Картины с поцелуями в музеях Санкт-Петербурга
Искусство

30 июня 2023 года

Картины с поцелуями в музеях Санкт-Петербурга

Заставка: unsplash.com | Etienne Girardet
6 июля отмечается Всемирный день поцелуев. Он празднуется энтузиастами в более чем 60 странах мира. Самое раннее упоминание о поцелуе встречается в Ведах, священных писаниях Индии около 3500 лет назад. Фундаментальные физиологические и психологические особенности человеческого поцелуя изучаются в рамках научной дисциплины — филематология. 

«Культура Петербурга» подготовила к празднику подборку картин с поцелуями, которые находятся в экспозициях и фондах музеев Северной столицы.

Государственный Русский музей



К. Е. Маковский. «Поцелуйный обряд» (1895). Фото: rusmuseumvrm.ru

Поцелуйный обряд — старинная русская традиция чествования гостей. Наиболее красочно ее описал барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году. В конце обеда, когда гости уже поели, муж вызывал жену или дочь. Она приходила в сопровождении еще нескольких женщин и приносила вино, притом первый глоток отпивала сама. И если высоких гостей было несколько, то каждому она приносила новый кубок с напитком и только в новой одежде. После угощения всех важных гостей женщина становилась у стены и с потупленным взглядом ждала от них ответных поцелуев.

Многофигурное полотно «Поцелуйный обряд» посвящено ревности. Картина Константина Маковского сюжетно связана с романом Алексея Толстого «Князь Серебряный». Художника привлекла сцена ревности старого боярина, который зорко следит за обрядом угощения молодого гостя в ожидании — не выдаст ли юная красавица-жена как-нибудь, кому она недавно у изгороди, признаваясь ночью в любви со словами: «Люблю тебя больше жизни, больше солнца красного».

В сюжете художник продемонстрировал виртуозное мастерство в передаче фактуры и цвета предметов богатства и красоты старинного русского быта. Полотно впервые экспонировалось на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а затем на персональной выставке художника в Петербурге в 1897-м, после чего оно поступило в Русский музей.

К. А. Сомов. «Осмеянный поцелуй» (1908).jpg

Основные особенности творчества К.А. Сомова проявились наиболее полно в своеобразных сюжетных картинах о беспечной веселой жизни дворянства XVIII века, в работах, представляющих собой изящные любовные сценки в пейзаже и интерьере. У автора есть определенный набор сюжетов: чтение любовных писем, прогулки, тайные свидания, печаль о минувших утонченных наслаждениях. Во всех произведениях присутствует некая пикантность. Сомов изображает галантных кавалеров и грациозных дам в старинных костюмах гуляющими в парках, развлекающимися, играющими в любовь. Картины Сомова отличают стилизация и гротеск, а также романтическая ирония, скепсис. 

В картине «Осмеянный поцелуй» живописец нарисовал пикантную сценку. Поцелуй пары осмеян двумя выглядывающими из-за кустов забавными человечками. И, кстати, не только ими, но и самим художником. Даже название картины содержит в себе определенную иронию.

Большую роль в произведении играет пейзаж. Написанный по сделанным ранее натурным этюдам, он сохранил и естественное изображение природы, и декоративное видение формы и цвета.
И. Е. Репин. «Приготовление к экзамену» (1864). Фото: rusmuseumvrm.ru

На полотне И.Е. Репина, известном под названием «Воздушный поцелуй», изображены братья будущей жены художника — Александр (ученик Архитектурного класса ИАХ) и Алексей (гимназист) Шевцовы. Репин в то время жил в их семье на 15-й линии Васильевского острова. Произведение экспонировалось на академической выставке 1865 года.

В картине ощущается влияние первых учителей молодого художника — Чугуевских живописцев с их наивно-поэтическими представлениями о натуре и любовном ее воспроизведении. 

К. С. Петров-Водкин. «Поцелуй» (1907). Фото: rusmuseumvrm.ru

В середине апреля 1907 года К.С. Петров-Водкин совершил двухмесячную поездку по французским колониям в северной Африке – Алжиру и Тунису, от которой ожидал многого. Поездка в Африку была для него «экзаменом приобретенного в Париже» и в каком-то смысле бегством из «пекла бестолковой человеческой жизни». Во время поездки художник, которому тогда было 29 лет, создал большое количество рисунков, акварелей и этюдов маслом

Петров-Водкин не сразу не смог найти общий язык с местными жителями. Бедуины с подозрением относились ко всем европейцам, но когда Кузьма Сергеевич победил на местном «конкурсе», жители стали почтительно называть его «Который свищет» и позволили рисовать все, что вздумается.

После возвращения в Париж в июле 1907 года Петров-Водкин в письме к матери сообщил:

«...два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи — я почти забыл мои серые краски».

Государственный Эрмитаж


Огюст Роден. «Вечная весна» (1900-е). Фото: www.hermitagemuseum.org


Название «Вечная весна» было не сразу дано этому произведению, которое сначала называлось «Зефир и земля» или «Юность». Созданные скульптором образы влюбленных олицетворяют поэзию чувства, возникшего в юных сердцах. Мастер применил особый прием обработки камня: он обобщил форму, не до конца выбирая мрамор в углублениях. В результате, фигуры приобретают расплывчатые очертания, белая толща мрамора, слегка пропускающая свет, рождает впечатление чистоты и целомудренности любовной сцены.

Скульптура «Вечная весна» не имеет непосредственного отношения к композиции незавершенных главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже, названных «Вратами ада». Однако она тематически примыкает к скульптуре «Поцелуй» - одной из композиций этого сложного произведения.

В мире насчитывается шесть мраморных произведений под названием «Вечная весна». Эрмитажная работа была исполнена в начале XX века второй по очереди, т.е. является ранней.

Антонио Канова. «Амур и Психея» (1794-1799)

Скульптурная группа «Амур и Психея» исполнялась итальянским скульптором конца XVIII в. Антонио Канова дважды. Один вариант хранится в Лувре, другой, заказанный князем Юсуповым, - в Эрмитаже. Выполненная в 1796 году, эта работа украшала один из залов подмосковной усадьбы Юсуповых - Архангельское.

Поэтичная легенда об Амуре и Психее рассказана римским писателем Апулеем. Богиня Венера, завидуя красоте Психеи, возлюбленной Амура, отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Психея нарушила запрет богини любви, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Ее возвратил к жизни поцелуй Амура. Канова показал влюбленного в тот момент, когда он, спускаясь с небес, только что коснулся земли. Его крылья, как бы поддерживая бога в воздухе, венчают композицию. Психея, еще в полусне, приподнимается навстречу суженому. 
Жан-Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой» (1787). Фото: www.hermitagemuseum.org


Жан Оноре Фрагонар, или Фраго, как его с любовью называли в Париже, – один из наиболее интересных французских живописцев. Он писал картины, используя различные игривые сюжеты, а также изящные сцены в стиле позднего куртуазного рококо.

Картина «Поцелуй украдкой» написана мастером в поздние годы, когда в искусстве стал модным классицизм с его четкими линиями и цветовой сдержанностью. И хотя этот стиль был чужд творчеству автора, тем не менее, художник попал под его влияние. Кроме того, полотно создано под впечатлением от произведений голландских живописцев XVII века. Это нашло отражение в тщательно, «по-голландски», выписанном шелке платья, легком прозрачном шарфе и подробно переданном рисунке ковра.

Изображение поцелую приобрел последний польский король Станислав Август Понятовский для своего Лазенковского дворца в Варшаве. По легенде, она напоминала ему о любовном приключении с будущей российской императрицей Екатериной Великой. В начале XIX века картина стала частью художественных коллекций российских императоров после приобретения Лазенковского дворца Александром I; в 1895 году она поступила в экспозицию Эрмитажа, где и остаётся в настоящее время.

Жан-Оноре Фрагонар. «Выигранный поцелуй» (1760-t). Фото: www.hermitagemuseum.org

Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Картина была передана в Государственный Эрмитаж из коллекции живописи дворца-музея князя Юсупова в 1925 году.

Произведение написано совершенно в духе эстетических взглядов Дени Дидро, утверждавшего, что «в живописи следует сохранять изящество даже в изображении нужды и забот» и что «всякая картина, достойная похвалы, во всем и везде соответствует природе. Нужно, чтобы я мог сказать: «Я не видел этого, но верю, что это существует».

Эрарта


Маша Трегубенко. «Свидание» (2005). Фото: www.erarta.com

Свои картины Маша Трегубенко пишет в полной тишине, часто работает ночью. Над каждым произведением она трудится долго, по несколько раз переписывая, стараясь добиться результата, который ведом только ей одной. Совместные походы с художниками-«Митьками» по выставкам, разговоры об искусстве утвердили ее в желании стать художником. Маша признается, что они значительно повлияли на ее живопись.




Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Выставки
Интервью
10.06

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей

Многонациональный Петербург
05.04

Народы мира и их сказки глазами отечественной анимации

Выставки
01.06

Эрмитаж посетил «настоящий» Мюнхгаузен

История Петербурга
Искусство
28.05

Летний сад в картинах Русского музея

Смотреть все