Фотографии предоставлены автором
Искусство

23 сентября 2021 года

С именем Дмитрия Шостаковича

В день рождения Дмитрия Шостаковича мы предоставили слово Ольге Прутт — руководителю музея «А музы не молчали...».

Заставка: интерьер школы

Дмитрий Шостакович: родом из Ленинграда

115 лет назад, 25 сентября 1906 года, в Санкт-Петербурге, в доме №2 на Подольской улице родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1910 году семья Шостаковичей переехала с Подольской на улицу Марата, 9, где прожили до 1938 года. Последний адрес композитора в Ленинграде — Большая Пушкарская улица, 37. Отсюда 1 октября 1941 года он с семьёй был эвакуирован в Москву, а затем в Куйбышев.

После войны Шостаковичи остались в Москве. Своей квартиры в Ленинграде они не имели и, приезжая в родной город, композитор останавливался у матери и старшей сестры на улице Софьи Перовской, 9. Шостакович часто отдыхал в Доме композиторов в посёлке Репино — там, в 20-ом коттедже, Дмитрию Дмитриевичу особенно хорошо работалось.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) ̶ один из крупнейших советских композиторов, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель

Почти все его симфонии, оперы и балеты впервые прозвучали в Ленинграде: в Капелле, Большом зале Филармонии, в Малом оперном и Кировском театрах.

На городских кладбищах похоронены его родные: мать, Софья Васильевна Кокаулина-Шостакович — на Литераторских мостках (умерла в 1955 году), любимая сестра Мария Дмитриевна Шостакович-Чернышова — на Ново-Волковском кладбище (скончалась в 1973 году).

Память о композиторе в Петербурге

В 2009 году недалеко от Парнаса, на улице Шостаковича был открыт памятник композитору. Это работа скульптора Константина Гарапача. Ранее, в 1997 году, перед домом на Большой Пушкарской был установлен бюст композитора, автор — Александр Черницкий.

Существует книга Софьи Хентовой «Шостакович в Петрограде- Ленинграде» и одноимённая авторская экскурсия Ирины Вербловской.

К сожалению, до сих пор в городе нет государственного музея Шостаковича. В начале двухтысячных Мстислав Ростропович и Галина Вишневская выкупили часть квартиры на улице Марата, чтобы создать там частный музей великого композитора. Но, к сожалению, в настоящее время он не доступен для посетителей.

Все дома, где Шостакович когда-то жил, отмечены мемориальными досками работы известных скульпторов: Михаила Аникушина, Левона Лазарева и других.

Есть в Петербурге ещё одно место, связанное с самим композитором, его родными, близкими, учителями и учениками. Это народный музей культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…» средней школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича. Музей находится в красивейшем уголке Старой Петербургской Коломны на берегу реки Пряжки, напротив Матисова острова.

Средняя школа № 235 им. Д. Д. Шостаковича

С чего начинался музей «А музы не молчали...»

История самого музея интересна и поучительна. До недавнего времени это был простой школьный музей. Год за годом, начиная с 1965-го, учителя, ученики и друзья музея, блокадники и просто горожане приносят сюда реликвии, документы, предметы из блокадных квартир — то немногое, что помогало людям жить и выживать. Сейчас в залах музея, которому в этом году исполнилось уже 53 года, представлены экспозиции, посвящённые театральной жизни, деятельности концертных бригад и фронтового цирка, детям блокадного города, разнообразной музыкальной жизни города в годы войны, показаны работы художников и писателей. На всех трёх этажах музея — а он располагается в особом музейном здании рядом со школой — находятся экспонаты и документы, связанные с музыкой. Их тоже преподнесли в дар музею: театры Музыкальной комедии, Краснознаменного Балтфлота, музыканты, композиторы, музыковеды, издательства и просто горожане, интересующиеся музыкальным творчеством.

С чего начинался музей «А музы не молчали...»

В 1971 году в актовом зале школы была открыта экспозиция, посвящённая Дмитрию Шостаковичу, его Седьмой симфонии и Большому симфоническому оркестру Дома Радио. В тот же год пионерская дружина школы стала носить имя Д. Д. Шостаковича. Музей сделал то, что должна была, но не смогла сделать Филармония:

  • собрал вместе всех исполнителей Седьмой симфонии и её первых слушателей, сотрудников музыкальной редакции и дирекцию радиокомитета;
  • сблизился с дирижёром Карлом Элиасбергом и его женой, пианисткой оркестра Надеждой Бронниковой;
  • разыскал легендарного лётчика В. Литвинова и членов его экипажа, доставивших рукописную партитуру симфонии в Ленинград;
  • нашёл ветеранов артиллеристов 14-го полка 42-ой армии, которые в день премьеры Седьмой симфонии подавили артиллерию врага — и ни один фашистский снаряд не упал во время исполнения симфонии в центре города! Операция носила кодовое название «Шквал».

Экспозиция в школе

Шли годы, и в 1996-м, в год 90-летия Дмитрия Шостаковича, по ходатайству сына, дочери и учеников композитора, с поддержкой ленинградского Союза композиторов и Филармонии, которая носит имя Дмитрия Шостаковича, школе за её многогранную творческую деятельность было присвоено имя великого композитора. Это стало результатом блестящей многолетней работы: музыкальные классы, музейный театр, работа музея «А музы не молчали…», который к этому моменту уже стал народным. Руководителям школы и музея было важно, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович — не только великий композитор, но также великий гражданин своей страны, честнейший и скромнейший человек своего очень сложного, трагического времени, которое он правдиво запечатлел в своих произведениях. Большой музыкант и друг Шостаковича Мстислав Ростропович в письме губернатору Владимиру Яковлеву, рассказывая о музее, написал: «равного Шостаковичу композитора в XX веке не было» и подписался: «Музею гения от его слуги».

Музей «А музы не молчали...» — о Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича

В 2005 году открылась современная экспозиция в новом здании музея. Здесь Седьмой симфонии отведён целый зал. В нём представлены:

  • концертный фрак, дирижёрская палочка, камертон и метроном Карла Элиасберга, афиша первого исполнения симфонии, тетрадь Надежды Бронниковой с записями всех концертов оркестра;
  • рукописные оркестровые партии, музыкальные инструменты исполнителей и их личные вещи, которые они сами собирали для музея, стулья и нотный пульт из Большого зала филармонии, подаренные Дмитрием Соллертинским;
  • фотографии и жизнеописания всех музыкантов-исполнителей, библиотекарей и переписчиков нот, мастеров по ремонту музыкальных инструментов, работников зала, участвовавших в подготовке концерта.

Интерьер музея в школе. Фотография предоставлена авторомДо сих пор уточняются судьбы, имена, факты, документы (исправлены неточности в блокадной программке). Собираются дневники и воспоминания исполнителей.

Экспозиция рассказывает, как готовилась премьера Седьмой симфонии, которую часто называют Ленинградской, так как композитор посвятил её родному городу. Зимой 1941-1942 годов симфонический оркестр радио не функционировал, и оставшиеся в живых 16 музыкантов жили на казарменном положении, неся дежурство по зданию Радиокомитета. В помещении — пронизывающий холод, голодные, слабеющие, умирающие музыканты.

Очень точно состояние музыкантов показано в фильме режиссёра Константина Лопушанского «Соло», созданном в 1980 году после встреч с музыкантами оркестра в нашем музее.

Единственный дирижёр оркестра, Карл Элиасберг, от слабости не мог ходить, и в феврале был помещен в стационар для ослабленных деятелей культуры. В марте по радио прозвучало объявление о наборе в новый возрождающийся симфонический оркестр. На первую репетицию 30 марта 1942 года в Дом радио некоторых артистов и самого Элиасберга привезли на саночках, дирижировать он мог только сидя… А уже 5 апреля состоялся первый концерт!

Смомента доставки рукописи симфонии в Ленинград (2 июля) до её исполнения прошло немногим больше месяца. Была проделана труднейшая работа: музыкантов немного подкормили, нотные партии переписали, инструменты привели в порядок, оркестр увеличили почти в 2 раза за счёт музыкантов, отозванных с фронта. И всё это в кратчайшие сроки в ситуации блокированного города!

Оркестр исполняет Ленинградскую симфонию
9 августа 1942 года — день премьеры симфонии в осаждённом Ленинграде, 345-й день блокады — навсегда вошёл в историю как «День победы среди войны». Симфония транслировалась по всему городу и даже дошла до вражеских окопов. Кроме СССР в годы войны она исполнялась в Англии, США, Мексике, Италии…

Музыка Шостаковича объединяла горожан, страну, государства. Сегодня во многих странах мира знают о блокаде Ленинграда лишь по Седьмой симфонии Шостаковича. Мы неоднократно в этом убеждались: в Бельгии, когда мы возили музейную выставку «Это было в Ленинграде…» на корабле «Смольный» на праздник освобождения Антверпена в 1994 году, в Италии на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга в Милане. Там, в зале Аудиториум, удвоенный состав оркестра Джузеппе Верди под руководством Олега Каэтани исполнял Седьмую симфонию. А перед этим была конференция, посвящённая симфоническому творчеству Дмитрия Шостаковича, и выставка из нашего музея «Блокада Ленинграда: образы, предметы и звуки трагедии».

Память о Шостаковиче и музыке блокадного города — в коллекциях музея

Выставочная деятельность нашего музея довольно разнообразна: «Ленинградская симфония» в 2002-м и «Шостакович в Ленинграде» в 2006 году в Румянцевском особняке в Петербурге, в Москве — «Музыка и музыканты блокадного Ленинграда» в зале Дома ССК в 1976 года, в Самаре в Художественном музее во время фестиваля, посвящённого 100-летию Дмитрия Шостаковича, и многие другие.

Давно стала привычной мемориальная доска на стене Большого зала Филармонии, посвящённая первому, блокадному, исполнению Седьмой симфонии Шостаковича в нашем городе. Мало кто знает, что инициаторами создания этой памятной доски был музей «А музы не молчали…» и ветераны оркестра. Они же добились перезахоронения праха Карла Элиасберга и Надежды Бронниковой из крематория на Литераторские мостки, а также установки доски на доме, где родился Шостакович. Они же участвовали в установке мемориальной доски на доме 50 по набережной реки Фонтанки, где находилась последняя квартира Элиасберга.

Музей «А музы не молчали…» - инициатор мемориальной доски на стене Большого зала Филармонии

В залах музея находится множество экспонатов, хранящих память о самом Шостаковиче и его близких, окружении и коллегах-музыкантах. Тема «Шостакович и его современники» непрерывной нитью проходит почти по всему музею. В витрине с документами Дмитрия Шостаковича и его семьи находятся трогательные вещи и важные экспонаты:

  • его очки в черепаховой оправе;
  • крышка от рояля Беккер с вышитой салфеткой, прикрывавшей клавиатуру — на этом рояле Митя Шостакович учился играть у А. А. Розановой;
  • рядом на столе — стопка нот с экслибрисом Александры Розановой и кожаный ридикюльчик;
  • семейный альбом с фотографиями родителей композитора и фотографии сестёр;
  • издания нот Шостаковича: «Три фантастических танца», «Романсы на стихи А. Пушкина», музыка к кинофильму «Новый Вавилон».

На настенной полке — книги, принадлежавшие знакомым Шостаковича и его родственникам. Это произведения русских писателей, которые Шостакович часто перечитывал и многие из которых знал почти наизусть: Гоголь, Пушкин, Лесков, «Евангелие», изданное в Берлине в 1941 году, с отметками о смертях в блокаду, фотография и сказки детской писательницы Клавдии Лукашевич, его крёстной матери.

Интерьер музея «А музы не молчали…». Фотография предоставлена автором

На старых нотах лежит клочок газеты «Правда» 1936 года со статьёй «Сумбур вместо музыки», перевернувшей всю жизнь композитора. На зеркале — фотографии репрессированных друзей Шостаковича: Михаила Тухачевского и Всеволода Мейерхольда. В этой же витрине — дорожные шахматы Марианны Граменицкой, карты для пасьянса Надежды Бронниковой.

На третьем этаже музея в центре зала Музыки на особом возвышении стоит Рояль «Бихштейн» 1913 года изготовления. Долгое время он находился в консерватории в классе профессора Василия Калафати, учившего Фёдора Стравинского, Дмитрия Шостаковича и многих других композиторов. В блокаду рояль стоял в зале прослушивания Дома композиторов на улице Зодчего Росси, д. 2. После попадания в здание бомбы чудом уцелевший рояль перевезли в комнату к композитору Михаилу Матвееву, который нуждался в инструменте для работы. Он готовил к изданию произведения блокадных композиторов и свои.

Ноты и книги по музыке в эти годы в Ленинграде выпускало только издательство «Искусство».

Впоследствии Михаил Александрович вернул исторический рояль на улицу Герцена, куда после войны переехал Дом Композиторов. Здесь легендарный инструмент занял особое место на выставке «Музыка и музыканты блокадного Ленинграда». К клавишам старого рояля прикасались руки Дмитрия Шостаковича и самых известных музыкантов, на рояле играют до сих пор, почти каждый день.

В течение многих десятилетий музей собирает, хранит и изучает исторические документы.

Например, Анна Огороднова и Марина Подорожная, ученицы школы, исследуя архивные и семейные документы консерваторского педагога Шостаковича, профессора Александры Александровны Розановой, нашли новые факты и во многом уточнили её биографию. Эти же девочки, занимаясь судьбой пианистки Марианны Граменицкой, одноклассницы Шостаковича по консерваторскому классу профессора Николаева, написали её биографию и показали посетителям музея альбом пианистки со стихами, нотами, рисунками преподавателей и студентов консерваторских лет.

Другие ученицы, Ольга Березовая и Юлия Колобова, опираясь на материалы музея, воспоминания и дневник гобоистки блокадного оркестра Ксении Матус, подготовили первое документальное исследование о возрождении симфонического оркестра радио после блокадной зимы 1941-1942 годов.

Музей стал знаковым местом не только для школьников и жителей города, знакомящихся с историей блокады. Его посещают специалисты, кинематографисты, исследователи блокады, творчества и жизни Дмитрия Шостаковича разных стран. На основе материалов музея были написаны книги, исторические и искусствоведческие исследования, созданы документальные и художественные фильмы — российские и зарубежные. На протяжении нескольких лет Народный школьный музей «А музы не молчали…» собирал материалы о Дмитрии Шостаковиче, Карле Элиасберге и многих других деятелях культуры блокадных лет, чтобы включить их имена в Листы памяти Золотой книги Санкт-Петербурга. Лауреатами Золотой книги также стали: первый руководитель музея «А музы не молчали…», один из его основателей, Евгений Алексеевич Линд, и сам музей.

В 2013 году за экспозицию «Музыка и Победа», включающую все материалы о Шостаковиче и музыке блокадных лет, музей стал лауреатом музейной премии Всероссийского конкурса «Александр Невский». Тогда же он стал ассоциированным членом Союза Музеев России.


Ольга Герасимовна Прутт — руководитель народного музея «А музы не молчали...»

Фотографии предоставлены автором

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все