Опубликовано: 21 апреля 2023 года
18 апреля Петербург отмечает Международный день памятников и исторических мест.
Незадолго до этого события в Северной столице открылась необычная выставка. На ней представлены скульптуры, которые могли бы появиться на набережных и в скверах Петербурга. Большинство этих работ уже получили положительные отзывы жюри на конкурсах, но по каким-то причинам пока не украсили ландшафт города.
Портал «Культура Петербурга» отправился в выставочный зал Комбината «Скульптура», чтобы оценить экспозицию «Скульпторы - городу».
Многие работы, представленные здесь, были созданы известными городскими скульпторами, членами Союза художников, чьи произведения петербуржцы регулярно наблюдают на улицах и площадях. А нашим гидом стал заслуженный художник РФ, почетный член Российской Академии художеств, главный художник ООО "Комбинат "Скульптура" Борис Михайлович Сергеев.
«На выставке представлена моя композиция «Блокадный алтарь», которую я создал по воспоминаниям мамы-блокадницы, - рассказывает Борис Михайлович. - История, рассказанная при помощи дерева и камня, получилась очень трагичной: здесь и блокадные саночки, и люди, замерзшие в очереди за хлебом. Но такова правда о Блокаде».
Большая часть работ, демонстрирующихся здесь, посвящена Блокаде и Великой Отечественной войне. Самое сильное впечатление лично на меня произвели произведения, связанные с детскими концлагерями. 80 лет назад они располагались в окрестностях Северной столицы: в Красном селе, Гатчине и Вырице.
Плюшевого медвежонка, лежащего на камне в окружении колючей проволоки, сложно забыть. Этот образ лаконичен и страшен одновременно. Скульптура «Тедди» была создана Василисой Карповой в 2009 году для конкурса памятников, планируемых для размещения в Красном селе. Но, несмотря на положительные отзывы жюри, победу одержало другое произведение.
Среди других ярких работ можно назвать: фигуру учительницы и памятник героям, погибшим на Невском пятачке (скульптор Галина Додонова), «Блокадную Мадонну» Клавдии и Светланы Терентьевых и «Сострадание» Алексея Коларькова.
Многие скульптуры на выставке сопровождены пояснительными записками и фотографиями, демонстрирующими предполагаемое размещение памятников. Особенно интересно в этом отношении выглядит работа «Жена моряка». На предпроектном предложении показано, как изящная женщина в окружении птиц и лент, парящая над водой, может идеально вписаться в ландшафт города.
«Когда работа выставлялась на конкурс, планировалась, что она будет располагаться на побережье недалеко от «Балтийской жемчужины», - продолжает Борис Михайлович. - Но пока скульптура не нашла своего места в Северной столице».
Один из залов выставки посвящен творчеству Альберта Чаркина. Петербуржцы наверняка знакомы с такими его произведениями как памятник Остапу Бендеру на Итальянской улице, Сергею Есенину в Таврическом саду, бюсты Петра I на Московском вокзале и В.П. Чкалова у одноименной станции метро, ну и, конечно, памятник Александру Невскому на площади, носящей имя князя.
Многие работы Альберта Чаркина были созданы на Комбинате «Скульптура», открытом, кстати, еще в 1974 году.
На экспозиции же гости могли увидеть не только миниатюры известных произведений Чаркина, но и познакомиться с другими его скульптурами. Например, с несколькими версиями памятника Фёдору Шаляпину или почти пятиметровой моделью монумента «Андрей Первозванный». Увеличенный вариант фигуры апостола автор мечтал разместить на одном из фортов Кронштадта недалеко от Морских ворот.
В советские годы скульптурный комбинат был одной из центральных площадок по созданию пластических произведений. Но и сегодня в мастерских предприятия продолжается работа над монументальными проектами, которые в ближайшие годы займут свое место в городской среде и на территории предприятий в разных городах России.
Как уже говорилось, сам комбинат существует почти полвека. И если в советские времена он был одним из пяти городских комбинатов, создающих объекты культуры и искусства, то теперь является единственным действующим.
«Когда-то творческим руководителем комбината был Альберт Серафимович Чаркин, - вспоминает заслуженный работник культуры РФ, президент ООО «Комбинат «Скульптура» Юрий Михайлович Павлов. – Благодаря, в том числе, его усилиям удалось сохранить творческую и производственную базу для создания высокохудожественных произведений скульптуры. Мечтаем, чтобы наша организация носила его имя».
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться