Опубликовано: 25 августа 2023 года
C 25 августа в Строгановском дворце начинает свою работу выставка, посвященная Станиславу Юлиановичу Жуковскому.
Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения мастера. Посетителям представят картины 1890-х – 1920-х годов, хранящиеся в собрании Русского музея и Музея-квартиры И.И. Бродского (филиал НИМ РАХ), а также находящиеся в ряде частных коллекций Северной столицы.
- Как Вы считаете, почему Жуковского нельзя ни с кем сравнивать? Он являлся учеником Василия Поленова и Исаака Левитана, не перенять стиль этих гениев, казалось бы, невозможно?
- Жуковский работал по своей классической схеме, интерпретируя мотивы с повторениями сюжета. Он обогатил русскую пейзажную живопись приемами импрессионизма, а после смерти Левитана являлся одним из самых известных художников-пейзажистов, работавших в импрессионистской манере. У Станислава - свой почерк, свое особое, ни на кого не похожее настроение.
- Работы представлены в хронологическом порядке. В первом зале можно увидеть ранние произведения автора. Далее идут картины, относящиеся к ученическим годам, а также последняя работа, написанная им в училище - «Весенняя вода». Работы, размещенные в последующих залах, демонстрируют развитие живописи автора - посетитель может отследить прогресс и творческий прорыв художника. С 1900 годов в картинах появляются приемы импрессионизма, все больше видна игра с цветом. Обращение к теме передачи воздуха и оттенков с одной стороны, и асимметрией, с другой. Благодаря этим приемам, у зрителей может возникнуть ощущение реальности изображения.
- Кто оказал большее влияние на Станислава Юлиановича? И можно ли назвать Жуковского признанным гением? Ведь его работы покупали известные коллекционеры, а одними из первых стали Павел Третьяков и Николай Рябушинский.
- Жуковский однозначно - художник классического плана. Он создавал свои работы, как учил его Паленов, по классическим канонам. Левитан учил чуть меньше. В любом случае, Станислав однозначно сказал свое оригинальное слово в живописи, все его произведения имеют свое яркое и запоминающие лицо. Он был популярен, и ему часто заказывали картины-повторения. Но как честный мастер и порядочный человек, живописец не мог писать одно и то же. Поэтому играл с настроением, менял цвета, добавлял другие предметы и детали. В общем, старался подать картины под другим ракурсом. Но его все равно ругали за повторяющие мотивы.
В творчестве мэтра есть около пяти видов веранд, на которых меняются, пусть незначительные, но очень яркие детали. Например, мебель, цветы или общее настроение, и каждая из реплик этой одной веранды становится серьезным, самостоятельным произведением. Станислав был очень требовательным к себе художником-перфекционистом.

Мы живем в то время, когда у каждого из нас под рукой телефон или фотоаппарат. Наши современники активно фотографируют природу и виды, которые нас окружают. Можно задаться вопросом: зачем же тогда художникам продолжать писать картины-пейзажи, ведь всю красоту можно запечатлеть на свой электронный девайс?
Ответ прост - никакой фотоаппарат не поймает то настроения, ту атмосферу и те эмоции, которые может передать художник.
В работах Жуковского отслеживается разнообразие природы, лирика и глубина чувств. Смотря на дворянские усадьбы, интерьеры помещичьих домов и пейзажи природы - ценители переносятся в атмосферу тех лет и мест, испытывая всю искренность и симфонию чувств.
По этой выставке нельзя просто пробежаться, в каждый пейзаж необходимо всмотреться, прислушиваясь к своему внутреннему голосу.
Рекомендуем обратить внимание на воду, на отражение в ней деревьев и пейзажей.
Живопись не отменить, и когда проходишь по выставке Жуковского, суждение о ненадобности пейзажей отпадает.
Фото: Ирина Иванова.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться