Фото: Ирина Иванова.
Искусство

Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин

Опубликовано: 10 января 2024 года

Петербург по праву носит звание культурной столицы. В нашем городе проживает множество талантливых живописцев, скульпторов и архитекторов. Команда «Культуры Петербурга» решила знакомить читателей с их творчеством, заглядывая авторам в гости. Так появилась рубрика «Тур по мастерским».

Первым героем нашего проекта стал заслуженный художник Российской Федерации - Анатолий Петрович Рыбкин.

Интервью выходит 10 января не случайно, ведь сегодня Анатолий Петрович отмечает свой юбилей, ему исполняется 75 лет. 

Рыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5861.jpg- Анатолий Петрович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям несколько фактов из своей биографии. Где Вы родились и почему выбрали для себя путь художника? Какие события сформировали Вас как живописца?

- Тут двумя словами не ограничиться… Это лучше не услышать, а увидеть.Рыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5872 (1).jpg

- Все мы родом из детства. С него я и начну. Я родился в деревне, на улице, что изображена на картине. Поворотным фактом моей биографии стала ситуация, которая случилась со мной в четыре года. Стоял февраль, мы с моим приятелем пошли гулять в поле, где я провалился под снег и потерял валенок. Боясь расстроить родителей, я проделал путь домой за лопатой (чтобы откопать свою обувь) и обратно босиком. Без последствий это не обошлось, прогулка закончилась обморожением, и с костью стали происходить страшные вещи… Тут мне пришлось сознаться родителям, папа сразу же посадил меня на плечи и понес в больницу, которая находилась в 8-9 километрах от нашей деревни. Когда мы туда добрались, врачи хором говорили про ампутацию. Но один из них предложил сделать операцию, которая прошла удачно. После этого я второй раз научился ходить. А во время процесса реабилитации стал немного рисовать, мое новое увлечение перекрыло желание стать космонавтом.

Тогда-то все и началось…

12 января в Чебоксарах начинает свою работу выставка «К родному порогу», посвященная 75-летию и 50-летию творческой деятельности Анатолия Петровича. В экспозиции представлены более 400 работ, посвященных родительскому дому, земле и людям его родной Чувашии, Сибири, Чукотки, Крыма и Санкт-Петербурга. 

- Мне известно, что Вы как художник занимались оформлением Олимпиады-80 в Москве. Расскажите, как это было? В чем заключался Ваш вклад в процесс?

- До Олимпиады я проходил практику как оформитель больших международных мероприятий в «Артеке», где мы в компании с другими ленинградскими художниками провели три лета подряд. Наступил 1979-й, я окончил Академию Художеств, а через год нашу «артековскую» команду пригласили работать на Олимпиаду. Отказываться было глупо. Если говорить про вклад, то в основном, я занимался оформлением молодежного международного лагеря, появившегося около «Шереметьево-2». Во время подготовки постоянно шли дожди, погода была зверской, и все мы очень переживали: как встретит гостей Москва, и как будут проходить мероприятия под открытым небом. Но к началу Олимпиады вышло солнце!

Во время работы происходила масса забавных историй. Вячеслав Полунин несколько лет назад напомнил, как я тогда дал ему в руки швабру и заставил убирать лужи после проливного дождя… Мы просто готовили площадку для выступления «Лицедеев», для того, чтобы справиться с непогодой, нужна была помощь.

Об Олимпиаде у меня остались только теплые воспоминания. Помимо оформительской работы, я успевал писать для себя. Картины были замечены, и мне предложили провести персональную выставку. А в награду за основную деятельность мне дали билет на закрытие Олимпиады на стадион. И, кстати, на этом награды не закончились. Уже в Петербурге мне предложили поездку за рубеж. Я отказался, поскольку сильно устал от работы и массы впечатлений, мне хотелось простого и душевного отдыха. Мы с другом выбрали Астраханскую область, прикаспийские барханы. Это в 400 километров от Астрахани. Песок, небо, верблюды – благодать!

- Несмотря на то, что после Олимпиады Вы выбрали отдых в России, мне известно, что у Вас большой туристический опыт: два года Вы проработали во Франции, в 1997 году побывали в Индии, откуда привезли около 50 работ, ездили с творческой экспедицией в Кубу, были и на Кавказе. Какая страна является, на Ваш взгляд, самой красивой, «картинографичной» и желанной для художника?

- Для меня существуют две планеты: «Планета Чукотка» и «Планета Индия». Они больше всего отзываются в моей душе.

Чукотка про климатическую непредсказуемость, космические расстояния, в которых ощущаешь себя катастрофически маленьким. Анекдоты про чукчей, кстати, не достоверны. Это люди удивительного склада ума. Они верят в силу слова и силу духа.Рыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5996.jpg Индия для меня, как ни странно, тоже про непредсказуемость. Пустыни, саванны, горы, океаны, джунгли и муссоны. А их традиции! А растительный мир! Эти цветы не сможет придумать даже самый искусный художник, даже самый красочный сон, а природе это удалось.Рыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5934.jpg

Рыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5949.jpgРыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5944.jpg

- Получается, что для вдохновения важна смена обстановки?

- Да, при этом смена обстановки полезна и для мастерства. Многим кажется, что Солнце везде одинаковое, но это не так. Чукотское Солнце, например, отличается от Солнца Индийского. А люди, какие везде разные люди… На Кубе они танцуют на остановках, когда ждут транспорт, на Севере такую картину, согласитесь, даже представить себе невозможно. Путешествия позволяют увидеть новый колорит, традиции, цвет. Когда я вернулся из Индии – Санкт-Петербург показался мне серебристым городом. После ярких и кричащих красок Аравийского полуострова – город на Неве погрузил меня в гармонию.

- Творчество каких известных художников Вам особенно близко?

- Мне, конечно, очень нравятся Михаил Врубель и Александр Иванов. Люблю картину «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. По-моему, не любить российских художников с их колоритом и темами, которые они затрагивали в своих работах, просто нереально.

Я вырос в деревне, но у нас в каждом доме висели репродукции картин художников. Их произведения откликаются в душе каждого русского человека. Искусство бывает разным, многовекторным, но все оно опирается на реализм, который так понятен многим. Взять тот же сюрреализм и авангард – они ветви такого живого корня, как реализм. Сколько бы веков не прошло, но все ответвления идут именно от него.Рыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5977.jpg

- А как Вы относитесь к новым направлениям в искусстве? Близок ли Вам поп-арт, дадаизм, граффити, авангард? 

- Не бывает, чтобы одно и тоже нравилось всем… Кто-то любит выступления симфонических оркестров, кто-то - рок, а кто-то - частушки. У каждого человека есть право выбора. Но люди, любящие реализм, не придут смотреть кубизм. И наоборот.

В свое время ведь и импрессионизм не принимался. Важно понимать, что искусство – это не только картины, весящие на стене. Это целое духовное пространство, которое развивается по своим законам, а не в угоду частным лицам. Искусство, словно лавина, спад камней, которые стремительно обрушиваются на тебя, когда ты поднимаешься в гору. Но с этим ничего не поделать.

Если честно, я очень рад, что искусство – это нечто живое, что оно не покрывается паутиной, пылью и не стоит на месте. Художник рисует то, что вызывает в нем отклик, его никто не заставляет создавать что-то в том или ином жанре. Любое произведение – это порыв души, к которому просто непозволительно относиться плохо. Красота для каждого своя.

- А какие техники и материалы Вы предпочитаете использовать в своих работах?

- В основном я пишу маслом. Когда занимаюсь графикой, использую карандаш или шариковую ручку.

Мои работы часто характеризуют, как «добрый сюрреализм». Не люблю сравнения, считаю, что каждый живописец должен обладать своей индивидуальностью и набором отличительных черт. На мой взгляд, я порой пишу, как самый настоящий импрессионист.

Думаю, что настроение сюрреализма отражается именно в смещение времени и пространства, использовании аллюзий. И, действительно, в больших композиционных работах мне интересно заигрывать с местом действия, компоновкой людей и предметов, как автор я создаю новую, неподвластную времени Вселенную. 

Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин 1
Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин 2
Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин 3
Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин 4
Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин 5
Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин 6
Тур по мастерским: Анатолий Рыбкин 7

- Мне всегда было интересно, следят ли художники за «жизнью» своих работ? Например, в чьей именно коллекции находится произведение, не перепродавались ли первым владельцем?

- Нет, после продажи за «жизнью» картин я не слежу. Но другое дело, когда картины покупает государство, и она попадает в реестр. Мне как живописцу очень приятно, что мои работы находятся в Русском музее, что они хранятся у президента Индонезии. Рыбкин. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-5910.jpg

- Вы никогда не сталкивались с творческим кризисом? Если да, как выбираетесь из психологических ям? И нет ли у Вас личного секрета, как, выражаясь современным языком, всегда оставаться «в ресурсе»?

- Многие задают этот вопрос, но у меня, признаться, не было таких состояний. Даже в самые тяжелые периоды жизни я брал в руки кисти. Возможно секрет в любви к своей работе. Писать картины мне хочется всегда: и в моменты радости, и в моменты печали. А «в ресурсе» авторам позволяет быть их творчество, количество, и, что самое важное, качество работ.

- И последний вопрос, скажите, есть ли у Вас среди собственных произведений любимые? Если да, то какие и почему?

- Любимые работы – это те, в которым нет претензий. Я сам себе режиссер, актер, драматург и самый строгий судья. Стараюсь всегда делать все на совесть. В мастерской и в залах из-за разного освещения краски дают разный цвет. Из-за этого порой хочется взять кисть и доработать картину на месте, так это делал Репин, который мог дорисовать произведение даже после продажи. Но, как уже говорил ранее, я – не Репин и не принципиально не иду по такому пути.

Творческие люди находятся в вечном процессе поисков. Я редко придираюсь к большим холстам, которые апробированы на крупные выставки. Хотя иногда начинается момент критики, но это критика к самому себе. Мои картины – мое лицо. И мне нельзя фальшивить. 

Фото: Ирина Иванова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Новый год
История
03.12

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?

Кино
12.01

Неизвестная сторона жизни Осипа Мандельштама

Ко дню рождения Осипа Мандельштама (14 (2) января 1891 года) мы подготовили рассказ об одной из малоизвестных сторон его жизни, а именно — увлечении кинематографом.

Многонациональный Петербург
Год культурного наследия народов России
22.06

Дивеевская игрушка в гостях у Санкт-Петербурга

Год культурного наследия народов России
Многонациональный Петербург
27.12

Народы России в документальном кинематографе

Многонациональный Петербург
08.01

Комната сказок в Аничковом дворце

Смотреть все