так не могу.
— Расскажите о своих родителях. Вы же сами из творческой семьи?
- Мой папа был ученым, заведовал кафедрой в Институте культуры. Занимался русской философией, имел много научных трудов. А когда был мальчиком, Самуил Яковлевич Маршак, учивший ленинградских детей стихосложению, называл папу своим любимым учеником. Он вставлял папины произведения в сборник «Стихи детей».
РОЖДЕННЫЙ В БЛОКАДУ
— Чем Комиссаржевка отличается других петербургских театров?
- Это единственный театр, рожденный в блокаду.
— А Вы разве не учитываете дореволюционную и довоенную историю театра?
- Конечно, существовал театр при Пассаже, где с 1904 по 1906 годы служила Вера Комиссаржевская, где выступала труппа Симона Сабурова, а перед войной работал Театр-студия Сергея Радлова. Тогда это был филиал Пушкинского (Александринского) театра. В конце января 1942 года театр Радлова был эвакуирован. Здание пустовало.
В том же 1942 году появилась пьеса Константина Симонова «Русские люди». По предложению Ольги Берггольц, работавшей на радио, актеры театров драмы им. А.С. Пушкина, Ленсовета, Нового ТЮЗа и пр., оставшиеся в городе, разыграли это произведение в радио-студии, после чего было принято решение объединить артистов на свободной сцене. На нашей сцене. У меня есть приказ № 230 от 14 сентября 1942 года, регламентирующий создание драматического театра для постановки патриотических спектаклей.
И 18 октября 1942 года был сыгран первый спектакль.
У нас в Малом фойе есть постоянная экспозиция «Блокадный театр». А 27 января — День снятия блокады Ленинграда — отмечался еще в те годы, когда были живы люди, пережившие ее.
— А когда актеры вернулись с гастролей, они соединились с новым составом?
- Театр Радлова гастролировал в Пятигорске, который вскоре оказался в оккупации. А когда отступающие фашисты предложили Радлову и артистам поехать в Берлин, то Радлов отказался. В 1945-м он вместе с женой Анной вернулся в Советский Союз и сразу получил тюремный срок 10 лет.
— Есть ли у Вас артефакты, связанные с дореволюционным и блокадным прошлым театра?
- Сохранилась чернильница Веры Комиссаржевской и стулья, которые участвовали в спектакле еще в дореволюционный период.
Блокадных артефактов не сохранилось. Я застал актеров, которые пережили эти страшные годы. Блокада была частью их жизни. Они не приносили свои личные вещи или письма в театр. Сохранились многочисленные фотографии Веры Федоровны Комиссаржевской. Фотографии первых спектаклей Блокадного театра.
«ХОРОШО, ЕСЛИ РЕЖИССЕР И ХУДОЖНИК НАХОДЯТСЯ НА ОДНОЙ ВОЛНЕ»
— На Вашей сцене ставили свои спектакли и Козаков, и Пази, и Смехов. Как Вы сейчас выбираете режиссеров?
- Дело в том, что сам я спектакли не ставлю. Но всегда искал и приглашал людей, которые по складу ума и образу мыслей были мне интересны. В свое время это был Владислав Пази, который поставил у нас несколько замечательных работ, например, «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» и «Даму с камелиями». Потом, когда ему предложили стать главным режиссером в театре имени Ленсовета, он ушел.
Ранее у нас работал потрясающий ленинградский режиссер Володя Воробьёв, создававший замечательные мюзиклы. К сожалению, его судьба сложилась трагично: в 1999-м он был убит грабителем на пороге собственного дома.
Несколько лет в театре работал и ставил спектакли замечательный болгарский режиссер Александр Морфов. Сегодня пользуются огромным интересом спектакли, поставленные Григорием Дитятковским, Александром Баргманом, Романом Смирновым, Вениамином Фильштинским. С 2018 года главным режиссером театра является Леонид Алимов, поставивший несколько спектаклей по классическим русским произведениям: «Доктор Живаго», «Обломов», «Дуэль», «Двадцать минут с ангелом» и пр.
Сегодня в спектакле многое зависит не только от режиссера, но и от художника. С нами сотрудничают Эдуард Кочергин, Александр Орлов, Марина Азизян, Владимир Фирер, Эмиль Капелюш, работали Давид Боровский, Иосиф Сумбаташвили.
Сегодня главным художником нашего театра является один из лучших молодых художников не только Петербурга, но и России — Анвар Гумаров.
— Ваш театр пользуется популярностью у петербуржцев. Как Вы можете описать своего зрителя?
- Раньше я думал, что у нас большей частью молодой зритель, потом выяснилось, что скорее это люди 40+.
Хотя при режиссере Романе Габриа, поставившем «Барона Мюнхгаузена» и «Мою дорогую Helene@», к нам пришла молодежь. Появился новый взгляд, появился новый зритель.
И хотя молодежь, конечно, важна, ведь она — будущее театра, но меня интересуют не только представители юного поколения. На мой взгляд, режиссерами обделено и среднее поколение.
Вообще мы ставим спектакли для любого возраста и не делим их на спектакли для молодых или пожилых. Средняя заполняемость нашего зала — 84%. Хотя есть постановки, билеты на которые раскупаются за три месяца, а заполняемость доходит до 100%. Это «Обломов», «Ночь Гельвера» и пр.
В нашем репертуаре имеются спектакли, которые идут на сцене очень давно, иногда по 20 лет. Это «Утоли моя печали», «Безымянная звезда». Постановки нравятся зрителям. Нам бы хотелось, чтобы таких спектаклей стало как можно больше.
Читайте также: Семен Спивак считает, что режиссер — это артист для артистов (spbcult.ru)
Лариса Луппиан считает, что Пушкин был бы в восторге от новой версии «Евгения Онегина» (spbcult.ru)
Алексей Фрадин: «Зрители предпочитают комедии» (spbcult.ru)
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться