Цирку на Фонтанке исполняется 146 лет
Фото: Ирина Иванова.
Искусство

Цирку на Фонтанке исполняется 146 лет

Опубликовано: 08 декабря 2023 года

26 декабря отмечает свой день рождения первый в истории России каменный цирк - Цирк Чинизелли. Его открытие состоялось в Петербурге в 1877-м. И это единственное в нашей стране цирковое здание последней трети XIX века, сохранившееся до наших дней.

Цирк Чинизелли — или официально Большой Санкт-Петербургский государственный цирк — расположен на набережной Фонтанки. Он похож на великолепную шкатулку, в которой хранится много интригующих и ценных вещей.

Сегодня «Культура Петербурга» приглашает читателей заглянуть за кулисы страны клоунов и акробатов.


За создание купола, не имевшего аналогов в мире, инженеру был пожалован бриллиантовый перстень

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


За свою историю здание Цирка Чинизелли претерпело множество изменений как снаружи, так и внутри. А после масштабного восстановления в 2015 года здание вновь засверкало во всем своем великолепии.

Основателем цирка стал итальянский наездник Гаэтано Чинизелли. Его семья, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась настолько большим успехом у петербургской публики, что вдохновленный мастер решил открыть собственное дело в России. Ему удалось добиться разрешения городских властей и купить земельный участок Инженерного сквера у Фонтанки. Здесь Гаэтано мечтал построить постоянное каменное здание цирка.

Строение было возведено по проекту архитектора Василия Кенеля. По первоначальному замыслу предполагалось установление купола, который должны были поддерживать колонны в зрительном зале. Однако привлеченные инженеры Рудольф Бернгард и Отто Крель выбрали новую радиально-сетчатую металлическую конструкцию системы  Шведлера. Она позволила возвести купол рекордного по тем временам пролета в 49,7 метров без его поддержки внутренними колоннами — впервые в мире! Купол цирка Чинизелли по праву стали считать выдающимся памятников науки и техники. По представлению контрольной комиссии при Министерстве Императорского Двора Василию Кенелю был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Внутреннее убранство не уступало в роскоши императорским театрам: позолота, хрустальные люстры и зеркала сверкали в темно-малиновом бархате зала. Бесспорным украшением интерьера была царская ложа с кариатидами. В советское время на месте царской ложи, которая придавала залу торжественный вид, устроили ложу для оркестра. В наше время ее воссоздали заново.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


К царской ложе прилегает гостиная, позволяющая отдохнуть в антракте.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Роскошные росписи на барьере в зрительном зале цирка.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


В Петербурге работает первый цирковой музей в мире

Внутри цирка Чинизелли более 90 лет прячется «Музей циркового искусства». Это первый цирковой музей в мире.


Его основал Василий Яковлевич Андреев, преподаватель сценического фехтования. Именно собрание экспонатов этого мастера легло в основу фондов музея.

С момента основания 8 августа 1928 года важнейшими функциями Музея стали выявление, собирание, хранение, изучение и популяризация мирового циркового наследия. Артисты разных стран приветствовали появление первого в мире Музея цирка и эстрады.

Моя мечта, чтобы Музей Цирка был не складом, не кладбищем, а живым источником творчества деятелей цирка и артистов всех жанров арены, чтобы на собраниях Музея артисты вдохновлялись, учились и обогащали свой репертуар.

Василий Андреев


С первого дня существования музей стал незаменимой творческой лабораторией, где артисты черпали вдохновение, совершенствовали и создавали новые номера. В настоящее время собрание насчитывает больше 130000 экспонатов. Здесь есть:

  • фото- и видеотека; 
  • фонд живописи и графики; 
  • декоративно-прикладного искусство;
  • скульптура; 
  • плакаты и программки; 
  • костюмы и реквизит;
  • рукописи.
Конкретнее - в составе экспозиции более 50 костюмов и свыше 120 эскизов костюмов известных художников 1930–1970-х годов, а также реквизит артистов, произведения живописи, графики и скульптуры.

«Культура Петербурга» не упустила шанса заглянуть в Мемориальный кабинет первого директора цирка.

Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Уже в первые годы своей работы Музей начал устраивать на фабриках и заводах временные экспозиции и передвижные выставки, посвященные текущим цирковым программам. И проводить для всех желающих экскурсии.

Собрание Музея Санкт-Петербургского цирка до сих пор остается единственным в России. На протяжении своей истории учреждение является уникальным центром научно-исследовательской, проектной, издательской и экскурсионной деятельности в этой сфере.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.



Обширная экспозиция «Краски манежа» посвящена отечественному цирковому костюму и имеет тематические разделы по жанрам циркового искусства: 

  • иллюзия; 
  • эквилибристика; 
  • клоунада; 
  • дрессура; 
  • акробатика;
  • жонглирование;
  • воздушная гимнастика. 
Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.



Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.

1004-музей цирка 19.jpg

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.



Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова




Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова

Фото: Ирина Иванова.



Художественная инсталляция «Сон Гаэтано Чинизелли» на первом этаже рисует сюрреалистичную картину сна Маэстро. В этом сне собраны воспоминания, люди и документы из жизни основателя цирка, здесь подлинные мемориальные объемные предметы взаимодействуют с нереальными — плоскими. 
Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.


Фото: Ирина Иванова.

Фото: Ирина Иванова.




Фото: Ирина Иванова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
14.04

Медиаискусство и история: как технологии помогают сохранять культурное наследие

Интервью
Искусство
10.01

Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин

Поэзия
Книги
29.11

Наталья Павлова: «Поэзия – это творчество совместное с читателем»

Мы продолжаем публиковать произведения в рубрике «Поэзия. Медный век». Наш новый автор – Наталья Павлова.

04.03

Русскому музею - 127 лет!

19 марта 1898 года в Михайловском дворце открылся Русский музей имени императора Александра III — первый государственный музей национального искусства.

Многонациональный Петербург
08.01

Комната сказок в Аничковом дворце

Смотреть все
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.