Юлия Марченко (БДТ): «Это редкость, когда с режиссером есть соавторство»
Юлия Марченко (БДТ): «Это редкость, когда с режиссером есть соавторство»
Интервью

Юлия Марченко (БДТ): «Это редкость, когда с режиссером есть соавторство»

Опубликовано: 03 июня 2025 года

27 - 28 июня и 8 июля в БДТ имени Товстоногова - громкая премьера: режиссер Антон Федоров, к которому сейчас приковано самое пристальное внимание театральной публики и критики, поставил первый спектакль в Петербурге – «Утиную охоту» по мотивам пьесы Александра Вампилова. Артистка Юлия Марченко, играющая жену главного героя Виктора Зилова, рассказала «Культуре Петербурга» о поиске сценической правды – когда разом смешно и страшно.

Юлия Марченко в спектакле «Утиная охота».  

- Какие у вас были ожидания от работы с Антоном Федоровым и насколько они совпали с реальностью?

- Было ожидание встречи, потому что мы учились на близких курсах в Щуке (Театральном институте имени Щукина – прим. В.Б.), и я понимала, что тот театральный язык, которому нас учили, он есть. Я видела один только спектакль Антона «Собачье сердце», его сюда привозили. Я поняла направление примерно и с радостью ждала. Хотя мне не очень хотелось Галину играть, потому что по пьесе она такая страдающая жена – это какой-то штамп уже, что она вечно страдает, страдает, страдает. А в спектакле это дается в хорошем ключе – для меня, по крайней мере. Есть над этими страданиями какой-то слой.

- А что можете сказать о роли - Галина у вас получилась?

- Мне кажется, что ключевая фраза для моей героини – «Я посижу с тобой, пока ты здесь». Это человек, который знает Зилова вдоль и поперек, помнит, о чём они мечтали, как жизнь складывалась – и понимает, чем всё у него закончится в какой-то момент пути. И она – тот человек, который будет рядом, даже когда её вроде бы и нет. У Вампилова Галина от Зилова уезжает, и как-то после репетиции Гриша (Григорий Чабан – исполнитель роли Зилова, прим. В.Б.) спрашивает: «Ты что, уходишь, потому что обиделась?» Я говорю: «Не волнуйся, Гриша, я этот позор разделю с тобой». В шутку, конечно, что даже если меня уберут, я всё равно буду где-нибудь рядом. И получается, что Галя – это человек, который как будто бы хочет всё время уйти, пытается этим обратить на себя внимание близкого человека и понимает, что не может оставить его, пока он не вырастет, что ли. Или пока она сама не поймёт, что действительно уже можно без неё.

Фрагмент репетиции.  

- По словам Федорова, процесс вспоминания как попытка найти правду – основная тема спектакля, и на репетициях все артисты погружались в воспоминания о своей жизни. Если не секрет, о чем вспоминали Вы?

- Слава Богу, пожила чуток на этом свете, всего навидалась – и в судьбах моих родителей, и родителей моих друзей. И видела мужчин, которые не смогли ужиться с нечестными законами существования в работе, в дружбе, в родительских отношениях. Выход был неутешительный – они просто изолировались от мира. Женщина с таким мужчиной остается, потому что понимает, что без нее человек пропадет. Совсем пропадет – вот прямо близкие-близкие примеры есть у меня, когда женщина, например, уходит из жизни – и мужчина, которого она всегда держала, заканчивается.

Фрагмент репетиции.

И с отцами связи – у меня с моим папой и с его судьбой, у Гриши тоже есть эстафета зиловская от папы (Александр Чабан сыграл Зилова в «Утиной охоте» Ефима Падве в Молодежном театре, прим. В.Б.). Остается эта звенящая нота внутри. Так что есть над чем порефлексировать и проживать эту терапию каждый раз. В пьесе, кстати, тоже автобиографический момент есть. У Вампилова была любовь, которая от него уехала к какому-то другу, и он записал себе в записную книжку ее слова, очень красивые: «Забыть меня здесь, когда мы рядом, — это значит замуровать меня в толпу соглядатаев. Это невозможно. Из этой свинцовой стены будет торчать моя к тебе нежность, так же, как если бы из моей могилы торчала моя рука. Ты этого не вынесешь». Женщины в его пьесе – это как будто бы составляющие некой идеальной женской сути: здесь есть одно, здесь другое, здесь третье.

