Опубликовано: 28 марта 2024 года
Разнообразные «пернатые» персонажи оперных, балетных и драматических спектаклей собрались в выставочном зале Мемориального музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова в рамках временной экспозиции «Музыка птиц». Застать тут птиц и даже услышать их пение можно будет до 19 мая 2025 года.
«Музыка птиц» Нина Владимировна Костенко, заведующая Мемориальным музеем-квартирой Н.А. Римского-Корсакова и куратор выставки рассказала нам об особенностях этой выставки, и чем она может быть интересна детям.
– Какова концепция выставки «Музыка птиц»?
– Зал, где разместилась экспозиция, появился в музее только в 2010 году. Помещение камерное — но не будем забывать, что это жилая квартира, в которой не может быть очень больших залов. Выставка «Музыка птиц» — восемнадцатая по счету и лишь вторая, обращенная к детям. Экспозиции для юного зрителя делать сложнее, чем выставки, рассчитанные на взрослую аудиторию. Желание представить большое количество материала, акцентировать внимание на интересных фактах в камерном пространстве, а также найти выразительный, яркий, привлекающий внимание детей язык визуализации собранного материала — это и были сложные моменты в работе, которые необходимо было преодолеть. Самое сложное — это не просто представить материал, а найти художественное решение. В содружестве с художником музея Юрием Сучковым, художником-иллюстратором Еленой Божковой и графическим дизайнером Натальей Арефьевой удалось создать запоминающийся, индивидуальный образ выставки, лейтмотивом которой стал птицелов Папагено. Его визуальный образ сопровождает нас на выставке, а голос «спрятан» в музыкальных скворечниках. Он рассказывает о птицах и предлагает послушать их голоса в природе и в музыкальных произведениях, причем не только Римского-Корсакова. Кто-то из композиторов вдохновлялся виртуозностью птичьего пения, а кто-то внешним обликом птицы. Как известно, природа обделила, например, лебедя красотой голоса, все досталось выразительности его внешнего облика. Это и вдохновляло композиторов.

– Почему Вы решили провести такую выставку? Находилось ли место птичьему пению в творчестве Римского-Корсакова, в честь которого назван Ваш музей?
– «Сбирались птицы, сбирались певчи…» — слова из Пролога оперы «Снегурочка» мы распространили на все творчество Римского-Корсакова. И решили, действительно, «собрать» всех птиц, которые упоминаются в его произведениях. Это и персонажи опер, и упоминания в ремарках и тексте оперных партий, и образные сравнения. Композитор собрал большое «птичье» богатство — упоминается около 50 видов пернатых! Такая весомая цифра была неожиданна для нас. Это многообразие мы и отразили. Именно это было самой главной задачей выставки — показать, рассказать о том, что птичья тема не случайна и важна для композитора. «Пестрая стая» была представлена фантазийными рисунками Елены Божковой. Наши птицы — это не портреты реальных птиц в природе, а именно фантазия и видение художника. Но, поскольку встречаются разнообразные «пернатые» персонажи и в спектаклях других авторов, то все они тоже стали героями выставки. Задача экспозиции - научить детей прислушиваться к звукам природы, уметь замечать красоту и разнообразие мира, накапливать опыт прослушивания и понимания классической музыки, опыт узнавания голосов природы в ткани оркестрового произведения — а именно, имитации или образного претворения птичьего пения. Выставка помогает также расширить круг познания детьми литературных сюжетов. Она сложена из очень пестрого ряда различных спектаклей: оперных, балетных, драматических, кукольных. Далеко не все сюжеты могут быть знакомы детям.
«Птичье изобилие» выставки вылилось в создание «Птичьей азбуки». Альбом-каталог объединяет рисунки Елены Божковой с представленными на выставке театральными эскизами знаменитых художников, а Q-код переадресовывает на страницу музея, где можно будет услышать голоса всех птиц каталога в сочетании с избранными музыкальными фрагментами.

Публикуем небольшую подборку театральных эскизов, связанных с образами птиц в спектаклях. Это небольшая часть того, что вы можете увидеть на выставке «Музыка птиц».


Одна из главных героинь оперы «Сказка о царе Салтане» - Царевна Лебедь (вначале Лебедь-птица), которая помогает царевичу Гвидону справляться с задачами, которые перед ним встают. Сестра 33 морских богатырей - рассудительная и прекрасная волшебница, которая в конце сказки становится женой главного героя. У нее есть два воплощения - прекрасная девушка и грациозный лебедь. В поэме Пушкина, на основе которой была написана опера, есть ее описание:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

В последней большой эпической опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» райские птицы Сирин и Алконост возвещают деве Февронии спокойствие и счастье. Полуптицы-полуженщины - известные персонажи славянских легенд, которые стали популярным изобразительным сюжетом. Спускаясь на землю, Сирин поет песни о грядущем блаженстве, но в то же время человек от этого пения может потерять рассудок. Птица Сирин часто встречается на славянских оберегах, в убранствах православных храмов или в русских лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках до начала XX столетия.

