Заставка: Портрет Максима Горького / Фото: Ирина Иванова
Искусство

08 января 2023 года

Комната сказок в Аничковом дворце

5 декабря 1924 г. – 98 лет назад – в старинном русском селе Палех были cозданы Палехские художественные мастерские. Что объединяет Палех и писателя Максима Горького? И какое отношение они имеют к старейшему из сохранившихся зданий на Невском проспекте — Аничкову дворцу? Рассказываем!
________________________________________

Палех: рождение стиля


Мал Палех, да велик! Небольшой поселок в Ивановской области стал родоначальником народного промысла в лаковой миниатюре, книжной графике и монументальном искусстве. И это неудивительно, поскольку он издревле славился своими династиями иконописцев и художников. 

В 1924 году после Октябрьской революции палехские иконописцы придумали, как сохранить себе работу в новой, атеистической культуре. 5 декабря 1924 года семеро палехских художников — Иван Голиков, Иван Маркичев, Иван Баканов, Иван Зубков, Александр Зубков, Александр и Владимир Котухины объединились в «Артель древней живописи» и освоили лаковую миниатюру, перенеся на нее традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Так появились яркие шкатулки, тарелки и другая утварь, расписанная летящими тройками лошадей, жар-птицами и прочими сказочными и былинными сюжетами. Художники заимствовали сюжеты палехской миниатюры из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполнялись темперными красками на черном фоне и расписывались золотом. Так искусство Палеха при советской власти стало считаться народным промыслом. 

До Октябрьской революции многие палехские художники специализировались на росписях храмов и реставрации старинных фресок, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. В 1936 году эти навыки в монументальном искусстве оказались востребованными вновь. Мастера стали украшать росписями дворцы пионеров, дома культуры, санатории, театры. Среди них оказался и Аничков дворец в Санкт-Петербурге.

Мастера трудились в 10 городах СССР, но только в трех из них монументальные росписи дошли до нас в первозданном виде:
  • в бывшем Свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге; 
  • в Ивановском дворце пионеров;
  • в Аничковом дворце (бывший Ленинградский дворец пионеров) в Санкт-Петербурге.
  Парочки (1925). Автор: Иван Иванович Голиков, основатель Артели древней живописи


Максим Горький и Комната Палеха в Аничковом дворце

Инициатором создания комнат Палеха во Дворце пионеров выступил писатель Максим Горький. 

Алеша Пешков (его настоящее имя) был связан с Палехом с ранней юности, когда дед отдал его в ученики к иконописцам в Нижнем Новгороде. Мастерская, где ему предстояло работать, была основана палешанином Дмитрием Андреевичем Салабановым. Во время работы мальчик читал вслух своим старшим товарищам сочинения русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, что вызывало в душе его новых товарищей необыкновенные эмоции.

Алеша Пешков читает поэму М. Ю. Лермонтова «Демон» в иконописной мастерской. Худ. Б. А. Дехтярёв / О. А.Колесова «Палех и палешане». Путеводитель.

  
Свою жизнь в иконописной мастерской М. Горький описал в повести «В людях»:

«В мастерской жарко и душно, работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстеры; все сидят в ситцевых рубахах с расстегнутыми воротами, в тиковых подштанниках, босые или в опорках. Над головами мастеров простерта сизая пелена сожженной махорки, стоит густой запах олифы, лака, тухлых яиц. Медленно, как смола, течет заунывная владимирская песня…»



Любовь к изобразительному искусству Максим Горький сохранил на всю жизнь. Когда он решил покинуть мастерскую и искать новую профессию, ему укоризненно говорили:

«Ну, подумай, как ты будешь жить с мужиками разными после нас? Плотники, маляры… Эх, ты! Это называется — из дьяконов в пономари…»


Через полвека после описанных в книге событий Горький вновь встретился с мастерами Палеха. Об этой встрече, которая состоялась 9 мая 1932 года, вспоминал в книге «Сквозь бури эпохи» Иван Голиков, один из основателей Артели древней живописи:

«Алексей Максимович расспрашивал нас об искусстве и нуждах артели и вспомянул наших отцов-иконописцев. Некоторых он знал в детстве, когда был учеником в иконописной мастерской в Нижнем»


Максим Горький сыграл колоссальную роль в становлении и развитии палехской лаковой миниатюры. Он привлекал значительные денежные средства на ее поддержку. Один из первых вопросов, решенных писателем сразу после возвращения в СССР весной 1928 года, — оказание финансовой помощи палешанам. На собранные благодаря Горькому деньги артель приобрела:
  • два дома под новую мастерскую, где провела ремонт, и в декабре 1929 года художники уже приступили к работе на новом месте; 
  • здания для  художественного училища, в которой 50 учащихся начали занятия 10 ноября 1931 года.
При его поддержке в Палехе были открыты музей и художественное училище.
Горький (четвертый слева) в окружении художников Палеха / muzei-paleh.ru

В начале 1930-х годов популярность Палеха в советской творческой среде была невероятно высокой, в том числе и благодаря восторженным высказываниям Горького. Сегодня его имя носят Палехское художественное училище и одна из исторических улиц Палеха.
В дни траура по писателю в июне 1936 года члены Артели древней живописи дали в местной газете «Трибуна Палеха» (выпуск от 22 июня 1936 г.) своего рода обет:

«Образы его художественных произведений палешане с любовью переводили и будут переводить на язык линий и красок»


Пролетарский классик умер 18 июня 1936 года, а 18 октября того же года бригада художников из Палеха, бывших иконописцев, по его приглашению завершила роспись стен двух залов будущего дворца пионеров в стиле Палеха. 

 Мероприятие в комнате сказок / anichkov.ru

 

Комната сказок в Аничковом дворце

Художники расписали потолки и выполнили пять монументальных композиций на стенах двух комнат Аничкова дворца. Росписи залов были выполнены в особой технике — краски замешивались на яичных желтках по сухой штукатурке. Остались свидетельства, что для закрепления красок было использовано более 20 тысяч яичных желтков. Чтобы белки не пропали, в подвале Аничкова дворца организовали кондитерский цех по изготовлению безе.  

Опыт ленинградских палехских росписей был подхвачен по всей стране: Дома пионеров и Дома культуры, театры и музеи захотели увидеть свои интерьеры именно в таком стиле.

Комната сказок А. С. Пушкина

Сюжетами для росписи в Комнате сказок А. С. Пушкина стали персонажи «Сказки о рыбаке и рыбке», выполненные И. И. Зубковым и А. В. Котухиным, и герои поэмы «Руслан и Людмила», выполненные А. А. Дадыкиным. 

 Пушкинская комната / Фото: Ирина Иванова
А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый...» / Фото: Ирина Иванова
«Сказка о рыбаке и рыбке» / Фото: Ирина Иванова
«Сказка о рыбаке и рыбке» / Фото: Ирина Иванова
«Сказка о рыбаке и рыбке» / Фото: Ирина Иванова
Потолок в комнате А. С. Пушкина / Фото: Ирина Иванова

Зал Максима Горького

Зал Горького украсили герои ранних романтических произведений писателя:
  • «Песня о Буревестнике», созданная художником И. И. Маркичевым;
  • «Песня о Соколе», созданная художником Н. М. Зиновьевым;
  • «Легенда о Данко», созданная художником Д. Н. Буториным.
Комната Максима Горького / Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова / Ирина Иванова «Легенда о Данко»
«Песня о Буревестнике» / Ирина Иванова
«Песня о Буревестнике». Фрагмент / Ирина Иванова
«Песня о Буревестнике». Фрагмент / Ирина Иванова
Потолок в комнате Максим Горького / Ирина Иванова

 
Всю организаторскую работу по проведению росписей Ленинградского Дворца пионеров взял на себя А. И. Зубков, председатель правления Товарищества художников Палеха. 
Мебель для этих залов была специально сконструирована и расписана в том же стиле. 
Мебель в комнате сказок / Фото: Ирина Иванова
Мебель в комнате сказок / Фото: Ирина Иванова
Мебель в комнате сказок / Фото: Ирина Иванова
Мебель в комнате сказок / Фото: Ирина Иванова

Как попасть в Комнаты сказок

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных регулярно проводит экскурсии по Парадным гостиным здания. В маршрут входит и  знакомство с уникальными интерьерами Комнат сказок. Для детей 6-8 лет предусмотрена игровая программа «Перо волшебное Жар-птицы», которая перенесет участников в сказочный мир А.С. Пушкина, где их ожидают игры, загадки и встреча со сказочницей.

Связь поколений сохраняется!
anichkov.ru 

Заставка: Портрет Максима Горького / Фото: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все