- Вспоминали ли фильм «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова по «Утиной охоте»? 

На репетициях говорили и про фильм, там прекрасный артист Олег Даль, по моим воспоминаниям, играет какого-то неприятного человека. И странно, что все женщины вокруг любят его. Но на тот момент (фильм 1979 года, прим. В.Б.) это работало, видимо, действительно очень остро. А у нас решение чуть-чуть другое. И мне очень нравится наша попытка заново прожить то, что ты уже знаешь и прожил. Возможно ли было по-другому? Возможно ли вообще свою жизнь построить по-другому? А как-то не получается всё равно. Тебе кажется, вот сейчас сверну налево или направо – а нет. По этим рельсам мы все едем, друг друга не слышим. И каждый раз собираемся и думаем, ну всё, сейчас будет хорошо, а заканчивается как обычно. Какая-то предопределенность есть – и необходимость быть честным с самим собой и с другими, тоже в спектакле звучит.

Фрагмент репетиции.
Фёдоров ещё говорит, что юмор для него очень важен, и если актёр «раскалывается» на сцене, он это приветствует, потому что в этом есть сценическая правда.

- Это было постоянно. Просто я в какой-то момент себя ловила на таком – как в «Реквиеме по мечте», помните, мама там сидит, смотрит телешоу и хохочет. Смешно, когда в спектакле подчеркиваются паттерны поведения людей в разных обстоятельствах – на похоронах, на поминках, на новоселье, на работе. И это не реалистичное драматическое проживание, а как будто из тебя вылезают эти поведенческие рефлексы, и ты не понимаешь, почему ты так делаешь – ты же хочешь по-другому, а оно всё вылезает. Это и страшно, и очень смешно, репетиции очень весело проходили. Антон очень любит актеров, поддерживает, слышит. Это тоже редкость, когда с режиссером есть соавторство, потому что частенько бывает такое, что артист предложит, режиссер это возьмёт и потом за свое выдает.

Фрагмент репетиции.

А здесь нет, Антон подчеркивает: предложил ты что-то – да, действительно, это здорово, спасибо, делаем так. Поэтому получаешь удовольствие, как будто мы банда, которая сформировалась – навсегда. Мы обречены друг на друга, отсюда никуда не деться. Антон еще и музыкант, а у нас электрическая гитара в спектакле работает, и когда в перерыве заходишь в репетиционный зал, видишь, как он играет что-то из нашей юности – и рвет душу просто. Очень важна музыкальность нашего существования в спектакле. Это такая действительно оратория, что ли, потому что уже в самом тексте Вампилова слышишь музыку, в повторах слов находишь другие смыслы, очень смешные. «А я еду не к дяде». «Не к дяде?» «Не к дяде». И ты уже думаешь, а что это за слово, «некдяде».

Фрагмент репетиции.

- Что нового дала Вам работа над «Утиной охотой»?

- Проживание каких-то не отпущенных болевых моментов в жизни. Возможность пересмотреть это, подняться над этим, принять это. Ну и какую-то надежду на то, что все это – не зря. Что жизнь, конечно, штука сложная, но она прекрасная в этом ужасе, и сколько юмора в этой жизни. И невозможность вернуть то, что было когда-то – вот это людей трогает. И нас тоже.

NB! 7 и 8 июня на Основной сцене БДТ пройдут предпремьерные показы спектакля!

Фото – Ира Полярная

Вячеслав Бураков специально для «Культуры Петербурга»

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Творчество
28.02

Мария Катунова: «Наши сотрудники - это педагоги мечты»

23.05

Как выглядит маленькая Япония в центре Петербурга?

Интервью
Классическая музыка
23.05

Мария Сафарьянц: «Без классики мы одичаем»

Интервью
21.05

Антон Танонов: «"Музыкальная весна" - не застывший экспонат»

Концерты
04.04

С Днем рождения, маэстро Канторов!

Смотреть все