Фотографии предоставлены организаторами проекта.
Искусство

Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены

Опубликовано: 23 августа 2024 года

Каждый год специально для международного фестиваля медиаискусства «Ночь света» десятки художников и творческих команд из разных стран создают световые и медиаинсталляции, иммерсивные и site-specific объекты, которые вместе с ландшафтом и культурно-историческим контекстом Гатчинского музея дают новую трактовку заявленной фестивалем тематики.

Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 1
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 2
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 3
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 4
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 5
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 6
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 7
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 8
Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены 9

Инсталляции прошлых лет.

Современное медиаискусство не знает границ, к тому же, многие культурные институции активно интегрируют современные технологии в работу. «Культура Петербурга» пообщалась с организаторами, участниками и друзьями фестиваля. Мы поговорили о состоянии арт-сцены, обсудили удачные кейсы музеев, галерей и других институций Северной столицы и новую культурную реальность. 

- В этом году фестиваль «Ночь света» в Гатчине предложил художникам порассуждать над вопросом «Что значит быть человеком?». С этого философского вопроса и хочется начать интервью.

Без названия (38).png   

Выбранная нами в 2024 году для фестиваля тема «О человеческом» – это такой ультраширокий фрейм, который никак не ограничивает художника, но определяет направление, важное для нас. Очевидно, что тема эта — вообще основная для искусства во все времена. Кроме того, фестиваль создается в музейном пространстве, в месте, имеющем огромный багаж человеческих историй, от страданий императора Павла I до историй скромных героев – хранителей и реставраторов, восстанавливавших музей после войны.

Существует неисчерпаемый материал для художественной рефлексии: насколько противоречив человек, насколько он одновременно гениален и ужасен, насколько он стремится к развитию и одновременно к самоуничтожению. Как человек коммуницирует с другими, с природой, цифровой средой, как он осознает себя, как придумывает себе проблемы, которые потом героически преодолевает. Как становится жертвой собственных амбиций. Как  перешагивает через пределы своих возможностей. 

Тем много, это особенно важно, если учесть, что амплитуда наших настроений и состояний широка, а наши поступки зачастую необъяснимы и противоречат здравому смыслу!





- Очевидно, что тематика фестиваля обширна и многообразна. К тому же, медиаискусство выходит на новый уровень. Можете выделить автора, чье произведение впечатлило Вас больше всего? На какие работы стоит обратить особое внимание?

Без названия (38).png   

Искусство, хоть медиа, хоть более традиционное, всегда в движении. Медиаискусство родилось не вчера, уже несколько десятилетий оно развивается, но меня в большей степени вдохновляет не столько сама используемая технология, сколько содержание, выраженное с ее помощью. Читала, что изобретение тюбиков для краски сделало возможным импрессионизм, так как позволило художникам выйти на плэнер. Здорово, что появляются новые инструменты для художников, но главное, чтобы эти инструменты служили художнику, а не наоборот. Любого рода фанатизм меня пугает и отталкивает, будь это религиозный  или преклонение перед технологиями. 

Что касается нашей фестивальной программы – я сознательно не буду никого выделять, на то есть веские причины. Во-первых, важно отметить, что наши участники принадлежат и к разным поколениям, и даже к разным культурным слоям, среди них есть и команды известных студий, и дебютанты. И нам интересен каждый из художников. Именно в их разнообразии - особенность «Ночи света» и ее отличие от более жанрово определенных фестивалей медиаискусства, где зачастую лайнапы очень похожи по составу. Во-вторых, практически все работы создаются именно для фестиваля: что получается в итоге, мы видим практически одновременно со зрителями, в последний момент. И часто бывает, что тот, на кого «делали ставку», оказывается не столь убедителен, как ожидалось, а изначально скромный студенческий проект - «выстреливает». Мы идем на риск, даем шанс не только пробовать новое, но и одновременно возможность ошибиться, провалиться. В-третьих, фестиваль призван поддерживать всех своих участников, и мне бы хотелось не выбирать кого-то для примера, а перечислить всех, кто сейчас работает над своим фестивальным проектом.



- Какие возможности открываются для художников, благодаря новым технологиям?

 Без названия (45).png  

Это новые средства художественной выразительности, как бы это банально ныне не звучало. Привычные инструменты воздействия на зрителя либо стали влиять слабее, либо - вовсе перестали производить впечатление, но большинство - трансформировались. Художники, работающие с классическими формами искусства, всегда активно хотят вступить на поприще медиаискусства. Другими словами, медиахудожник как-то сразу выбирает технологичный путь. Редко встречаются творцы, которые писали красками и тут «бам» стали собирать медиаинсталляции. Это не хорошо и не плохо, просто каждому - свое. Хотя если брать музыку, то многие музыканты и композиторы активно пользуются всеми прелестями и возможностями новой технологической эры. Естественно, подсчетов не вел, и статистика очень субъективная. 





- Как именно музеи работают с новыми технологиями? Идут навстречу или противятся прогрессу? 

 Без названия (39).png  

Самое интересное происходит в университетах (ИТМО и МИСИС) - там экспериментальный формат, в театре (например, на Новой сцене Александринского театра или в московском Арт-пространстве Артемьев), в ориентированных на такие формы искусства институциях (например, в Павловских Колтушах, где проект Новая Антропология, сделанный на базе Института физиологии РАН перерос в целое направление). Надо отметить, что очень малое количество музеев способно сделать и поддерживать такого рода временные экспозиции. В качестве положительного примера приведу площадку в Перми, где как раз сейчас и до ноября идет выставка Art&Science. Зрелищными проектами, связанными с технологиями, считаю фестивали: нижегородский Intervals (там же, кстати, теперь постоянно действует пространство «Цех»), казанский НУР, гатчинская «Ночь света», петербургская Gamma. Я вот второй год курирую в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» сайт, где находят свое отражение специфичные проекты, связанные с медиаартом и пространственным звуком. В этом году мы запустили направление «Искусство и технологии» в Выксе и даже уже сделали первый проект в рамках фестиваля, тоже вполне «сайтспецифичный» и тоже связанный с медиаартом и пространственным звуком. 

Галереи это все переварить не смогут. Но могут как раз переварить фиджитал, который хорошо продается. И поскольку, слава богу, у нас теперь значительно больше, чем одна ярмарка, то общий информационный фон - фиджитальный. Потому что потенциальному покупателю до сих пор странно платить большие деньги файл, или какую-то замороченную систему, которая еще неизвестно: как будет работать, и кто ее будет все время чинить.


- А какие технологии могут применяться и уже применяются в музеях? Можете привести пример удачных кейсов музеев и галерей Санкт-Петербурга?

 Без названия (46).png  

Есть разделение, конечно, есть всякие изначально диджитальные выставки медиахудожников, такие проходят в галерее «Цифергауз» или в «Третьем месте». Там: лазеры, огромные медиаэкраны, кинетические механизмы, роборуки, много разнообразной световой техники. 

Художники балуются с Искусственным интеллектом, почти на каждой выставке будет лежать vr-шлем. Много инсталляций с обработкой запроса с помощью chatgpt (универсального чат-бота, который умеет отвечать на запросы пользователя, поддерживать диалог, сочинять стихи - прим. ред.). Последнее время всем нравится ферромагнитная жидкость, которая преобразуется в разные абстрактные образы от магнитов. Голограммы-вентиляторы еще все очень любят.

Если говорить про современное искусство, то с ним проще. Петербургские площадки часто применяют интеграцию аудио-гидов, которые включаются по датчикам, стереозвук, отличный свет, проекции, большие архитектурные объекты и стейдж-дизайн, позаимствованный из театра и концертных залов. В том же Манеже используются театрализованные аудио-гиды-постановки.

AR (дополненная реальность - прим. ред.) встречается редко, этот проект сложен в эксплуатации. Vision pro (гарнитура смешанной реальности - прим. ред.) - очень дорогая, а в телефоне что-то грузить не каждый хочет.




- Знаю истории, когда зрителей укачивало от увиденной анимации. Где та тонкая грань, когда цифровое искусство не мешало бы искусству традиционному?

Без названия (38).png   

Когда-то люди падали в обморок от фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда», поэтому нет ничего нового в том, что современных людей укачивает, например, от генеративной графики. Я, скажем, вспоминаю раннее детство и тканую спинку своего диванчика, узоры на которой, если долго смотреть, начинали двигаться, кружиться и становилось страшно так, что я резко закрывала глаза. Чем не видеоарт?! Не думаю, что новое искусство мешает традиционному. Новое всегда вторгается в традицию, взрывает ее, но и обогащает, дополняет собой. Любому искусству мешает отсутствие внутреннего содержания, заполнение внутренней пустоты генеративными разводами на экране. Пустота таким же образом проявляется и в живописи, и в музыке, нет разницы, о каком жанре вести речь. Просто сейчас я замечаю много такого именно в видеоарте. Хороший художник может использовать любые новые технологии, смешивать их между собой, миксовать с традиционными, приправлять это все научными открытиями, добавлять щепотку иронии, посыпать перцем «социальных высказываний» и вообще творить все что на душу взбредет! 


- Каким образом технологическое искусство влияет на возможности восприятия и взаимодействие зрителя с произведением?

Без названия (38).png   

Уже несколько десятилетий во многих культурных институциях зрителя интегрируют в произведение искусства, превращая из наблюдателя в участника. В театре это и вовлечение в диалог, выход за четвертую стену, и сайт-специфический театр, который убирает границу между зрителем «в зале» и артистом «на сцене». Иммерсивный театр предлагает не просто вовлечение в игру, но зачастую и проживание некого уникального опыта, где есть максимальное погружение и участие зрителя в процессе. Таким был спектакль Playthings компании SIGNA  (Дания), спродюсированный нами в рамках фестиваля «Новый европейский театр» в 2019 году. С приходом пандемии цифровые технологии проникли везде – в театры, музеи, так как это было единственным шансом продолжать работать. Мы с коллегами из «Точки доступа» изобретали спектакли в ZOOM, в чатах в TELEGRAM, цифра помогала нам в период изоляции делать мощные международные проекты. А в БДТ тогда поставили «Вишневый сад» в Minecraft, и эта вроде бы шутливая ковидная штуковина подчеркнула вполне внятную тенденцию – играть концерты, ставить спектакли внутри цифровой среды, или делать гибридные проекты, фиджитал арт. 

Смешно сейчас вспоминать, что несколько лет назад «спектакль-бродилка» в наушниках и со считыванием куар-кодов на разных локациях считался экспериментальным. Теперь это общее место, «все так делают». Зрители тоже развиваются год от года и для них теперь активное участие в восприятии предмета искусства – нормальная штука. Теперь уже недостаточно «просто смотреть» – надо участвовать. 

Технологическое искусство «раскачало» и натренировало восприятие, предоставив массу новых медиумов, через которые передаются ощущения, создаются реалистичные иллюзии и т.п. Одновременно с этим хочется и тактильных «аналоговых» впечатлений. Поэтому я так люблю наш фестиваль «Ночь света» – он показывает технологичное искусство, но в абсолютно реальном и очень тактильном пейзаже. 



- Новые технологии дают подспорье для взаимодействия с арт-объектом. Можно ли утверждать, что теперь зритель – не просто наблюдающее и созерцающее лицо, а полноправный участник процесса?

 Без названия (19).jpg  

Мартин Хайдеггер в своем труде «Бытие и время» сказал: «Мир - это не объект, мир - это то, в чем можно жить». Позволю себе перефразировать это утверждение: «Новые технологии в искусстве и культуре - это то, в чем можно жить». А значит зритель, действительно, есть полноправный участник процесса, поскольку он уже не просто наблюдает, но проживает некую художественную реальность. Проживает, то есть получает опыт. И логика тут простая - метамодерн (эпоха, в которой мы сегодня существуем) это такой маятник, колеблющийся между модерном и постмодерном. Новейшие технологии - суть именно эпохи метамодерна, так как возникла потребность найти выход из кризиса, а значит, не только получать контент, как это было ранее, но переживать и проживать его как опыт. А это всегда связано с коммуникацией. В этом плане именно экспериментальная область медиаискусства как раз и дает в полном масштабе возможность переживания и проживания контента и интерпретации информации в разных контекстах. 



     
Без названия (45).png  

Не всегда. Если быть грубым в формулировках, то медиаинсталляция или «Медиаарт объект» направлен на осмысление пространства, в котором оно/он находится. К примеру, какая-нибудь лазерная инсталляция может превратить грязный подвал в космический корабль. А другие инсталляции направлены на взаимодействия с человеком, это достигается при помощи всевозможных датчиков и прочих устройств и методов. У таких инсталляций начинает меняться визуал или звуковое полотно из-за присутствия человека/людей. А есть цифровое искусство, условно называемый диджитал арт, картины написанные при помощи специализированного программного обеспечения. И на эти работы мы смотрим, словно в классической галерее, просто вместо изображения в  деревянных рамках мы видим его на цифровых экранах. Вообще важно отметить, что единого глоссария в мире по медиаискусству еще нет. И четких границ еще не провели, каждый называет по своему: медиаискусство, цифровое искусство, искусство новых медиа, медиаарт и так далее… 

Да и еще во времена Дюшана и русских авангардистов, многие арт-объекты взаимодействовали со зрителями (может, и в эпоху Возрождения тоже). Интерактивность искусства - не открытие XX-XXI века. Просто в медиаискусстве, как и в любом виде современного искусства, это довольно частый прием. Очередной способ сломать четвертую стену и приблизить к зрителя, возможно художники стали часто пользоваться интерактивностью из-за глобальных скоростей и объемов потребляемой информации и событий. 

Кстати, есть одна проблема, о которой хочется сказать: некоторые представители, так сказать, классического искусства отказываются понимать медиаискусство, в тоже время современные творцы не хотят постигать классическое искусство и искусствоведения. Те и другие живут в своих мирках, радуются своему и ругают чужое, но, может, это в природе человека, постоянно противопоставлять…



     
 Без названия (43).png  

Несколько лет назад цифровые проекты можно было встретить только в галерейных пространствах и центрах современного искусства, а новые медиа являлись чуть ли не отдельным субкультурным явлением. Теперь же мы все чаще встречаем проекты дополненной реальности и искусственного интеллекта внутри экспозиций, кинекты (сенсорные игровые контроллеры - прим. ред.) стали чем-то привычным, а аудиовизуальные форматы - базовыми. Все это можно обнаружить по соседству с традиционным искусством. 

В итоге интерактивная составляющая не просто перестала вызывать вопросы у зрителя, она стала тем, что каждый неосознанно ищет внутри экспозиции, стараясь включить себя в произведение, вступить с ним в прямой диалог. Стремительное развитие технологической среды и клипового мышления превращает любой интерактив в «десерт» для молодого поколения и «перчинку» для представителя старшего, музеи же с радостью дополняют экспозиции «развлекательными» элементами или «расширяют» произведения из коллекций при помощи искусственного интеллекта, не боятся располагать их среди традиционной живописи. 





- А каковы перспективы медиаискусства? Чего нам ждать?

 Без названия (19).jpg  

Сейчас во весь голос начинает звучать Фиджитал, то есть качественно новое пространство коммуникации человека и искусства / культуры. Этакий гибридный ландшафт, соединивший классические и цифровые формы. Думается, развитие именно этой сложной и пока еще как будто бы иноязычной экспериментальной области, нам всем и стоит ждать. Поскольку сегодня именно новейшие технологии и культура есть две неотъемлемые, взаимообусловленные, отражающие и взаимодополняющие друг друга части единого эволюционного целого, которые только в диалогической форме способны сформировать качественно новое пространство.



       
 Без названия (43).png  

Я бы сказала, что актуальное медиаискусство последнее время становится все ближе к науке. Поле для экспериментов обширно, можно найти бесконечное количество тем для исследования, при этом научное искусство бывает невероятно романтичным или ироничным. 

Открытость консультирующих специалистов и научных сотрудников поощряет стремления художника вглядываться, рефлексировать на ту или иную составляющую окружающего и внутреннего миров. 

А вот фиджитал формат позволяет зрителю заглянуть за границу цифрового пространства, не покидая привычное нам физическое. Не самое простое направление для выставочной деятельности, требующее серьезного технического оснащения и подготовки пространства, но для перформативных практик - это легкое, логичное развитие и новые возможности. Для сценографов - новый софт и общее упрощение работы, для танцхудожников - дополнительная реальность (буквально) и новая форма взаимодействий, для медиахудожников же - пространство, не ограниченное законами физики, любые эксперименты со звуком и количеством каналов видео.



     
 Без названия (45).png  

Наверное, маппинг на луне... и межпланетных инсталляций. А если серьезно, то медиаискусство прекрасно тем, что соединяет в себе несколько способов познания окружающего нас мира: науку, искусство и технологии. Что касается технологий, то, к сожалению, многие испытывают предрассудки и страхи даже перед пресловутым ИИ, но это не мудрено. Видала уже история отчаянных «умников», разбивающих промышленные станки. Однако прогресс не проводит опросов и не учитывает мнение людей, прогресс просто несется вперед, чтобы людям жить было удобнее и приятнее.


     
Без названия (38).png  

Мне как продюсеру кажется, что нам не надо ждать! Нам нужно создавать условия для развития медиаискусства. Нужно придумать больше образовательных проектов по медиаискусству, с углубленным погружением, с исследованиями его возможностей, изучением истории искусства глобально. Нужно создавать поля для взаимодействия людей из искусства, науки и технологий, творческие лаборатории. Нужно сохранить возможность эксперимента и давать шанс на реализацию замыслов всем, кто активно этого хочет. 

А художникам, наверное, в будущем придется искать точки соприкосновения цифрового и физического, балансировать на стыке реального и диджитального, расширять инструментарий, чтобы впечатлить все более и более искушенного зрителя. Лишь бы в этой гонке творческих вооружений не потерять чего-то самого главного, человеческого, искреннего и настоящего.



     

Фотографии предоставлены организаторами проекта.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

15.12

Василий Кандинский - человек, который видел звук и слышал цвет

Выставки
Русский музей
31.07

Весть из Русского музея

Многонациональный Петербург
29.02

Писатели народов России: а вы их знаете?

Интервью
Искусство
27.06

Тур по мастерским: Марина Азизян

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все