Опубликовано: 08 декабря 2023 года
26 декабря отмечает свой день рождения первый в истории России каменный цирк - Цирк Чинизелли. Его открытие состоялось в Петербурге в 1877-м. И это единственное в нашей стране цирковое здание последней трети XIX века, сохранившееся до наших дней.
Цирк Чинизелли — или официально Большой Санкт-Петербургский государственный цирк — расположен на набережной Фонтанки. Он похож на великолепную шкатулку, в которой хранится много интригующих и ценных вещей.
Сегодня «Культура Петербурга» приглашает читателей заглянуть за кулисы страны клоунов и акробатов.
За создание купола, не имевшего аналогов в мире, инженеру был пожалован бриллиантовый перстень

За свою историю здание Цирка Чинизелли претерпело множество изменений как снаружи, так и внутри. А после масштабного восстановления в 2015 года здание вновь засверкало во всем своем великолепии.
Основателем цирка стал итальянский наездник Гаэтано Чинизелли. Его семья, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась настолько большим успехом у петербургской публики, что вдохновленный мастер решил открыть собственное дело в России. Ему удалось добиться разрешения городских властей и купить земельный участок Инженерного сквера у Фонтанки. Здесь Гаэтано мечтал построить постоянное каменное здание цирка.
Строение было возведено по проекту архитектора Василия Кенеля. По первоначальному замыслу предполагалось установление купола, который должны были поддерживать колонны в зрительном зале. Однако привлеченные инженеры Рудольф Бернгард и Отто Крель выбрали новую радиально-сетчатую металлическую конструкцию системы Шведлера. Она позволила возвести купол рекордного по тем временам пролета в 49,7 метров без его поддержки внутренними колоннами — впервые в мире! Купол цирка Чинизелли по праву стали считать выдающимся памятников науки и техники. По представлению контрольной комиссии при Министерстве Императорского Двора Василию Кенелю был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.
Внутреннее убранство не уступало в роскоши императорским театрам: позолота, хрустальные люстры и зеркала сверкали в темно-малиновом бархате зала. Бесспорным украшением интерьера была царская ложа с кариатидами. В советское время на месте царской ложи, которая придавала залу торжественный вид, устроили ложу для оркестра. В наше время ее воссоздали заново.
К царской ложе прилегает гостиная, позволяющая отдохнуть в антракте.
Роскошные росписи на барьере в зрительном зале цирка.
В Петербурге работает первый цирковой музей в мире
Внутри цирка Чинизелли более 90 лет прячется «Музей циркового искусства». Это первый цирковой музей в мире.
Его основал Василий Яковлевич Андреев, преподаватель сценического фехтования. Именно собрание экспонатов этого мастера легло в основу фондов музея.
С момента основания 8 августа 1928 года важнейшими функциями Музея стали выявление, собирание, хранение, изучение и популяризация мирового циркового наследия. Артисты разных стран приветствовали появление первого в мире Музея цирка и эстрады.
Моя мечта, чтобы Музей Цирка был не складом, не кладбищем, а живым источником творчества деятелей цирка и артистов всех жанров арены, чтобы на собраниях Музея артисты вдохновлялись, учились и обогащали свой репертуар.
Василий Андреев
С первого дня существования музей стал незаменимой творческой лабораторией, где артисты черпали вдохновение, совершенствовали и создавали новые номера. В настоящее время собрание насчитывает больше 130000 экспонатов. Здесь есть:
- фото- и видеотека;
- фонд живописи и графики;
- декоративно-прикладного искусство;
- скульптура;
- плакаты и программки;
- костюмы и реквизит;
- рукописи.
«Культура Петербурга» не упустила шанса заглянуть в Мемориальный кабинет первого директора цирка.


Уже в первые годы своей работы Музей начал устраивать на фабриках и заводах временные экспозиции и передвижные выставки, посвященные текущим цирковым программам. И проводить для всех желающих экскурсии.
Собрание Музея Санкт-Петербургского цирка до сих пор остается единственным в России. На протяжении своей истории учреждение является уникальным центром научно-исследовательской, проектной, издательской и экскурсионной деятельности в этой сфере.


Обширная экспозиция «Краски манежа» посвящена отечественному цирковому костюму и имеет тематические разделы по жанрам циркового искусства:
- иллюзия;
- эквилибристика;
- клоунада;
- дрессура;
- акробатика;
- жонглирование;
- воздушная гимнастика.

















Художественная инсталляция «Сон Гаэтано Чинизелли» на первом этаже рисует сюрреалистичную картину сна Маэстро. В этом сне собраны воспоминания, люди и документы из жизни основателя цирка, здесь подлинные мемориальные объемные предметы взаимодействуют с нереальными — плоскими.




Фото: Ирина Иванова.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться