Поэты поздравили петербуржцев с Днем города
Искусство

24 мая 2023 года

Поэты поздравили петербуржцев с Днем города

Петербургские поэты поздравили любимый город с Днем рождения. Фото: Ирина Иванова.
Публикация подготовлена совместно с петербургским поэтическим фестивалем «В Контексте Классики».

Ольга Вишневская

***

Не радует ни снегопад,
ни индекс Хирша,
Ростральные колонны спят,
и с ними — Биржа,

морозный мартовский рассвет
блестит лучами,
разбудит университет
вахтёр ключами.

Ледышки острой чешуёй
покрыли воду,
кружат ветра над головой,
несут свободу.

Васильевский, для ворожбы
ладони дай мне,
на линиях твоей судьбы —
сплошные тайны.

Пытаясь тайны разгадать,
а может — просто,
я прихожу не умирать
на этот остров.

 

Андрей Демьяненко

 

Красный фокус

На Финляндском вокзале
под шпилем застряли
два воздушных шарика
красных.
Они бились на ветру,
так даже сердца не бьются,
только чашки.
Шарики смеются,
всех встречают
алыми ртами,
выкрикивая свою привязанность.
В блёклом Петербурге
они выглядят инородно,
люди идут мимо хмуро,
у них праздники по расписанию,
а значит – не скоро.
А у меня сейчас праздник –
два сердца воздушных Мир раскрасили,
и это только начало,
я видел, как они здание вокзала приподняли
и показали под фундаментом островок зелёной травы.
На мгновение показали,
этот фокус они решили оставить до весны.

 

Катерина Невское-Облако

 

Жёлтый фонарь тупо пялится в старый мост.
Вечер так нежен, а рядом сидящий чёрств.
Он молчит. Над Фонтанкой нависло седое облако.
Тишина неуютна, шершава, домоклова.

Так сложилось: у самых любимых
Есть кто-то дороже меня.
Я бреду только этой дорогой, и тянет вперёд колея,
Ни сойти, ни свернуть, ни что-либо третье, прочее.
Держа за руки близких, я будто стою на обочине.

Облако в небе растаяло, будто бы стало светлей.
Жёлтый фонарь проливает на мост елей.
В его свете мне видно чуть больше воочию.
Моя жизнь – это вечная, долгая очередь:

Я стою всегда сбоку, в тени, в стороне.
И хочу, и боюсь оставаться наедине.
В темноте этой ночи Фонтанка похожа на брючину,
А рука на запястье моём – на наручники.

 

Максим Лисичкин

 

/ВЕТКИ/


От скрежета метрополитена противно,
растянулись тоннелей тентакли.
Ты меня ждёшь на "Спортивной",
и я тебя жду на "Спортивной",
но между нами Нева не так ли?
На станции - бесхозный предмет.
В перегоне сквозит и холодно,
истерически мерцает свет.
Последний вагон наших доводов.
В крик срывается разговор -
предъяв перечень береги. 
Визг вагонов - лучший цензор
и поручень вместо руки.
Мчишься к ней на поездах,
километры глотаешь трасс,
взлетаешь с аэродромов,
Будто никогда не существовало нас -
таких близких и бесконечно знакомых.

...
"Осторожно, двери закрываются! 
Следующая станция - «Расставание»".
Открывай глаза - дурью маяться
хватит, выдохлось как вино обаяние.
Обезьяньи пляски друг перед другом
как перед зеркалом кривым -
отношения без колец
на кольцевой
замкнулись кругом.
Тебе на этой выходить, 
а мне к веткам другим.

... 
Толпу толпа локтями нахально
давит в бока убого.
Спальный район устал быть спальным -
спать одному одиноко.
Всё не чётко - где гетто, где центр.
Свитер - вторая кожа. 
«Купчино по ощущениям», скажет гидрометцентр.
Гопник - фрилансер тоже. 

...
Ну что, до «Зенита»? А может заката? 
Парк 300 не для тебя -
туристам
тесно в выходной день. 
Берег,
вино,
поцелуи,
ссоры,
слёзы - всё быстро.
Солнечный круг уходит за Лахты тень.
Выходить из себя проще,
чем из вагона.
Панцирь становится толще
После каждого сказанного слова. 
"Осторожно, двери закрываются. 
Следующая станция «Выхино».
Ничего же себе
ты выкинул

...
Ты подключаешься к WiFi ,
вставляешь наушники, 
достаешь Мураками. 
Мальчик, всё, DON'T CRY
Больше не соприкоснётесь руками. 
Тебя уткнувшей свой милый носик в книгу 
последний скриншот уходящего поезда - как фигу
мне в лицо.
Да, мужик...
Истеричное что-то выкинул,
Потерял женщину.
Молодцом!
Ну что, добился в любви успеха?
Ты никогда не простишь себе.
Куда бы я не ехал,
Я
всегда
еду к тебе.

 

Елена Рид

 

Переведи меня

Над Ниеншанцем тучи ходят хмуро,
Чухонский чёлн несётся по реке,
На берегу сутулая фигура
Бездомного в дырявом пиджаке.

Он столько раз расталкивал локтями
Толпу зевак у храмов и дворцов,
Он столько раз вылавливал сетями
От льда освобождённых мертвецов,

Он столько слышал выстрелов и жалоб,
Что вечность не меняет на года.
Сидит в тени разросшейся державы,
Несущейся с Невою в никуда.

Когда в церквах поют: "Приспе година",
Река клокочет, и народ бурлит,
У Анны снова отнимают сына,
И под каретой рвётся динамит,

На площадях разлиты лужи крови,
Узоры молний прорезают тьму,
Тогда он, одинокий, души ловит,
Всех принимает, кто спешит к нему.

В такие дни, когда твой дом - не дом,
И не спастись молитвой и трудом,
Кто не страшится стать перед судом,
Спешит прийти к руинам Ниеншанца.
Там он стоит, как время, как гранит,
И гроздь ключей в его руках звенит.
Он смотрит на пришельца, говорит:
"Поверь, здесь больше нечего бояться".

Стекаются к нему со всех сторон,
Из коммуналок, домиков, хором,
Из новостроек и с проспектов-просек.
Он чинит лодку и бранит ворон,
Он Петербурга призрачный Харон,
Он знает путь, он ничего не спросит.

 

Рахман Кусимов

 

Осень

Как в шелках, весь в долгах и загвоздках,
Весь в трухе от наломанных дров,
Я вдыхаю встревоженный воздух
Петербургских осенних дворов.

И впивается, будто когтями,
Мысль, что счастье даётся - в кредит:
Это груз непрощённостей тянет,
Это память о них бередит.

Как пронзительно слово "спасибо",
Если капли стекают со щёк...
Научившись прощаться красиво,
Отпускать научиться б ещё.

Ибо, кем бы ты ни был на свете,
Чтил бы свет или верил во тьму, -
Победивший былое - бессмертен,
Только нужно ли это ему.

 

Дина Филатова

 

***

Я хожу 
на выставки.
Ухожу с выставок.
Думаю - что здесь делаю?

Неистово
трамваи спешат по улицам-линиям,
увозят с собой мою молодость.
Такая погода - гроза, - голова
практически раскололась.
А, может, это сбитый режим,
бессонные ночи
и чай.
Насколько просто дружить?
Смеяться,
молчать.

Мне кажется,
движется
всё
слишком быстро.
Как искры
на проводах,
как мысли.
Как молнии
в небесах
грозовых.
Голова не справляется,
сердце стучит.
Надо, 
наверное,
выспаться.

Надо 
пойти
на выставку.

 

 

Саша Никонов

 

 

                              Помчимся в трамвайной упряжке,

                                    с собою не взяв никого,

                                    почти что

                                    от берега Пряжки

                                    до самого ЦПКиО!

                                    (Г. Григорьев «Катание на тройке»)

 

Острова кроят рукава Невы.
Призрачный трамвай из чужой строфы
может здесь привидеться, невесом…
Обозренья вращается колесо.
И мечтает о молниях летних гроз
на электроскрипку похожий мост.

Острова кроят рукава Невы.
Мы когда-то тут были с тобой на «вы»
и друг другу но́вы, из лучших чувств
о себе в речах привирая чуть,
посреди такого же сентября,
на почти свиданиях втихаря.

Острова кроят рукава Невы.
На елагинской стрелке дежуря, львы
держат мяч под лапой – тревожить сон –
но не смотрят гордо на стадион.
Рядом яхты белей, чем в твоей руке
сливочный пломбир в вафельном рожке.

Острова кроят рукава Невы.
Дебаркадер старый давно привык
к летаргии своих ленинградских снов.
На мели, увы, не пойти на дно.
А вокруг, привычный меняя вид,
петербуржцам будущее дерзит.

Читайте также:  Наталья Ковалевская записывает стихи на ладонях и трамвайных билетиках (spbcult.ru)

Ольга Надточий: «Повод для творчества найдётся всегда» (spbcult.ru)

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все