19 августа отмечается Всемирный день фотографии. В Год культурного наследия России мы решили рассказать об этнографической фотографии.
Этнография, возникшая в XIX веке, изначально была описательной наукой. С ее помощью ученые систематизировали весь полученный огромный объем сведений о других культурах мира. Фотография позволила значительно усовершенствовать сам процесс сбора этнографического материала. В наше время ее значительно потеснила видеосъемка, однако этнографические фотоснимки по-прежнему остаются востребованными среди ученых.
В 1856 г. известные петербургские фотографы С. Л. Левицкий и А. И. Шпаковский подарили Публичной библиотеке (ныне – Российская Национальная библиотека) портреты деятелей русской культуры, чем положили начало формированию первой отечественной фотоколлекции. Со временем образовалась представительная коллекция снимков этнографического жанра. Подробнее можно узнать на виртуальной выставке РНБ.
В Санкт-Петербурге огромные фотоколлекции можно найти вКунсткамере и Российском этнографическом музее. Оба музея выложили значительную часть фотоотпечатков с комментариями из музейного каталога в интернет.
В виду неохватности материала мы расскажем только о некоторых из множества интересных фотографов. Поскольку фамилии Прокудина-Горского, Каррика, Северюгина и так на слуху, мы обратили взор на менее известных для широкой публики этнографических фотографов, которые изучали различные народы России или Российской империи.
![Самуил Мартынович Дудин (c) collection.ethnomuseum.ru Самуил Мартынович Дудин (c) collection.ethnomuseum.ru](/upload/medialibrary/0d4/c8aoyy2zt0znmfuy67km0oze1zeehqh3.png)
Появление фотографии в первой четверти XIX века совпало с ростом интереса к изучению культуры разных народов, и съемка cтала применяться в этнографии. В первые десятилетия XX в. исследователи стали приходить к мысли, что для более эффективной работы фотографа в полях необходима научная методика. Одним из первых такие методики стал разрабатывать Самуил Мартынович Дудин (1863–1929), по инициативе которого при Русском музее был организован этнографический отдел, позднее выделенный в первый в России Этнографический музей.
В 1911 года Дудин стал заведовать фотоотделом и отделом изображений Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). В статье «Фотография в научных поездках» он изложил богатый личный опыт фотографической полевой работы. Его методика была передовой для своего времени и даже на сегодняшний день не потеряла своего значения для фотографической фиксации этнографического материала.
Помимо этого С. М. Дудин принимал участие во многих экспедициях по изучению памятников Туркестана и Средней Азии.
Его фотографии хранятся в фондах Кунсткамеры.
![С. М. Дудин. Бедная невеста на коне. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899 С. М. Дудин. Бедная невеста на коне. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899](/upload/medialibrary/fbe/2oey4x2of4m8lp2ruryz8gxm7ksp1mei.jpg)
![Богатые жених и невеста. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899 (с) collection.kunstkamera.ru Богатые казахи.png](/upload/medialibrary/bb4/cg6b05v32sn3ydocn1pdvlgdrxpwdg1v.png)
![herzenlib.ru herzenlib.ru](/upload/medialibrary/3e8/tvot5yx8rd38tgbsgqshkjokcyujr3nm.png)
Николай Аполлонович Чарушин (1852-1937) был народником и социалистом. Он был увлечен революционными идеями и вел пропаганду среди рабочих Санкт-Петербурга. Жизнь привела его сначала в секретную камеру Литовского замка, затем в Петропавловскую крепость на три года, а потом на каторгу. В конце концов его сослали. Там вместе с женой и дочерью он вышел на поселение.
В 1882 году переселился в город Нерчинск в Забайкальском крае России, где занялся обучением детей и фотографией. В 1886 году Н. А. Чарушин переехал с семьей в Троицкосавск (ныне город Кяхта), основал фотостудию, совместно с другими ссыльными открыл библиотеку, этнографический музей и отделение Русского географического общества. Профессия фотографа позволяла Чарушину кроме всего прочего и поддерживать связь с политическими ссыльными через поездки с фотографическими целями не только по западному Забайкалью, в Иркутск, и в колонии на берегах Лены.
В 1888 году в экспедиции географа Г. Н. Потанина посетил столицу Монголии Ургу, откуда вывез богатую коллекцию снимков монголов. Позже Чарушин писал, что фотографировать монголов было сложно. Проблема заключалась в том, что фотография в Монголии была делом невиданным и против нее существовало серьезное предубеждение. По мнению монголов, каждый, позволивший сфотографировать себя, тем самым утерял власть над своей душой. Немалых усилий стоило изменить данное убеждение, особенно в первое время.
Часть его фотографий хранится в фондах Кунсткамеры. Также они есть в фондах Кяхтинского краеведческого музея им. В. А. Обручева.
![albert-motsar.livejournal.com albert-motsar.livejournal.com](/upload/medialibrary/183/uetgml12vjrbe6qg5aouaq1l2md8aisk.png)
Александр Антонович Беликов (1883-1941) родился в Санкт-Петербурге в семье потомственного крестьянина и купца. Он пропагандировал использованияе фотографии как способа фиксации повседневной жизни в краеведческих исследованиях. Беликов опубликовал по этой теме ряд статей в фотографических журналах, издаваемых в СССР. В 1925–1929 гг. принял участие в ряде научных этнографо-антропологических экспедиций Ленинградского университета, Географического общества СССР и других организаций.
Беликову удалось зафиксировать уходящие традиции повседневной деревенской жизни, которые с конца 1920-х годов стали быстро изменяться под воздействием индустриализации и коллективизации в СССР. Умер во время Блокады. Его фотографии удалось сохранить благодаря тому, что жена В.А. Беликова смогла передать их в дар Кунсткамере.
![А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Слева: Девушка за прядением. Справа: Девушка за полосканием белья в корыте "хумбар" А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Справа: Девушка за прядением. Слева: Девушка за полосканием белья в корыте "хумбар"](/upload/medialibrary/55d/1p3a5pcw7ugpy9073icid4wx93ocy549.png)
![А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Слева: 19-летние девушки из зажиточных семей в праздничных костюмах. Карелы. Справа: 103-летний крестьянин с внучкой. Финны. А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Справа: 19-летние девушки из зажиточных семей в праздничных костюмах. Карелы. Слева: 103-летний крестьянин с внучкой. Финны.](/upload/medialibrary/4b2/nuldnfnfv17b4oow7fh438odlbgkt7fw.png)
![Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон (c) collection.kunstkamera.ru Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон (c) collection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/f20/97e5u31dprhgfy8xzwc1m2cwcck2qcjk.png)
Владимир Ильич Иохельсон (1855 — 1937) совместил в себе революционера, этнографа и фотографа. Он стал основоположником юкагироведения и одним из ведущих исследователей Севера. Проблема происхождения юкагиров, древнейшего народа северо-восточной Сибири, очень важна для понимания этнической истории многих народов Северной Азии и Америки, поэтому эти исследования являются важнейшим направлением североведения.
Иохельсон несколько месяцев провел в Петропавловской крепости за свою деятельность, а затем был осужден на 10 лет ссылки в Восточной Сибири. В якутской ссылке он стал активно знакомиться с жизнью юкагиров, изучать их язык и быт, ездить в экспедиции и писать о них работы. Как в ссылке, так и после.
За свои работы неутомимый исследователь получал золотые и серебряные медали от Императорского Российского географического общества и премию им. М. Н. Ахматова от Императорской Санкт-Петербургской АН. Работал сверхштатным этнографом Этнографического музея. Печатался в журналах «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Известия Русского географического общества» и др. В 1918 г. наконец стал сотрудником Азиатского музея в Петрограде, но его работы не публиковались, и для завершения исследований Иохельсон уехал в США. Согласно завещанию ученого, значительная часть его личного архива уже после Второй мировой войны была передана обратно в СССР.
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Россия, Якутия (Саха), конец XIX в. collection.kunstkamera.ru Слева: Молодые мужчины в традиционных костюмах (фас, профиль). Юкагиры. Справа: Жена и сестра князца первого Алазейского юкагирского рода (слева - ламутка, справа - юкагирка). Юкагиры, ламуты. Россия, Якутия (Саха), конец XIX в. collection.kunstkamera.ru Слева: Молодые мужчины в традиционных костюмах (фас, профиль). Юкагиры. Справа: Жена и сестра князца первого Алазейского юкагирского рода (слева - ламутка, справа - юкагирка). Юкагиры, ламуты.](/upload/medialibrary/16f/k6pfhv0w8dh55qwlrtvezgckumg27ctw.png)
![Людмила Михайловна Сабурова (c) collection.kunstkamera.ru Людмила Михайловна Сабурова collection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/af8/4uhyefiefcy14uo8ixow5mcqg6y2wnop.png)
Людмила Михайловна Сабурова (1921 – 1998) — ученый-этнограф, специалист по этнографии русского народа и русского населения Сибири.
Училась на кафедре этнографии Филологического факультета ЛГУ. Во время войны работала медсестрой в эвакогоспитале и демобилизировалась в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Защитила диссертацию «Русско-мордовские связи по данным этнографии» В рамках научной деятельности принимала участие в Мордовской этнографической экспедиции в 1955-1956 годах, возглавляла один из отрядов Ангарской экспедиции.
В декабре 1967 года Людмила Михайловна Сабурова была назначена на должность заместителя директора Института этнографии по Ленинграду и проработала на этом посту на протяжении почти 15 лет.
Ее фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Слева: Вытаскивание самолова. Русские. Россия, Иркутская область, Братский р-он, Усть-Вихорево д. 1957 Справа: Вязание сети. Русские. Россия, Иркутская область, Братский р-он, город Братск. 1957 collection.kunstkamera.ru sabur.png](/upload/medialibrary/799/61qxrtbw06x8xv1oz6zm9yqjp5b05jtu.png)
Василий Иванович Анучин (1875 — 1941) — этнограф, прозаик, публицист, профессор Казанского университета. Он родился в семье рабочего золотых промыслов в с. Базаиха Енисейской губернии. В 1897 году переехал в Санкт-Петербург, где, окончив археологический институт в Санкт-Петербурге, некоторое время работал в Музее антропологии АН (Кунсткамере). Занимался изучением народов Сибири и в 1905—1909 гг. участвовал в экспедициях к Енисейским кетам. Этот малочисленный коренной народ Сибири живет на севере Красноярского края.
В сентябре 1922 года был арестован ЧК и обвинен в подготовке отделения Сибири от России, затем сослан в Казань с разрешением научной работы в университете. За свою политическую деятельность Василий Иванович был 17 раз арестован и дважды приговорен к смертной казни.
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Слева: Портрет мужа и жены. Кеты. 1905 — 1907. Справа: Портрет детей. Кеты. 1901 — 1906 Слева: Портрет мужа и жены. Кеты. 1905 — 1907. Справа: Портрет детей. Кеты. 1901 — 1906](/upload/medialibrary/8a4/474c7bm764mnlm56prv9p6a7bfkkch21.png)
![Слева: Портрет женщины (70 лет). Кеты. 1901 — 1906. Справа: Портрет мужчины (63 года). Кеты. 1901 — 1906 Слева: Портрет женщины (70 лет). Кеты. 1901 — 1906. Справа: Портрет мужчины (63 года). Кеты. 1901 — 1906](/upload/medialibrary/2bf/1r1irqn7jivbuuv0xew3jld7nyomo4vt.png)
Михаил Антонович Круковский (1856\1865 — 1936) — русский писатель, переводчик, фотограф, географ и этнограф. Он родился в Витебской губернии, скончался в Ташкенте, Узбекская ССР. Михаил Антонович написал серию беллетристических и научно-популярных очерков и создал альбомы по этнографии народов России. Выпустил ряд фундаментальных географических изданий, которые часто иллюстрировал собственноручно сделанными фотографиями.
В конце XIX — начале XX века Круковский путешествовал по России и изучал жизнь простых рабочих и крестьян. Некоторое время жил и работал в Петербурге, издавая ежемесячный детский журнал под названием «Товарищ». Тогда он освоил фотографию и организовал кустарную цинкографическую мастерскую в качестве заведующего художественного отдела журнала. Круковский также подготовил восемь выпусков альбома «Россия в картинах». Все рисунки, помещенные в выпусках альбома «Россия в картинах», были приспособлены для чтений с волшебным фонарем, поэтому изготавливались фотографическим способом на коллодионно-желатиновых пластинах высокой прозрачности.
Стал первым директором Каменского городского краеведческого музея. В годы Гражданской войны Круковский вместе с семьей жил на Алтае, где отправлялся в этнографические поездки. К одним народам Круковский приезжал согласно плану, к другим попадал случайно. Помимо жителей Алтая он сделал фотографии башкир на территории Салаватского района в Яхъе, Ишимбае, Миндишево. Результатом его поездки стали значимые для салаватцев фотографии, на которых запечатлены жители этих деревень в национальных костюмах, старинные орудия труда, различные постройки, улицы и многое другое. По фотографиям можно было восстановить историю края и кыр-кудейского рода башкирского народа.
Большая часть работ Круковского хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. 52 цифровых изображения из его фотоколлекции были переданы сотрудниками Кунсткамеры музею Салавата Юлаева в Башкорстане.
У Круковского был литературный псевдоним «Деревянщиков М.».
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Слева: Башкир с сыном. Башкиры. Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г. Справа) Девушка в традиционном уборе. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Учалинский р-он, Сафарово д. (Оренбургская губ.). 1908 г. (с) сollection.kunstkamera.ru Слева: Башкир с сыном. Башкиры. Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г. Справа) Девушка в традиционном уборе. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Учалинский р-он, Сафарово д. (Оренбургская губ.). 1908 г. (с) сollection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/429/78by3e9jn1md1pw0csofzlr2d2bcvzta.png)
![Слева: Башкирки в традиционных костюмах. Башкиры. Справа: Башкирка с детьми. Башкиры. Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г. (с) сollection.kunstkamera.ru bush 02.png](/upload/medialibrary/383/z0qhngmdhc91eizul67nksxl0c4bwflm.png)
Нина Ивановна Гаген-Торн (1900 — 1986) — ученый-этнограф, поэт, четвертое поколение питерской служилой интеллигенции, дочь обрусевшего шведа. Была дважды репрессирована (в 1936 и 1947 гг.), обвинений не подписала, получила оба раза по 5 лет.
В 1927—1930 годах училась в аспирантуре по фольклору НИИ сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока у Д. К. Зеленина. Работала в экспедициях по Русскому Северу, Забайкалью, Поволжью, под руководством П. П. Ефименко принимала участие в Средне-Волжской экспедиции и собирала материал о традиционной женской одежде чувашей. В 1931—1932 годах Гаген-Торн преподавала географию, русский и остяцкий языки в Институте народов Севера.
С ноября 1932 годах Нина Гаген-Торн работала научным сотрудником II разряда Института по изучению народов СССР АН СССР, а после создания на его базе Института антропологии и этнографии (ИАЭ) СССР ее назначили секретарем редакции справочника «Народы СССР». В ноябре 1933 года перевели в отдел Сибири и Северной Европы для научного описания коллекций отдела. В 1936 году направлена в Поволжье для изучения происхождении бесермян и их культуры.
В 1960–70-е гг. работала старшим научным сотрудником восточнославянского сектора Института этнографии в Ленинграде и изучала коллекции костюмов и украшений народов Поволжья и дунайских болгар в ленинградских музеях.
![Слева: Колхозница О. П. Абсалямова в старинной одежде и украшениях. Чуваши. Россия, Чувашия (дер. Новая Шемурша). 1957 Справа: Колхозница Е. Д. Тенюкова в старинном костюме. Чуваши. Россия, Чувашия. 1957 (с) сollection.kunstkamera.ru Слева: Колхозница О. П. Абсалямова в старинной одежде и украшениях. Чуваши. Россия, Чувашия (дер. Новая Шемурша). 1957 Справа: Колхозница Е. Д. Тенюкова в старинном костюме. Чуваши. Россия, Чувашия. 1957 (с) сollection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/36c/u47dwcomucnc7214d2bq1ih2nwg1lxa4.png)
Этнография, возникшая в XIX веке, изначально была описательной наукой. С ее помощью ученые систематизировали весь полученный огромный объем сведений о других культурах мира. Фотография позволила значительно усовершенствовать сам процесс сбора этнографического материала. В наше время ее значительно потеснила видеосъемка, однако этнографические фотоснимки по-прежнему остаются востребованными среди ученых.
В 1856 г. известные петербургские фотографы С. Л. Левицкий и А. И. Шпаковский подарили Публичной библиотеке (ныне – Российская Национальная библиотека) портреты деятелей русской культуры, чем положили начало формированию первой отечественной фотоколлекции. Со временем образовалась представительная коллекция снимков этнографического жанра. Подробнее можно узнать на виртуальной выставке РНБ.
В Санкт-Петербурге огромные фотоколлекции можно найти вКунсткамере и Российском этнографическом музее. Оба музея выложили значительную часть фотоотпечатков с комментариями из музейного каталога в интернет.
В виду неохватности материала мы расскажем только о некоторых из множества интересных фотографов. Поскольку фамилии Прокудина-Горского, Каррика, Северюгина и так на слуху, мы обратили взор на менее известных для широкой публики этнографических фотографов, которые изучали различные народы России или Российской империи.
Самуил Мартынович Дудин
![Самуил Мартынович Дудин (c) collection.ethnomuseum.ru Самуил Мартынович Дудин (c) collection.ethnomuseum.ru](/upload/medialibrary/0d4/c8aoyy2zt0znmfuy67km0oze1zeehqh3.png)
Появление фотографии в первой четверти XIX века совпало с ростом интереса к изучению культуры разных народов, и съемка cтала применяться в этнографии. В первые десятилетия XX в. исследователи стали приходить к мысли, что для более эффективной работы фотографа в полях необходима научная методика. Одним из первых такие методики стал разрабатывать Самуил Мартынович Дудин (1863–1929), по инициативе которого при Русском музее был организован этнографический отдел, позднее выделенный в первый в России Этнографический музей.
В 1911 года Дудин стал заведовать фотоотделом и отделом изображений Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). В статье «Фотография в научных поездках» он изложил богатый личный опыт фотографической полевой работы. Его методика была передовой для своего времени и даже на сегодняшний день не потеряла своего значения для фотографической фиксации этнографического материала.
Помимо этого С. М. Дудин принимал участие во многих экспедициях по изучению памятников Туркестана и Средней Азии.
Его фотографии хранятся в фондах Кунсткамеры.
![С. М. Дудин. Бедная невеста на коне. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899 С. М. Дудин. Бедная невеста на коне. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899](/upload/medialibrary/fbe/2oey4x2of4m8lp2ruryz8gxm7ksp1mei.jpg)
![Богатые жених и невеста. Казахи. Казахстан, Семипалатинская область. 1899 (с) collection.kunstkamera.ru Богатые казахи.png](/upload/medialibrary/bb4/cg6b05v32sn3ydocn1pdvlgdrxpwdg1v.png)
Николай Аполлонович Чарушин
![herzenlib.ru herzenlib.ru](/upload/medialibrary/3e8/tvot5yx8rd38tgbsgqshkjokcyujr3nm.png)
Николай Аполлонович Чарушин (1852-1937) был народником и социалистом. Он был увлечен революционными идеями и вел пропаганду среди рабочих Санкт-Петербурга. Жизнь привела его сначала в секретную камеру Литовского замка, затем в Петропавловскую крепость на три года, а потом на каторгу. В конце концов его сослали. Там вместе с женой и дочерью он вышел на поселение.
В 1882 году переселился в город Нерчинск в Забайкальском крае России, где занялся обучением детей и фотографией. В 1886 году Н. А. Чарушин переехал с семьей в Троицкосавск (ныне город Кяхта), основал фотостудию, совместно с другими ссыльными открыл библиотеку, этнографический музей и отделение Русского географического общества. Профессия фотографа позволяла Чарушину кроме всего прочего и поддерживать связь с политическими ссыльными через поездки с фотографическими целями не только по западному Забайкалью, в Иркутск, и в колонии на берегах Лены.
В 1888 году в экспедиции географа Г. Н. Потанина посетил столицу Монголии Ургу, откуда вывез богатую коллекцию снимков монголов. Позже Чарушин писал, что фотографировать монголов было сложно. Проблема заключалась в том, что фотография в Монголии была делом невиданным и против нее существовало серьезное предубеждение. По мнению монголов, каждый, позволивший сфотографировать себя, тем самым утерял власть над своей душой. Немалых усилий стоило изменить данное убеждение, особенно в первое время.
Часть его фотографий хранится в фондах Кунсткамеры. Также они есть в фондах Кяхтинского краеведческого музея им. В. А. Обручева.
![albert-motsar.livejournal.com albert-motsar.livejournal.com](/upload/medialibrary/183/uetgml12vjrbe6qg5aouaq1l2md8aisk.png)
![albert-motsar.livejournal.com albert-motsar.livejournal.com](/upload/medialibrary/e15/511xo9hafhvu281qqnnuq87bgbtmshom.png)
Александр Антонович Беликов (1883-1941)
![Александр Антонович Беликов (c) collection.kunstkamera.ru.jpg Александр Антонович Беликов (c) collection.kunstkamera.ru.jpg](/upload/medialibrary/fbd/l0epbm1itt232sahg1o9texavysij26y.jpg)
Александр Антонович Беликов (1883-1941) родился в Санкт-Петербурге в семье потомственного крестьянина и купца. Он пропагандировал использованияе фотографии как способа фиксации повседневной жизни в краеведческих исследованиях. Беликов опубликовал по этой теме ряд статей в фотографических журналах, издаваемых в СССР. В 1925–1929 гг. принял участие в ряде научных этнографо-антропологических экспедиций Ленинградского университета, Географического общества СССР и других организаций.
Беликову удалось зафиксировать уходящие традиции повседневной деревенской жизни, которые с конца 1920-х годов стали быстро изменяться под воздействием индустриализации и коллективизации в СССР. Умер во время Блокады. Его фотографии удалось сохранить благодаря тому, что жена В.А. Беликова смогла передать их в дар Кунсткамере.
![А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Слева: Девушка за прядением. Справа: Девушка за полосканием белья в корыте "хумбар" А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Справа: Девушка за прядением. Слева: Девушка за полосканием белья в корыте "хумбар"](/upload/medialibrary/55d/1p3a5pcw7ugpy9073icid4wx93ocy549.png)
![А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Слева: 19-летние девушки из зажиточных семей в праздничных костюмах. Карелы. Справа: 103-летний крестьянин с внучкой. Финны. А. А. Беликов. Россия, Карелия республика, Олонецкий р-он. 1927. Справа: 19-летние девушки из зажиточных семей в праздничных костюмах. Карелы. Слева: 103-летний крестьянин с внучкой. Финны.](/upload/medialibrary/4b2/nuldnfnfv17b4oow7fh438odlbgkt7fw.png)
Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон
![Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон (c) collection.kunstkamera.ru Владимир (Вениамин) Ильич Иохельсон (c) collection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/f20/97e5u31dprhgfy8xzwc1m2cwcck2qcjk.png)
Владимир Ильич Иохельсон (1855 — 1937) совместил в себе революционера, этнографа и фотографа. Он стал основоположником юкагироведения и одним из ведущих исследователей Севера. Проблема происхождения юкагиров, древнейшего народа северо-восточной Сибири, очень важна для понимания этнической истории многих народов Северной Азии и Америки, поэтому эти исследования являются важнейшим направлением североведения.
Иохельсон несколько месяцев провел в Петропавловской крепости за свою деятельность, а затем был осужден на 10 лет ссылки в Восточной Сибири. В якутской ссылке он стал активно знакомиться с жизнью юкагиров, изучать их язык и быт, ездить в экспедиции и писать о них работы. Как в ссылке, так и после.
За свои работы неутомимый исследователь получал золотые и серебряные медали от Императорского Российского географического общества и премию им. М. Н. Ахматова от Императорской Санкт-Петербургской АН. Работал сверхштатным этнографом Этнографического музея. Печатался в журналах «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Известия Русского географического общества» и др. В 1918 г. наконец стал сотрудником Азиатского музея в Петрограде, но его работы не публиковались, и для завершения исследований Иохельсон уехал в США. Согласно завещанию ученого, значительная часть его личного архива уже после Второй мировой войны была передана обратно в СССР.
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Россия, Якутия (Саха), конец XIX в. collection.kunstkamera.ru Слева: Молодые мужчины в традиционных костюмах (фас, профиль). Юкагиры. Справа: Жена и сестра князца первого Алазейского юкагирского рода (слева - ламутка, справа - юкагирка). Юкагиры, ламуты. Россия, Якутия (Саха), конец XIX в. collection.kunstkamera.ru Слева: Молодые мужчины в традиционных костюмах (фас, профиль). Юкагиры. Справа: Жена и сестра князца первого Алазейского юкагирского рода (слева - ламутка, справа - юкагирка). Юкагиры, ламуты.](/upload/medialibrary/16f/k6pfhv0w8dh55qwlrtvezgckumg27ctw.png)
Людмила Михайловна Сабурова
![Людмила Михайловна Сабурова (c) collection.kunstkamera.ru Людмила Михайловна Сабурова collection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/af8/4uhyefiefcy14uo8ixow5mcqg6y2wnop.png)
Людмила Михайловна Сабурова (1921 – 1998) — ученый-этнограф, специалист по этнографии русского народа и русского населения Сибири.
Училась на кафедре этнографии Филологического факультета ЛГУ. Во время войны работала медсестрой в эвакогоспитале и демобилизировалась в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Защитила диссертацию «Русско-мордовские связи по данным этнографии» В рамках научной деятельности принимала участие в Мордовской этнографической экспедиции в 1955-1956 годах, возглавляла один из отрядов Ангарской экспедиции.
В декабре 1967 года Людмила Михайловна Сабурова была назначена на должность заместителя директора Института этнографии по Ленинграду и проработала на этом посту на протяжении почти 15 лет.
Ее фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Слева: Вытаскивание самолова. Русские. Россия, Иркутская область, Братский р-он, Усть-Вихорево д. 1957 Справа: Вязание сети. Русские. Россия, Иркутская область, Братский р-он, город Братск. 1957 collection.kunstkamera.ru sabur.png](/upload/medialibrary/799/61qxrtbw06x8xv1oz6zm9yqjp5b05jtu.png)
Василий Иванович Анучин
![Василий Иванович Анучин ru.wikipedia.org Анучин.png](/upload/medialibrary/493/3zi33k2pjknd3swlrdhkd024toz6emm2.png)
Василий Иванович Анучин (1875 — 1941) — этнограф, прозаик, публицист, профессор Казанского университета. Он родился в семье рабочего золотых промыслов в с. Базаиха Енисейской губернии. В 1897 году переехал в Санкт-Петербург, где, окончив археологический институт в Санкт-Петербурге, некоторое время работал в Музее антропологии АН (Кунсткамере). Занимался изучением народов Сибири и в 1905—1909 гг. участвовал в экспедициях к Енисейским кетам. Этот малочисленный коренной народ Сибири живет на севере Красноярского края.
В сентябре 1922 года был арестован ЧК и обвинен в подготовке отделения Сибири от России, затем сослан в Казань с разрешением научной работы в университете. За свою политическую деятельность Василий Иванович был 17 раз арестован и дважды приговорен к смертной казни.
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Слева: Портрет мужа и жены. Кеты. 1905 — 1907. Справа: Портрет детей. Кеты. 1901 — 1906 Слева: Портрет мужа и жены. Кеты. 1905 — 1907. Справа: Портрет детей. Кеты. 1901 — 1906](/upload/medialibrary/8a4/474c7bm764mnlm56prv9p6a7bfkkch21.png)
![Слева: Портрет женщины (70 лет). Кеты. 1901 — 1906. Справа: Портрет мужчины (63 года). Кеты. 1901 — 1906 Слева: Портрет женщины (70 лет). Кеты. 1901 — 1906. Справа: Портрет мужчины (63 года). Кеты. 1901 — 1906](/upload/medialibrary/2bf/1r1irqn7jivbuuv0xew3jld7nyomo4vt.png)
Михаил Антонович Круковский
![Михаил Антонович Круковский (с) ru.wikipedia.org Круковский.png](/upload/medialibrary/d96/9j9x2p1o8p9an4mbaxhrhw03p5eftrul.png)
Михаил Антонович Круковский (1856\1865 — 1936) — русский писатель, переводчик, фотограф, географ и этнограф. Он родился в Витебской губернии, скончался в Ташкенте, Узбекская ССР. Михаил Антонович написал серию беллетристических и научно-популярных очерков и создал альбомы по этнографии народов России. Выпустил ряд фундаментальных географических изданий, которые часто иллюстрировал собственноручно сделанными фотографиями.
В конце XIX — начале XX века Круковский путешествовал по России и изучал жизнь простых рабочих и крестьян. Некоторое время жил и работал в Петербурге, издавая ежемесячный детский журнал под названием «Товарищ». Тогда он освоил фотографию и организовал кустарную цинкографическую мастерскую в качестве заведующего художественного отдела журнала. Круковский также подготовил восемь выпусков альбома «Россия в картинах». Все рисунки, помещенные в выпусках альбома «Россия в картинах», были приспособлены для чтений с волшебным фонарем, поэтому изготавливались фотографическим способом на коллодионно-желатиновых пластинах высокой прозрачности.
Стал первым директором Каменского городского краеведческого музея. В годы Гражданской войны Круковский вместе с семьей жил на Алтае, где отправлялся в этнографические поездки. К одним народам Круковский приезжал согласно плану, к другим попадал случайно. Помимо жителей Алтая он сделал фотографии башкир на территории Салаватского района в Яхъе, Ишимбае, Миндишево. Результатом его поездки стали значимые для салаватцев фотографии, на которых запечатлены жители этих деревень в национальных костюмах, старинные орудия труда, различные постройки, улицы и многое другое. По фотографиям можно было восстановить историю края и кыр-кудейского рода башкирского народа.
Большая часть работ Круковского хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. 52 цифровых изображения из его фотоколлекции были переданы сотрудниками Кунсткамеры музею Салавата Юлаева в Башкорстане.
У Круковского был литературный псевдоним «Деревянщиков М.».
Его фотографии можно найти в фондах Кунсткамеры.
![Слева: Башкир с сыном. Башкиры. Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г. Справа) Девушка в традиционном уборе. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Учалинский р-он, Сафарово д. (Оренбургская губ.). 1908 г. (с) сollection.kunstkamera.ru Слева: Башкир с сыном. Башкиры. Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г. Справа) Девушка в традиционном уборе. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Учалинский р-он, Сафарово д. (Оренбургская губ.). 1908 г. (с) сollection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/429/78by3e9jn1md1pw0csofzlr2d2bcvzta.png)
![Слева: Башкирки в традиционных костюмах. Башкиры. Справа: Башкирка с детьми. Башкиры. Россия, Башкортостан республика (Уфимская губ.). 1908 г. (с) сollection.kunstkamera.ru bush 02.png](/upload/medialibrary/383/z0qhngmdhc91eizul67nksxl0c4bwflm.png)
Нина Ивановна Гаген-Торн
![Нина Ивановна Гаген-Торн (c) etnos.kunstkamera.ru Нина Ивановна Гаген-Торн etnos.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/fac/axinpj5ij7qy8hftuo0ktrstzyoisd47.png)
Нина Ивановна Гаген-Торн (1900 — 1986) — ученый-этнограф, поэт, четвертое поколение питерской служилой интеллигенции, дочь обрусевшего шведа. Была дважды репрессирована (в 1936 и 1947 гг.), обвинений не подписала, получила оба раза по 5 лет.
В 1927—1930 годах училась в аспирантуре по фольклору НИИ сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока у Д. К. Зеленина. Работала в экспедициях по Русскому Северу, Забайкалью, Поволжью, под руководством П. П. Ефименко принимала участие в Средне-Волжской экспедиции и собирала материал о традиционной женской одежде чувашей. В 1931—1932 годах Гаген-Торн преподавала географию, русский и остяцкий языки в Институте народов Севера.
С ноября 1932 годах Нина Гаген-Торн работала научным сотрудником II разряда Института по изучению народов СССР АН СССР, а после создания на его базе Института антропологии и этнографии (ИАЭ) СССР ее назначили секретарем редакции справочника «Народы СССР». В ноябре 1933 года перевели в отдел Сибири и Северной Европы для научного описания коллекций отдела. В 1936 году направлена в Поволжье для изучения происхождении бесермян и их культуры.
В 1960–70-е гг. работала старшим научным сотрудником восточнославянского сектора Института этнографии в Ленинграде и изучала коллекции костюмов и украшений народов Поволжья и дунайских болгар в ленинградских музеях.
![Слева: Колхозница О. П. Абсалямова в старинной одежде и украшениях. Чуваши. Россия, Чувашия (дер. Новая Шемурша). 1957 Справа: Колхозница Е. Д. Тенюкова в старинном костюме. Чуваши. Россия, Чувашия. 1957 (с) сollection.kunstkamera.ru Слева: Колхозница О. П. Абсалямова в старинной одежде и украшениях. Чуваши. Россия, Чувашия (дер. Новая Шемурша). 1957 Справа: Колхозница Е. Д. Тенюкова в старинном костюме. Чуваши. Россия, Чувашия. 1957 (с) сollection.kunstkamera.ru](/upload/medialibrary/36c/u47dwcomucnc7214d2bq1ih2nwg1lxa4.png)
mockupbro.com
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться