Опубликовано: 08 января 2023 года
________________________________________
Палех: рождение стиля
Мал Палех, да велик! Небольшой поселок в Ивановской области стал родоначальником народного промысла в лаковой миниатюре, книжной графике и монументальном искусстве. И это неудивительно, поскольку он издревле славился своими династиями иконописцев и художников.
В 1924 году после Октябрьской революции палехские иконописцы придумали, как сохранить себе работу в новой, атеистической культуре. 5 декабря 1924 года семеро палехских художников — Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Иван Зубков, Александр Зубков, Александр и Владимир Котухины объединились в «Артель древней живописи» и освоили лаковую миниатюру, перенеся на нее традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Так появились яркие шкатулки, тарелки и другая утварь, расписанная летящими тройками лошадей, жар-птицами и прочими сказочными и былинными сюжетами. Художники заимствовали сюжеты палехской миниатюры из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполнялись темперными красками на черном фоне и расписывались золотом. Так искусство Палеха при советской власти стало считаться народным промыслом.
До Октябрьской революции многие палехские художники специализировались на росписях храмов и реставрации старинных фресок, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. В 1936 году эти навыки в монументальном искусстве оказались востребованными вновь. Мастера стали украшать росписями дворцы пионеров, дома культуры, санатории, театры. Среди них оказался и Аничков дворец в Санкт-Петербурге.
Мастера трудились в 10 городах СССР, но только в трех из них монументальные росписи дошли до нас в первозданном виде:
- в бывшем Свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге;
- в Ивановском дворце пионеров;
- в Аничковом дворце (бывший Ленинградский дворец пионеров) в Санкт-Петербурге.

Максим Горький и Комната Палеха в Аничковом дворце
Инициатором создания комнат Палеха во Дворце пионеров выступил писатель Максим Горький.Алеша Пешков (его настоящее имя) был связан с Палехом с ранней юности, когда дед отдал его в ученики к иконописцам в Нижнем Новгороде. Мастерская, где ему предстояло работать, была основана палешанином Дмитрием Андреевичем Салабановым. Во время работы мальчик читал вслух своим старшим товарищам сочинения русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, что вызывало в душе его новых товарищей необыкновенные эмоции.

Свою жизнь в иконописной мастерской М. Горький описал в повести «В людях»:
«В мастерской жарко и душно, работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстеры; все сидят в ситцевых рубахах с расстегнутыми воротами, в тиковых подштанниках, босые или в опорках. Над головами мастеров простерта сизая пелена сожженной махорки, стоит густой запах олифы, лака, тухлых яиц. Медленно, как смола, течет заунывная владимирская песня…»
«Ну, подумай, как ты будешь жить с мужиками разными после нас? Плотники, маляры… Эх, ты! Это называется — из дьяконов в пономари…»
«Алексей Максимович расспрашивал нас об искусстве и нуждах артели и вспомянул наших отцов-иконописцев. Некоторых он знал в детстве, когда был учеником в иконописной мастерской в Нижнем»
- два дома под новую мастерскую, где провела ремонт, и в декабре 1929 года художники уже приступили к работе на новом месте;
- здания для художественного училища, в которой 50 учащихся начали занятия 10 ноября 1931 года.

В начале 1930-х годов популярность Палеха в советской творческой среде была невероятно высокой, в том числе и благодаря восторженным высказываниям Горького. Сегодня его имя носят Палехское художественное училище и одна из исторических улиц Палеха.
В дни траура по писателю в июне 1936 года члены Артели древней живописи дали в местной газете «Трибуна Палеха» (выпуск от 22 июня 1936 г.) своего рода обет:
«Образы его художественных произведений палешане с любовью переводили и будут переводить на язык линий и красок»

Комната сказок в Аничковом дворце
Художники расписали потолки и выполнили пять монументальных композиций на стенах двух комнат Аничкова дворца. Росписи залов были выполнены в особой технике — краски замешивались на яичных желтках по сухой штукатурке. Остались свидетельства, что для закрепления красок было использовано более 20 тысяч яичных желтков. Чтобы белки не пропали, в подвале Аничкова дворца организовали кондитерский цех по изготовлению безе.Опыт ленинградских палехских росписей был подхвачен по всей стране: Дома пионеров и Дома культуры, театры и музеи захотели увидеть свои интерьеры именно в таком стиле.
Комната сказок А. С. Пушкина
Сюжетами для росписи в Комнате сказок А. С. Пушкина стали персонажи «Сказки о рыбаке и рыбке», выполненные Иваном Ивановичем Зубковым и Александром Васильевичем Котухиным, и герои поэмы «Руслан и Людмила», выполненные Аристархом Александровичем Дадыкиным.





Зал Максима Горького
Зал Горького украсили герои ранних романтических произведений писателя:- «Песня о Буревестнике», созданная художником Иваном Васильевичем Маркичевым;
- «Песня о Соколе», созданная художником Николаем Михайловичем Зиновьевым;
- «Легенда о Данко», созданная художником Дмитрием Николаевичем Буториным.






Всю организаторскую работу по проведению росписей Ленинградского Дворца пионеров взял на себя Иван Иванович Зубков, председатель правления Товарищества художников Палеха.
Мебель для этих залов была специально сконструирована и расписана в том же стиле.




Как попасть в Комнаты сказок
Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных регулярно проводит экскурсии по Парадным гостиным здания. В маршрут входит и знакомство с уникальными интерьерами Комнат сказок. Для детей 6-8 лет предусмотрена игровая программа «Перо волшебное Жар-птицы», которая перенесет участников в сказочный мир Пушкина, где их ожидают игры, загадки и встреча со сказочницей.Связь поколений сохраняется!

Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться