Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?
Искусство

Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?

Опубликовано: 20 ноября 2023 года

«Культура Петербурга» побывала на Молодежном форуме «Культурный код – 2023».

15 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете состоялся II Молодежный форум «Культурный код — 2023». В этом году мероприятие было посвящено вопросам познания истории через культуру, искусственный интеллект и роль традиционной культуры в современном обществе.
  
В мероприятии участвовали: Ованес Петросян, (директор Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ, доцент кафедры математического моделирования энергетических систем СПбГУ), Анна Никитина (старший преподаватель Кафедры дизайна СПбГУ), Николай Курганов (директор Центра по изучению, сохранению, реставрации и актуализации объектов культурного наследия СПбГУ и Владислав Архипов (заведующий Кафедрой теории и истории государства и права СПбГУ).

Я не могла остаться в стороне и побывала на круглом столе, где спикеры и аудитория обсуждали «является ли генеративная культура культурой?».

Забегая вперед, уже хочу сформулировать свой ответ, ведь многих волнует вопрос: «Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?». Но если заменить слово нейросеть на гуашь, акварель или карандаши, получится абсурд. Акварель не победит художников, как не победит их и искусственный интеллект. Он – лишь инструмент и некий посредник в создании контента. 
photo_2023-11-16_15-57-02.jpg

В своей работе я активно пользуюсь нейросетью, которая занимается генерацией фотографий. «Культура Петербурга», как и все СМИ, соблюдающие авторское право, не может использовать любые фотографии для своих статей. Поэтому в процессе оформления журналистских материалов я начала активно использовать нейросеть в качестве инструмента для создания визуального сопровождения своей еженедельной подборки «Свидания в Санкт-Петербурге». Название приложения и все вводные, которые я задаю при написании промпта (набора характеристик, которые позволяют программе выдать ожидаемый результат) я делиться не буду, но скажу, что одна из вводных - это стиль картин Пикассо, Дюфи и Кандинского.

Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?1
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?2
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?3
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?4
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?5
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?6
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?7
Победит ли нейросеть художников и дизайнеров?8
Безусловно, сходство с картинами мэтров есть, но любой человек из мира искусства, обладающий мало-мальски представлением о творчестве художников, в момент выявит их «репликативный» характер. Нейросеть перенимает культурный код, но сам «гений» и «талант» она перенять не в состоянии. В фильме Джармуша «выживут только любовники», в наше же время выживают лишь сильнейшие деятели, которые в состоянии адаптироваться под ход современных тенденций и подстроиться под новую вариативность инструментов.
kandinsky-download-1700140609834.png

По данным ВЦИОМ лишь 63% знают о нейросетях, в том числе 12% хорошо осведомлены о них, а 51% — что-то слышали. 

Еще один острый угол в вопросе искусственного интеллекта возникает в области авторского права. Как правило, эту тему поднимают люди, которые ничего не создавали через нейросети. ИИ (искусственный интеллект) – капризный товарищ, он до сих пор любит создавать работы с 3 руками и 6 пальцами, чтобы добиться идеального итога почти всегда нужно потратить немало времени, попыток в написании характеристик и знать массу тонкостей.

Говоря о том, что роль «художника» здесь незначительна – некий абсурд и большая неточность. Почти каждый из нас работает в Word, но ведь Microsoft не претендует на авторское право каждой из созданных в ней работ. К слову, это касается и Photoshop. Поэтому данный аргумент и мысль довольны деструктивны.

Закончу свою статью перефразированной мыслью Ованеса Петросяна, директора Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ, именно ему удалось ответить на вопрос, вызывающий внутренне противоречие, у меня, гуманитария и не 100% технокарата. Несмотря на предыдущие характеристики, к новым технологиям я отношусь с большим воодушевлением и некой безоговорочной симпатией. Так вот, я не могла понять, кто те люди, которые могут быть настроены к ИИ резко негативно. Ованес привел пример аудитории, где сидят 20 студентов перед контрольной, но вот в помещение заходит 21-ый, тот самый, которому известны все возможные вопросы и ответы экзамена, реакция на новенького будет неоднозначной: кто-то ему обрадуется, а другой будет настроен враждебно. Подобной реакции не возникнет, если этот 21 студент не будет отличаться от своего студенческого коллектива. Также и с нейросетью.

kandinsky-download-1700141352492.png

Абсолютно нормально что-либо не понимать и быть в чем-то неуверенным, но также важно иметь осознание, что подобные страхи – иррациональны, открытость ко всему новому и стремление к новым знаниям – вот залог успеха.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Новый год
История
03.12

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?

Кино
12.01

Неизвестная сторона жизни Осипа Мандельштама

Ко дню рождения Осипа Мандельштама (14 (2) января 1891 года) мы подготовили рассказ об одной из малоизвестных сторон его жизни, а именно — увлечении кинематографом.

Многонациональный Петербург
Год культурного наследия народов России
22.06

Дивеевская игрушка в гостях у Санкт-Петербурга

Год культурного наследия народов России
Многонациональный Петербург
27.12

Народы России в документальном кинематографе

Многонациональный Петербург
08.01

Комната сказок в Аничковом дворце

Смотреть все