Опубликовано: 04 декабря 2024 года
Перед посетителями музея предстанут хрестоматийные произведения основной коллекции Русского музея. «Великий Карл» вытеснил Ореста Кипренского, Фёдора Бруни, Сильвестра Щедрина, Владимира Боровиковского, Григория Угрюмова, Александра Иванова и других мастеров из обширного музейного собрания отечественного академического искусства в бывшие Константиновские покои. Брюллову в юбилейный год это позволительно.
Живопись
Выставки
Русский язык
«Великий Карл»: в Русском музее открывается выставка к 225-летию Карла Брюллова
Выставку в Михайловском замке, при этом ни в коем случае нельзя назвать проходной, она полна богатствами русской академической живописи. Как известно, именно на вторую половину XVIII — первую половину XIX столетия пришлось «золотое» время российского академического искусства.
В произведениях этого времени преобладают классические мотивы и жанры, такие как портрет, историческая и мифологическая живопись, а также пейзаж. На отечественных мастеров оказывают влияние коллеги из Италии и Франции, но постепенно формируется уникальный стиль, отражающий русскую действительность и культуру. Академическая живопись часто ассоциируется с фамилиями таких классиков, как Бруни, Кипренский, Тропинин, Иванов, Щедрин и многих других. На этих художников и призывают обратить особое внимание кураторы экспозиции.
Отдельный интерес представляет картина Алексея Маркова «Фортуна и нищий». Ранее произведение хранилось в фонде музея, но теперь же явилось во всей красе перед посетителями Михайловского замка. Сюжет картины основан на одноименной басне Ивана Андреевича Крылова. Формально она охватывает лишь материальный аспект, но мораль произведения значительно глубже. В действительности, эта работа посвящена чувству меры.
Алексей Марков «Фортуна и нищий», 1836 г.
Тема мифологи считалась излюбленным направлением для художников-академистов. Экспозицию украшают «Меркурий и Аргус» Петра Соколова и «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» Петра Басина.В это время также особое внимание уделяется портретному жанру, который становится важным средством для выражения индивидуальности и социального статуса, подчеркивая внутренний мир изображаемого. Кроме того, живопись начинает осваивать новые темы, связанные с русской природой, бытом и историей.
Русская академическая живопись конца XVIII – первой половины XIX века является синтезом классического наследия и национальных особенностей, что способствует ее значимости в контексте мирового искусства и формированию дальнейших традиций в русском живописном искусстве. Данная же экспозиция - подарок для ценителей русского искусства. От себя также хочется порекомендовать задержаться у работ Сильвестра Щедрина, мастера романтического пейзажа и пионера пленэра.
Увидеть экспозицию можно до 31 мая 2025 года.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться