mockupbro.com
Искусство

03 января 2023 года

Этнографическая фотография в России

19 августа отмечается Всемирный день фотографии. В Год культурного наследия России мы решили рассказать об этнографической фотографии.


Этнография, возникшая в XIX веке, изначально была описательной наукой. С ее помощью ученые систематизировали весь полученный огромный объем сведений о других культурах мира. Фотография позволила значительно усовершенствовать сам процесс сбора этнографического материала. В наше время ее значительно потеснила видеосъемка, однако этнографические фотоснимки по-прежнему остаются востребованными среди ученых. 

В 1856 г. известные петербургские фотографы С. Л. Левицкий и А. И. Шпаковский подарили Публичной библиотеке (ныне – Российская Национальная библиотека) портреты деятелей русской культуры, чем положили начало формированию первой отечественной фотоколлекции. Со временем образовалась представительная коллекция снимков этнографического жанра. Подробнее можно узнать на виртуальной выставке РНБ.

В Санкт-Петербурге огромные фотоколлекции можно найти вКунсткамере и Российском этнографическом музее. Оба музея выложили значительную часть фотоотпечатков с комментариями из музейного каталога в интернет.

В виду неохватности материала мы расскажем только о некоторых из множества интересных фотографов. Поскольку фамилии Прокудина-Горского, Каррика, Северюгина и так на слуху, мы обратили взор на менее известных для широкой публики этнографических фотографов, которые изучали различные народы России или Российской империи. 

Самуил Мартынович Дудин

Самуил Мартынович Дудин (c) collection.ethnomuseum.ru
Появление фотографии в первой четверти XIX века совпало с ростом интереса к изучению культуры разных народов, и съемка cтала применяться в этнографии. В первые десятилетия XX в. исследователи стали приходить к мысли, что для более эффективной работы фотографа в полях необходима научная методика. Одним из первых такие методики стал разрабатывать Самуил Мартынович Дудин (1863–1929), по инициативе которого при Русском музее был организован этнографический отдел, позднее выделенный в первый в России Этнографический музей.

В 1911 года Дудин стал заведовать фотоотделом и отделом изображений Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). В статье «Фотография в научных поездках» он изложил богатый личный опыт фотографической полевой работы. Его методика была передовой для своего времени и даже на сегодняшний день не потеряла своего значения для фотографической фиксации этнографического материала.

Помимо этого С. М. Дудин принимал участие во многих экспедициях по изучению памятников Туркестана и Средней Азии.
Его фотографии хранятся в фондах Кунсткамеры.

С. М. Дудин. Бедная невеста на коне. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899
   
Богатые казахи.png


Николай Аполлонович Чарушин

herzenlib.ru
Николай Аполлонович Чарушин (1852-1937) был народником и социалистом. Он был увлечен революционными идеями и вел пропаганду среди рабочих Санкт-Петербурга. Жизнь привела его сначала в секретную камеру Литовского замка, затем в Петропавловскую крепость на три года, а потом на каторгу. В конце концов его сослали. Там вместе с женой и дочерью он вышел на поселение. 

В 1882 году переселился в город Нерчинск в Забайкальском крае России, где занялся обучением детей и фотографией. В 1886 году Н. А. Чарушин переехал с семьей в Троицкосавск (ныне город Кяхта), основал фотостудию, совместно с другими ссыльными открыл библиотеку, этнографический музей и отделение Русского географического общества. Профессия фотографа позволяла Чарушину кроме всего прочего и  поддерживать связь с политическими ссыльными через поездки с фотографическими целями не только по западному Забайкалью, в Иркутск, и в колонии на берегах Лены. 

В 1888 году в экспедиции географа Г. Н. Потанина посетил столицу Монголии Ургу, откуда вывез богатую коллекцию снимков монголов. Позже Чарушин писал, что фотографировать монголов было сложно. Проблема заключалась в том, что фотография в Монголии была делом невиданным и против нее существовало серьезное предубеждение. По мнению монголов, каждый, позволивший сфотографировать себя, тем самым утерял власть над своей душой. Немалых усилий стоило изменить данное убеждение, особенно в первое время. 
Часть его фотографий хранится в фондах Кунсткамеры. Также они есть в фондах Кяхтинского краеведческого музея им. В. А. Обручева.
   
albert-motsar.livejournal.com
albert-motsar.livejournal.com   


Александр Антонович Беликов (1883-1941)

  Александр Антонович Беликов (c) collection.kunstkamera.ru.jpg 
Александр Антонович Беликов (1883-1941) родился в Санкт-Петербурге в семье потомственного крестьянина и купца. Он пропагандировал использованияе фотографии как способа фиксации повседневной жизни в краеведческих исследованиях. Беликов опубликовал по этой теме ряд статей в фотографических журналах, издаваемых в СССР.  В 1925–1929 гг. принял участие в ряде научных этнографо-антропологических экспедиций Ленинградского университета, Географического общества СССР и других организаций. 
Беликову удалось зафиксировать уходящие традиции повседневной деревенской жизни, которые с конца 1920-х годов стали быстро изменяться под воздействием индустриализации и коллективизации в СССР. Умер во время Блокады. Его фотографии удалось сохранить благодаря тому, что жена В.А. Беликова смогла передать их в дар Кунсткамере.

А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Справа: Девушка за прядением. Слева: Девушка за полосканием белья в корыте "хумбар"
А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Справа: 19-летние девушки из зажиточных семей в праздничных костюмах. Карелы. Слева: 103-летний крестьянин с внучкой. Финны.

Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон 

   Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон (c) collection.kunstkamera.ru
Владимир Ильич Иохельсон (1855 — 1937) совместил в себе революционера, этнографа и фотографа. Он стал основоположником юкагироведения и одним из ведущих исследователей Севера. Проблема происхождения юкагиров, древнейшего народа северо-восточной Сибири, очень важна для понимания этнической истории многих народов Северной Азии и Америки, поэтому эти исследования являются важнейшим направлением североведения.

Иохельсон несколько месяцев провел в Петропавловской крепости за свою деятельность, а затем был осужден на 10 лет ссылки в Восточной Сибири. В якутской ссылке он стал активно знакомиться с жизнью юкагиров, изучать их язык и быт, ездить в экспедиции и писать о них работы. Как в ссылке, так и после. 

За свои работы неутомимый исследователь получал золотые и серебряные медали от Императорского Российского географического общества и премию им. М. Н. Ахматова от Императорской Санкт-Петербургской АН. Работал сверхштатным этнографом Этнографического музея. Печатался в журналах «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Известия Русского географического общества» и др. В 1918 г. наконец стал сотрудником Азиатского музея в Петрограде, но его работы не публиковались, и для завершения исследований Иохельсон уехал в США. Согласно завещанию ученого, значительная часть его личного архива уже после Второй мировой войны была передана обратно в СССР.
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
   
Россия, Якутия (Саха), конец XIX в. collection.kunstkamera.ru Слева: Молодые мужчины в традиционных костюмах (фас, профиль). Юкагиры. Справа: Жена и сестра князца первого Алазейского юкагирского рода (слева - ламутка, справа - юкагирка). Юкагиры, ламуты.


Людмила Михайловна Сабурова

Людмила Михайловна Сабурова collection.kunstkamera.ru
Людмила Михайловна Сабурова (1921 – 1998) — ученый-этнограф, специалист по этнографии русского народа и русского населения Сибири. 

Училась на кафедре этнографии Филологического факультета ЛГУ. Во время войны работала медсестрой в эвакогоспитале и демобилизировалась в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Защитила диссертацию «Русско-мордовские связи по данным этнографии» В рамках научной деятельности принимала участие в Мордовской этнографической экспедиции в 1955-1956 годах, возглавляла один из отрядов Ангарской экспедиции.

В декабре 1967 года Людмила Михайловна Сабурова была назначена на должность заместителя директора Института этнографии по Ленинграду и проработала на этом посту на протяжении почти 15 лет.

Ее фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
sabur.png

Василий Иванович Анучин

Анучин.png   
Василий Иванович Анучин (1875 — 1941) — этнограф, прозаик, публицист, профессор Казанского университета. Он родился в семье рабочего золотых промыслов в с. Базаиха Енисейской губернии. В 1897 году переехал в Санкт-Петербург, где, окончив археологический институт в Санкт-Петербурге, некоторое время работал в Музее антропологии АН (Кунсткамере). Занимался изучением народов Сибири и в 1905—1909 гг. участвовал в экспедициях к Енисейским кетам. Этот малочисленный коренной народ Сибири живет на севере Красноярского края.  

В сентябре 1922 года был арестован ЧК и обвинен в подготовке отделения Сибири от России, затем сослан в Казань с разрешением научной работы в университете. За свою политическую деятельность Василий Иванович был 17 раз арестован и дважды приговорен к смертной казни.

Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
 
Слева: Портрет мужа и жены. Кеты. 1905 — 1907. Справа: Портрет детей. Кеты. 1901 — 1906
Слева: Портрет женщины (70 лет). Кеты. 1901 — 1906. Справа: Портрет мужчины (63 года). Кеты. 1901 — 1906
   

Михаил Антонович Круковский

Круковский.png   
Михаил Антонович Круковский (1856\1865 — 1936) — русский писатель, переводчик, фотограф, географ и этнограф. Он родился в Витебской губернии, скончался в Ташкенте, Узбекская ССР. Михаил Антонович написал серию беллетристических и научно-популярных очерков и создал альбомы по этнографии народов России. Выпустил ряд фундаментальных географических изданий, которые часто иллюстрировал собственноручно сделанными фотографиями. 

В конце XIX — начале XX века Круковский путешествовал по России и изучал жизнь простых рабочих и крестьян. Некоторое время жил и работал в Петербурге, издавая ежемесячный детский журнал под названием «Товарищ». Тогда он освоил фотографию и организовал кустарную цинкографическую мастерскую в качестве заведующего художественного отдела журнала. Круковский также подготовил восемь выпусков альбома «Россия в картинах». Все рисунки, помещенные в выпусках альбома «Россия в картинах», были приспособлены для чтений с волшебным фонарем, поэтому изготавливались фотографическим способом на коллодионно-желатиновых пластинах высокой прозрачности. 

Стал первым директором Каменского городского краеведческого музея. В годы Гражданской войны Круковский вместе с семьей жил на Алтае, где отправлялся в этнографические поездки. К одним народам Круковский приезжал согласно плану, к другим попадал случайно. Помимо жителей Алтая он сделал фотографии башкир на территории Салаватского района в Яхъе, Ишимбае, Миндишево. Результатом его поездки стали значимые для салаватцев фотографии, на которых запечатлены жители этих деревень в национальных костюмах, старинные орудия труда, различные постройки, улицы и многое другое. По фотографиям можно было восстановить историю края и кыр-кудейского рода башкирского народа.

Большая часть работ Круковского хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. 52 цифровых изображения из его фотоколлекции были переданы сотрудниками Кунсткамеры музею Салавата Юлаева в Башкорстане.
У Круковского был литературный псевдоним «Деревянщиков М.».
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
   
Слева: Башкир с сыном. Башкиры. Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г. Справа) Девушка в традиционном уборе. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Учалинский р-он, Сафарово д. (Оренбургская губ.). 1908 г. (с) сollection.kunstkamera.ru

bush 02.png


Нина Ивановна Гаген-Торн

Нина Ивановна Гаген-Торн etnos.kunstkamera.ru   
Нина Ивановна Гаген-Торн (1900 — 1986) — ученый-этнограф, поэт, четвертое поколение питерской служилой интеллигенции, дочь обрусевшего шведа. Была дважды репрессирована (в 1936 и 1947 гг.), обвинений не подписала, получила оба раза по 5 лет. 

В 1927—1930 годах училась в аспирантуре по фольклору НИИ сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока у Д. К. Зеленина. Работала в экспедициях по Русскому Северу, Забайкалью, Поволжью, под руководством П. П. Ефименко принимала участие в Средне-Волжской экспедиции и собирала материал о традиционной женской одежде чувашей. В 1931—1932 годах Гаген-Торн преподавала географию, русский и остяцкий языки в Институте народов Севера. 

С ноября 1932 годах Нина Гаген-Торн работала научным сотрудником II разряда Института по изучению народов СССР АН СССР, а после создания на его базе Института антропологии и этнографии (ИАЭ) СССР ее назначили секретарем редакции справочника «Народы СССР». В ноябре 1933 года перевели в отдел Сибири и Северной Европы для научного описания коллекций отдела. В 1936 году направлена в Поволжье для изучения происхождении бесермян и их культуры.

В 1960–70-е гг. работала старшим научным сотрудником восточнославянского сектора Института этнографии в Ленинграде и изучала коллекции костюмов и украшений народов Поволжья и дунайских болгар в  ленинградских музеях.  
Слева: Колхозница О. П. Абсалямова в старинной одежде и украшениях. Чуваши. Россия, Чувашия (дер. Новая Шемурша). 1957 Справа: Колхозница Е. Д. Тенюкова в старинном костюме. Чуваши. Россия, Чувашия. 1957 (с) сollection.kunstkamera.ru
   


mockupbro.com

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Выставки
Интервью
10.06

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей

Многонациональный Петербург
05.04

Народы мира и их сказки глазами отечественной анимации

Выставки
01.06

Эрмитаж посетил «настоящий» Мюнхгаузен

История Петербурга
Искусство
28.05

Летний сад в картинах Русского музея

Смотреть все