Игорь Морозов и сочинил балет «Доктор Айболит» на основе сценария Аболимова по мотивам одноименной сказки Константина Чуковского. В сказочной стране живет добрый доктор Айболит. Больше всего на свете он любит зверей, которые со всех сторон приходят к нему лечиться. Среди них Петух с поврежденным в драке крылом и курица.

Халиф и визирь Багдада случайно приобрели волшебную табакерку с порошком у бродячего торговца, который позволяет превращаться в любое животное и понимать язык зверей, — достаточно вдохнуть порошка и произнести волшебное слово «мутабо́р». Так начинаются приключения халифа в образе аиста.

В 1907 году Николай Римский-Корсаков написал по произведению Пушкина оперу «Золотой петушок», представляющую собой сатиру на самодержавие. В начале истории Звездочет дарит царю Додону Золотого птицу, которая, когда все спокойно, возвещает: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку», но когда с границ царства грозит опасность, кричит: «Кири-ку-ку! Берегись, будь начеку!». Первый из приведенных возгласов Петушка у Пушкина слышится именно в момент опасности; второй возглас — плод фантазии либреттиста Бельского.

«Капризы бабочки» — одноактный балет композитора Николая Кроткова по поэме Якова Полонского «Кузнечик-музыкант». Автор сценария и балетмейстер — Мариус Петипа. Балет был впервые представлен на сцене Мариинского театра 5 июня 1889 года как парадный спектакль по случаю бракосочетания Великого князя Павла Александровича с греческой принцессой Александрой Георгиевной. Сюжет сводится к возвышенной любви талантливого музыканта-кузнечика к красавице бабочке — любительнице музыкальных искусств. Но ветреная бабочка лишь посмеялась над любовью маленького неказистого кузнечика и полетела слушать настоящего виртуоза соловья, решив, что только он достоин такой красавицы, как она.

Свою первую оперу – «Соловей» – Игорь Стравинский начал писать в 27 лет по одноименной сказке Андерсена, будучи частным учеником Николая Андреевича Римского-Корсакова. С перерывами ему далось закончить произведение через пять лет. Это философская притча, действие которой разворачивается при дворе в условном Китае. Пение Соловья способно растрогать и Рыбака, и Кухарочку, и китайских вельмож, и даже Смерть, которая отказывается от притязаний на умирающего Императора.

В конце лета 1909 года Стравинский получил телеграмму от Дягилева. Знаменитый антрепренер Русских балетов в Париже предлагал молодому и еще малоизвестному композитору написать музыку к балету «Жар-птица» для его антрепризы «Русские балеты» весной 1910 года. Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Жар-птица понималась в восточнославянских народных сказок как олицетворение огня, света, солнца.

Внимание композитора Мориса Равеля привлекли «Естественные истории» французского писателя Жюля Ренара – сборник маленьких рассказов, точнее, «портретных зарисовок» животных. Равель любил птиц и увлекся такой «сверхзадачей», как музыкальное воплощение текстов, которые непригодны для этого. Он не стал идти дорогой очеловечивания природы, освященному народно-сказочной и литературной традицией, а выбрал путь иллюстративности. Его целью является музыкальная иллюстрация смысла слов. Например, первый номер — «Павлин» — гротескное воплощение самовлюбленной помпезности. Кульминацией вокальной партии считается «дьявольский крик» («Леон! Леон!») разочарованной птицы, тщетно ожидающей свою невесту.

Считается, что дилруба была изобретена сикхским гуру Гобиндом Сингхом, который усовершенствовал более древний и весьма тяжелый музыкальный инструмент таус, чей корпус обыкновенно сделан в виде павлина и раскрашен. К нижнему концу обычно приделана шея и голова, покрытые перьями. Изменения Гобинда Сингха позволили членам сикхской армии везти инструмент на спине лошади.
Дилруба стала широко известной за пределами Индии в 1960-х годах, благодаря ее использованию в песнях западных исполнителей, таких как The Beatles, особенно в песне Within You Without You. Сегодня этот инструмент распространен в Афганистане, на Памире, в Пакистане и в Северной Индии.
Правообладатель: музей театрального и музыкального искусства.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться