Заставка: Noom Peerapong on Unsplash
Искусство

27 декабря 2022 года

Народы России в документальном кинематографе

Международный день кино ежегодно отмечается во всем мире 28 декабря. В Год культурного наследия России портал «Культура Петербурга» подготовил для вас небольшую подборку документальных фильмов о многонациональной России.


РГО.jpg

Фильмы РГО

Ежегодно по заказу и на гранты Русского географического общества создаются новые фильмы о географии, истории и тайнах России. Среди них есть видеоуроки, художественные ленты, документальное кино и даже мультфильмы. В Год российского кино Русское географическое общество открыло собственный видеопортал. Здесь представлены все фильмы Общества, созданные при участии известных российских географов, биологов, этнографов, экологов, палеонтологов и путешественников Русского географического общества.


«К соседям с любовью…»


Настя приезжает в гости к старым друзьям своей бабушки, которая имеет много добрых приятелей в Бурятии, Казахстане, Дагестане, Белоруссии, Осетии, Татарстане. Это сериал из семи документальных фильмов, где каждая серия фильма – это одно путешествие, во время которого героиня попадает на национальные и религиозные праздники, семейные застолья, слушает традиционные национальные песни.


«Душа танца»


Это цикл из пяти фильмов по 20-25 минут, посвященных танцевальной исконной культуре народов России и ее ближайших соседей.

Вместе с Анастасией зритель сможет не только выучить некоторые движения традиционных танцев, но и постичь сакральный смысл многих, простых на первый взгляд, движений, узнать глубокие корни их происхождения и обрядового значения. А еще зрители буквально окунутся в бескрайнюю красоту природы, песенную и поэтическую атмосферу народных стихов и легенд.


Кадр из фильма. Скриншот

«Возьмемся за руки, друзья!»

Картина посвящена праздникам разных народов, представители которых живут в Санкт-Петербурге. Зрители узнают, как евреи отмечают хануку, финны — юханнус, а латыши — лиго. Особое внимание авторы фильма уделили тем торжествам, которые люди разных национальностей празднуют вместе. Среди них — Рождество, Масленица, Сабантуй.

Также героями фильма стали участники фестиваля любительских коллективов национально-культурных объединений «Возьмемся за руки, друзья!». Этот праздник ежегодно проходит в Петербурге с 1999 года. Его цель — сохранить искусство и традиции разных народов, которые живут в этом городе. Посмотреть


Источник: www.jewish-museum.ru

«Камбак (Перекати-поле)»


Фильм рассказывает о современной традиционной народной культуре ногайцев проживающих на территории Карачаево-Черкесской республики, Ставропольского края, Республики Дагестан и Астраханской области. В фильме представлены такие обряды как укладывание в колыбель, свадебные обряды, фрагменты народных танцев, песенных и инструментальных жанров. Посмотреть


Источник: www.jewish-museum.ru

«Месторождение»

Действие фильма происходит на современном сибирском Севере, который для одних является местом рождения, а для других – месторождением. Хантыйская семья занимается оленеводством, охотой и рыболовством. Ее стойбище располагается в 15 километрах от нефтестанции. Посмотреть


Источник: www.jewish-museum.ru

«Книга тундры: Повесть о Вуквукае – маленьком камне»

Масштабная киноэпопея о тундровой чукотской семье. Герой фильма — семидесятидвухлетний Борис Вуквукай, бригадир сельхозпредприятия «Чаунское», старейшина чукотского оленеводческого рода ведет традиционный образ жизни вместе с членами семьи в нескольких поколениях, выпасая оленей. В своем монологе Вуквукай сетует, что дети уезжают на учёбу и потом не возвращаются в тундру. Между тем, десятитысячное стадо уже давно планируют разделить, но нет пастухов. Посмотреть


Скриншот 02.jpg

«Многоконфессиональная Россия»

  • Фильм 1: Он посвящен людям, исповедующим разные религии. Фильм рассказывает о положительном опыте межконфессионального соседства в Республике Татарстан.
  • Фильм 2: Он посвящен людям, исповедующим разные религии, и тому, как во многих городах православным, католикам, мусульманам и иудеям удается жить в мире.

Кадр из фильма. Скриншот

«Ингерманландские финны. Выбор судьбы»

Ингерманландские финны (самоназвание– su om alaisia)– одна из групп финноязычного населения, издавна проживающая в центральных, северных и западных районах Ленинградской области и на территории современного Санкт-Петербурга. Это, по одной версии, субэтническая группа финнов, по другой версии - самостоятельный финно-угорский этнос, образовавшийся в XVII веке на территории исторической области Ингерманландия. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Приносил им песни ветер... Ижора»

Фильм представляет один из «уходящих» аборигенных народов Ленинградской области – ижору. Древняя история и культура ижор является неотъемлемой частью мировой цивилизации. Шесть ижорских рун включены в народный финно-угорский эпос «Калевала». Знаменитую исполнительницу эпических и бытовых песен, плачей и заговоров Ларин Параске слушал великий Сибелиус. Ижоры – поющий народ. Их песни составили 9 книг в 33-томном издании песен прибалтийско-финских народов, опубликованном в Финляндии. Сегодня в деревнях южного побережья Финского залива живет всего 176 ижор. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Коми — край северный»

Республика Коми — край несметных природных богатств и территория самобытной культуры северных народов. О коренном народе коми, его истории, его самобытной культуре, сегодняшнем дне республики, которая является одним из самых крупных национально-государственных образований РФ. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Удивительное путешествие в тундру»

Герой фильма отправляется на краешек земли в поисках счастья, знакомится с удивительной и самобытной культурой жителей сурового северного края. Вы встретитесь с пастухами-оленеводами и их многочисленным стадом, увидите бескрайние снежные просторы, установку чума и познакомитесь с его приветливой хозяйкой, узнаете множество интересных подробностей из жизни ненцев – кочевого народа севера, а также увидите, какие животные живут в тундре.

Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Хребет России»

Документальный цикл, посвященный истории и быту Урала: как Ермак покорил Cибирское ханство, Русь превратилась в Россию, а Урал стал ее хребтом. В фильме зрителям показывают несколько потрясающих мест — старинное селение Орeл-городок на Каме, остров Чусовского городка, недра Кунгурской пещеры, Ермаково городище, легендарную скалу Ермак и речку Серебряную.

Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Русские в еврейской школе. Воспитание толерантности»

Фильм рассказывает об одной петербургской еврейской школе (их всего в Санкт-Петербурге четыре), куда очень стремятся устроить своих детей русские родители. И вот в такой многонациональной школе они изучают древнюю еврейскую культуру, песни, обряды и танцы… А также посещают Израиль. В фильме много наблюдений, юмора и иронии. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Тайны Древнего Иристона»


Иристон — название Северной и Южной Осетии на осетинском языке: Цагат Иристон и Хуссар Иристон. Древний Иристон – Колыбель осетинского народа, эта живописная локация в Северной Осетии наполнена красотой первобытной природы, атмосферой прошлого и таинственного, овеяна рассказами и легендами. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Вепсы. Древо жизни»

Документальный фильм рассказывает про древний народ вепсы, малочисленный финно-угорский народ, тысячелетиями живущий на землях своих предков — в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях. Вепсы живут в Бокситогорском районе и в селе Винницы на реке Ояти и ее притоках в Подпорожском районе Древо жизни — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом возле села Винницы, Подпорожского района Ленинградской области. По переписи 2002 года в Ленинградской области учтено 2019 вепсов.В фильме звучат стихи вепсских поэтов А. Андреевой и М. Башнина.

Древо жизни — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом возле села Винницы, Подпорожского района Ленинградской области. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Бесермяне. По дороге к зеленым холмам»

Уже в 13 веке в Русских летописях упоминался народ под названием бесермяне, живший на Волге и в нижнем течении реки Камы.Их предки – выходцы из южной ветви удмуртского народа - изначально жили на территории Волжской Булгарии. После того, как она была разгромлена ханом Батыем, бесермяне из Поволжья отступили на Север. Сегодня бесермяне живут в Удмуртии и на северо-западе Кировской области, в районе реки Чепцы и говорят на особом наречии удмуртского языка. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Эвены. Оленные люди»

Эвенки общей численностью 30908 человек расселены группами на огромной территории Сибири и Дальнего Востока.Самоназвания — эвен (здешний, местный), орочел (оленные). С 1930-х гг. слово «эвен» стало общим этнонимом. Ранее эвенов называли ламутами и тунгусами от слова «лам» — море. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.В России — 19 тыс. человек. Они пришли с западного берега Охотского моря и обосновались в незаселенных никем горах вдоль берегов реки Быстрая. Но, как бы не называли этих аборигенов Камчатки их соседи, сами эвены предпочитают именовать себя «оленными людьми». За двести лет кочевого одиночества, вдали от родственных племен, они смогли сохранить уникальную оленеводческую культуру, следуя законам Матери-Земли - Энин Буга... Посмотреть

Кадр из фильма. Скриншот

«Энцы. Носители редчайшего языка»

Энцы являются очень малочисленным коренным самодийским народом Севера. Название народа произошло от слова «эннэчэ» – «человек», «мужчина». Ввел его в 1930-е годы лингвист и этнограф Георгий Прокофьев, а официальным оно стало в 1980-е. Но сам народ себя так не называет. Тундровые энцы зовут себя «сомату» – по имени одного из родов. Лесные – «пэ-бай» («лесные баи»).

Энцы — носители редчайшего на Земле языка, который долгие века был бесписьменным. Статус письменного он получил последним среди пяти коренных языков Таймыра. Первый букварь на энецком появился только в марте 2020 года. В нём — 37 букв, три из них — специфические, энецкие. Посмотреть


Кадр из фильма. Скриншот

«Саамы Кольского полуострова»

На Кольском полуострове живет один из самых малочисленных народов мира. Но еще в I веке до н. э. этот народ удостоился внимания греческого историка Тацита: «Пришлому здесь холодно и голодно, но местные люди живут вольготно и сытно. Умеют работать, умеют и веселиться». Местные саамы своей столицей считают поселок Ловозеро. Здесь они создали свой центр культуры, музей, школу, училище. Посмотреть

Заставка: Noom Peerapong on Unsplash

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все