Опубликовано: 16 июня 2021 года
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — первый и самый крупный монастырь Петербурга. К его созданию причастен сам Пётр I, в 1797 году обители присвоен статус лавры. Монастырь посвящён святому князю Александру Ярославичу Невскому.
В 2021 году в России отмечают 800 лет со дня рождения Александра Невского. Ожидаемо, что лавра его имени — в центре внимания. Мы хотим показать знаменитую обитель с той стороны, с которой широкая аудитория редко сталкивается воочию: «Культура Петербурга» побывала в уникальных мастерских Александро-Невской Лавры.
Иконописная мастерская
Иконописная мастерская появилась в Александро-Невской Лавре одной из первых — в 1997 году. Она названа в честь святого преподобного Иоанна Дамаскина, святого гимнографа, богослова и защитника иконопочитания.
С момента основания мастерской её ведущая деятельность была посвящена написанию канонических икон. Сотрудники ориентируются на «золотой век» русского и византийского канонического иконописания — XIV — XVI столетия. Дополнительным направлением в работе стала синодальная иконопись. В качестве стилистической основы — лучшие образцы иконописи России XVIII — XIX веков.
Помимо написания икон сотрудники мастерской занимаются проектированием новых богослужебных помещений, а также выполняют росписи храмов. Например, в домовом храме святителей Иркутских Иннокентия и Софрония в Лавре роспись стен выполнена в уникальной технике цельнояичной темперы, которая использовалась для росписи катакомбных церквей в Риме. В качестве консерванта используется винный или яблочный уксус, и сделанные краски не портятся годами. Во время росписи этого храма к монументальной живописи смогли приобщиться многие молодые иконописцы.
Лаврские мастера разработали ряд новых иконографических решений. Примером могут послужить две иконы святого князя Александра Невского:
- на одной из них князь изображен вместе с Александро-Невской Лаврой;
- на другой — в иконографии, подобной образу святого Георгия Победоносца, где Александр Невский на коне поражает копьем своего противника шведского ярла Биргера во время Невской битвы.
За почти 25 лет существования мастерской лаврские иконописцы написали множество икон и воплотили в жизнь проектные решения не только для Лавры, но для храмов и монастырей, находящихся в разных епархиях Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.
Руководитель мастерской: Дмитрий Геннадьевич Мироненко, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, преподаватель иконописной школы Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат искусствоведения.
Реставрационная мастерская
Реставрационная мастерская была основана в 2002 году. Здесь реставрируют иконы и картины не только для Александро-Невской Лавры, но и для других монастырей и храмов — причём не только Санкт-Петербургской епархии, но и по всей России, а также зарубежных. Сотрудники мастерской участвовали в масштабных реставрационных работах в Свято-Троицком соборе Лавры к 300-летию монастыря в 2013 году. Они реставрировали живопись и росписи с изображениями евангелистов в парусах собора.
Мастерская специализируется на реставрации темперной и масляной живописи на дереве и холсте, а также фрески. Квалифицированные специалисты с обширным опытом проводят полный комплекс реставрационных работ — от консервации и раскрытия любой сложности до художественной реконструкции. Для каждого памятника разрабатывают индивидуальный подход, упор делают на деликатность, что подразумевает, прежде всего, использование щадящих (натуральных) материалов.
В 2021 году реставрационная мастерская особое внимание уделяет реставрации образов святого благоверного князя Александра Невского из собрания монастыря и лаврского Древлехранилища.
Руководитель мастерской: старший художник-реставратор Татьяна Ивановна Моргунова, выпускница Санкт-Петербургского художественного училища им. Н. К. Рериха и факультета искусствоведения Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина.
Ювелирная мастерская
Художественная ювелирная мастерская существует в Лавре с 1998 года. У истоков стояли разные специалисты:
- мастера, ранее работавшие на заводе «Русские самоцветы»;
- специалисты из мастерских по ремонту ювелирных изделий с улицы Бармалеева;
- специалисты Монетного двора и выпускники Мухинского училища.
Кто-то из мастеров пришёл сюда с определённым профессиональным багажом и навыками, кто-то приобретал опыт здесь. Благодаря сотрудничеству представителей разных ювелирных школ Санкт-Петербурга в мастерской сложился свой, особый лаврский стиль.
Предметы церковного прикладного искусства — неотъемлемая вещественная часть богослужения. Они создаются вдохновением православных ювелиров и резчиков из различных металлов, поделочных и полудрагоценных камней, множества пород — в том числе ценных — дерева, цветных эмалей. Мастера в Лавре создают настоящие произведения искусства, сочетая старинные традиции с современными технологиями. Используется всё разнообразие ювелирных техник: художественное литьё и гравировка по металлам, тончайшая скань, чеканка, финифть и перегородчатая эмаль, резьба по кости и дереву.
Разработана своя модельная база. Она изготовлена вручную и основывается на канонических образцах и технологиях изготовления. Изделия выпускаются как по особому заказу единичными экземплярами, так и массовым тиражом.
В ювелирной мастерской создают разные предметы: наперсные кресты, панагийные образы, церковные награды, оклады икон, келейные иконы, нательные кресты, кольца с Иисусовой молитвой, цепочки и образки, браслеты и многое другое. Монастырские ювелиры занимаются также реставрацией и созданием церковной утвари и священных предметов. Выполняют особые заказы для храмов:
- мощевики (ёмкости для хранения частиц мощей);
- потиры (чаши в богослужениях, применяемые при освящении вина и принятии Святого Причастия);
- оклады для богослужебных книг.
Также здесь делают статуэтки и памятные медали.
Художественно-ювелирная мастерская — постоянный участник православных выставок. Награждена многочисленными похвальными листами, грамотами и медалями за возрождение монастырских ремесел.
Руководитель мастерской: Дмитрий Олегович Былинкин-Богатырев.
Так создают оттиски на металле в ювелирной мастерской:
Так создают и обрабатывают цепочки:
Фарфоровая мастерская «Альфа»
Художественная фарфоровая мастерская была организована в Александро-Невской Лавре в 2007 году творческой группой «Альфа»: дизайнером-технологом Владимиром Майевичем и художником по фарфору Эльвирой Николаевной Алексеевыми. Творческая группа существует с 1974 года. До прихода в Лавру мастера занимались разработкой промышленных образцов для различных керамических и фарфоровых предприятий.
Творческая группа «Альфа» разработала и изготовила множество изделий, в том числе, церковного назначения. Например, в лаврской фарфоровой мастерской были созданы красные с золотым орнаментом фарфоровые пасхальные яйца для паникадил — они могут достигать высоты 40 (!) сантиметров и украшают в дни праздника Светлой Пасхи Христовой Свято-Троицкий собор лавры и другие храмы. Также здесь изготавливают подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, тарелки, медальоны, иконы на фарфоре, мелкая пластика и множество других изделий.
В мастерской налажен полный производственный цикл: от замеса фарфоровой смеси до изящных готовых изделий. Можно сказать, что это целый фарфоровый завод в миниатюре! Сначала создаётся модель будущего изделия, затем в созданную по модели специальную форму из пластика, эпоксидной смолы или других материалов заливают фарфоровую массу (шликер). После высыхания смеси получившиеся хрупкие изделия аккуратно вынимают и отправляют на обжиг в печь при очень высокой температуре до 1300 С.
При обжиге изделие даёт усадку до 18-20 %, что учитывается ещё на стадии изготовления. Усадка больше заметна на маленьких изделиях, чем на больших. Всего обжигов фарфоровых изделий несколько: после первого изделие покрывают глазурью, затем расписывают, украшают декором и — снова на обжиг. Краска, глазурь, золото обжигаются при разных температурах, поэтому работа с раскрашенным изделием вне зависимости от размеров состоит из нескольких этапов.
С 2003 года мастерская участвует в православных выставках. Имеет множество наград. В ней же к 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры создана коллекционная серия фарфоровых изделий.
Сейчас идёт активная работа над бюстом Александра Невского, которая, возможно, будет завершена осенью. Для этого Владимир Майевич изучил разные образы Александра Невского в искусстве, но предпочтение отдано скульптуре св. Александра Невского в центральной части створок Исаакиевского собора.
Руководитель мастерской: Владимир Майевич Алексеев.
Швейная мастерская
Швейная мастерская работает в Александро-Невской Лавре с 2006 года. Она расположена на втором этаже Феодоровского корпуса Лавры в специально оборудованном помещении.
Основная задача мастерской — обновление ризницы монастыря, то есть пошив всех служебных облачений для священства и праздничного украшения храмов обители. За 15 лет трудами швейной мастерской были пошиты все служебные облачения для Лавры и выполнено множество заказов для храмов Русской Православной Церкви на территории России и за её пределами.
В мастерской разработан собственный стиль изготовления облачений, начиная с подбора прикладных материалов, дизайна пуговиц, разработки дизайна тканей и вышивки. Основными источниками информации стали запасники музеев и методические указания из журналов по шитью дореволюционной эпохи. Многое воссоздано, исходя из возможностей современных материалов и технологий.
Вышивка на изделиях мастерской — как машинная, так и ручная. На иконных изображениях большой площади лики и открытые части тела вышиваются вручную мастерицами на дому, а одежда и остальные детали икон — на машине. Разработкой вышивки занимается заместитель руководителя мастерской Илона Викторовна Сабель.
Ещё в мастерской создают эскизы уникальных тканей. В дизайн включена лаврская символика: ангел, держащий щит с перекрещенными символами архиерейской и игуменской власти — жезлом и посохом, — а над ними два херувима, несущие корону. Над некоторыми эскизами, которые используют в мастерской, работали студенты Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.
Мастерская выполняет также проекты, не связанные с церковными облачениями. В 2015 году для Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи здесь изготовили копии знамён Нахимовского и Суворовского училищ. Оригинальные знамёна сильно обветшали, поэтому возникла необходимость заменить их копиями.
Руководитель мастерской: Андрей Николаевич Коваленко, художник-дизайнер, выпускник института текстильной и легкой промышленности и Королевской академии художеств Антверпена по специальности «дизайн одежды».
Фото: Ирина Иванова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться