«Эти изображения вечны»: к юбилею Прокудина-Горского
Искусство

29 августа 2023 года

«Эти изображения вечны»: к юбилею Прокудина-Горского

Автор: С.М. Прокудин-Горский. Фото: пресс-служба Президентской библиотеки.
30 августа 2023 года отмечается 160-летие со дня рождения российского ученого, первопроходца в области цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с информацией о жизни и деятельности фотографа, посмотреть документальные фильмы о нем, а также оценить электронную версию его знаменитого собрания фотографий «Достопримечательности России».
Sergei-Prokudin-Gorski-Larg.jpg
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в Петербурге. Он получил разностороннее образование, удачно сочетая учебу в Петербургском технологическом институте с уроками по классу живописи в Академии художеств и с занятиями в университетской лаборатории Менделеева. Среди естественных наук предпочтение отдавал химии. По окончании института Прокудин-Горский оправился в Германию совершенствовать свое образование. Там он читал лекции по фотохимии и спектральному анализу, а вернувшись на родину, стал заметной фигурой в мире русской фотографии.

«Жители Петербурга, проходившие по Большой Подьяческой улице, останавливались у дома № 22 полюбоваться работами, выставленными в витрине. Табличка у входа поясняла, что здесь „Художественная фотомеханическая мастерская С.М. Прокудина-Горского. Художественная печать рисунков“. В 1905 году к мастерской присоединяется печатня, где цветные фотографии с натуры превращались в полиграфические копии и расходились в виде почтовых открыток и „настенных картин“», – читаем в статье биографа фотомастера Светланы Гараниной «Прокудин-Горский. Начало цветной фотографии в России».
Автор: С.М. Прокудин-Горский. Фото: пресс-служба Президентской библиотеки.
Из документального фильма Владимира Мелетина «Россия в цвете» (2010 г.), доступного для просмотра на портале Президентской библиотеки, можно узнать о том, что идея запечатлеть все достопримечательности нашего Отечества при помощи фотографических снимков в натуральных цветах получила реальное воплощение после встречи Прокудина-Горского с императором Николаем II в 1909 году. Предложение самодержцу понравилось, и по высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон с лабораторией. Для работы на водных путях его обеспечили пароходом с полным составом команды. Кроме того, фотохудожник имел документы, обеспечивающие ему доступ во все уголки Российской империи, а также приказ, адресованный местным властям, об оказании фотографу всяческого содействия при проведении съемок. В 1909 году Сергей
отправился по Мариинскому водному пути, снимая пейзажи и архитектурные памятники от истоков Волги до Нижнего Новгорода, а затем - на Средний Урал. После благополучного окончания первой экспедиции совершил еще три. Об этом в статье «Обзор источников творческого наследия С.М. Прокудина-Горского (1863–1944)» (2001 г.) пишет Светлана Гаранина: «Обслужены были:
1) Мариинский водный путь;
2) Туркестан;
3) Бухара (старая);
4) Урал в отношении промыслов;
5) Вся река Чусовая от истока;
6) Волга от истока до Нижнего Новгорода;
7) Памятники, связанные с 300-летием Дома Романовых;
8) Кавказ и Дагестанская область;
9) Муганская степь;
10) Местности, связанные с воспоминаниями об Отечественной войне 1812 года;
11) Мурманский железнодорожный путь. Эти изображения вечны – не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может».
Автор: С.М. Прокудин-Горский. Фото: пресс-служба Президентской библиотеки.
После революции Сергей Михайлович устраивал сеансы публичных показов своих работ, но когда царская семья была убита, решил покинуть Россию. Его уникальная коллекция находилась под угрозой уничтожения, но, благодаря удачно сложившимся обстоятельствам, ему все-таки удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной ее части. В эмиграции, подводя итоги сделанного на родине, фотомастер напишет: «За шесть лет работы мною было выполнено несколько тысяч снимков. Коллекция эта представляет большой интерес в настоящее время особенно, когда множество ценнейших памятников погибло».
Автор: С.М. Прокудин-Горский. Фото: пресс-служба Президентской библиотеки.
В период оккупации Парижа гитлеровцами и в трудное послевоенное время семья Прокудина-Горского не могла создать должные условия хранения коллекции фотоизображений достопримечательностей России. Наследники фотографа приняли предложение от библиотеки Конгресса США о продаже коллекции с целью ее сохранения.

Спустя годы бесценные снимки вернулись на родину, как мечтал Сергей Михайлович. В 2010 году библиотека Конгресса США передала в электронный фонд Президентской библиотеки 2000 оцифрованных цветных фотографий. Это кадры, сделанные в период с 1909 по 1912 год, а также в 1916 году. На них запечатлены уникальные природные ландшафты, архитектурные и культурные памятники, сцены повседневной жизни разных слоев населения Российской Империи. Сегодня эти материалы находятся в открытом доступе на портале Президентской библиотеки в коллекции «С.М. Прокудин-Горский (1863–1944 г.г.)».
Автор: С.М. Прокудин-Горский. Фото: пресс-служба Президентской библиотеки.

«…Закрепляя на светочувствительной пластинке создание художественного вдохновения во всей роскоши его красок, мы передаем потомству драгоценный документ», – писал Сергей Михайлович. Он был убежден в том, что единственный способ показать и доказать молодежи всю мощь, все значение, все величие России – «это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, то есть в истинных цветах».



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Выставки
Интервью
10.06

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей

Многонациональный Петербург
05.04

Народы мира и их сказки глазами отечественной анимации

Выставки
01.06

Эрмитаж посетил «настоящий» Мюнхгаузен

История Петербурга
Искусство
28.05

Летний сад в картинах Русского музея

Смотреть все