Картины с поцелуями в музеях Санкт-Петербурга
Искусство

Картины с поцелуями в музеях Санкт-Петербурга

Заставка: unsplash.com | Etienne Girardet

Опубликовано: 30 июня 2023 года

6 июля отмечается Всемирный день поцелуев. Он празднуется энтузиастами в более чем 60 странах мира. Самое раннее упоминание о поцелуе встречается в Ведах, священных писаниях Индии около 3500 лет назад. Фундаментальные физиологические и психологические особенности человеческого поцелуя изучаются в рамках научной дисциплины — филематология. 

«Культура Петербурга» подготовила к празднику подборку картин с поцелуями, которые находятся в экспозициях и фондах музеев Северной столицы.

Государственный Русский музей



К. Е. Маковский. «Поцелуйный обряд» (1895). Фото: rusmuseumvrm.ru

Поцелуйный обряд — старинная русская традиция чествования гостей. Наиболее красочно ее описал барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году. В конце обеда, когда гости уже поели, муж вызывал жену или дочь. Она приходила в сопровождении еще нескольких женщин и приносила вино, притом первый глоток отпивала сама. И если высоких гостей было несколько, то каждому она приносила новый кубок с напитком и только в новой одежде. После угощения всех важных гостей женщина становилась у стены и с потупленным взглядом ждала от них ответных поцелуев.

Многофигурное полотно «Поцелуйный обряд» посвящено ревности. Картина Константина Маковского сюжетно связана с романом Алексея Толстого «Князь Серебряный». Художника привлекла сцена ревности старого боярина, который зорко следит за обрядом угощения молодого гостя в ожидании — не выдаст ли юная красавица-жена как-нибудь, кому она недавно у изгороди, признаваясь ночью в любви со словами: «Люблю тебя больше жизни, больше солнца красного».

В сюжете художник продемонстрировал виртуозное мастерство в передаче фактуры и цвета предметов богатства и красоты старинного русского быта. Полотно впервые экспонировалось на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а затем на персональной выставке художника в Петербурге в 1897-м, после чего оно поступило в Русский музей.

К. А. Сомов. «Осмеянный поцелуй» (1908).jpg

Основные особенности творчества К.А. Сомова проявились наиболее полно в своеобразных сюжетных картинах о беспечной веселой жизни дворянства XVIII века, в работах, представляющих собой изящные любовные сценки в пейзаже и интерьере. У автора есть определенный набор сюжетов: чтение любовных писем, прогулки, тайные свидания, печаль о минувших утонченных наслаждениях. Во всех произведениях присутствует некая пикантность. Сомов изображает галантных кавалеров и грациозных дам в старинных костюмах гуляющими в парках, развлекающимися, играющими в любовь. Картины Сомова отличают стилизация и гротеск, а также романтическая ирония, скепсис. 

В картине «Осмеянный поцелуй» живописец нарисовал пикантную сценку. Поцелуй пары осмеян двумя выглядывающими из-за кустов забавными человечками. И, кстати, не только ими, но и самим художником. Даже название картины содержит в себе определенную иронию.

Большую роль в произведении играет пейзаж. Написанный по сделанным ранее натурным этюдам, он сохранил и естественное изображение природы, и декоративное видение формы и цвета.
И. Е. Репин. «Приготовление к экзамену» (1864). Фото: rusmuseumvrm.ru

На полотне И.Е. Репина, известном под названием «Воздушный поцелуй», изображены братья будущей жены художника — Александр (ученик Архитектурного класса ИАХ) и Алексей (гимназист) Шевцовы. Репин в то время жил в их семье на 15-й линии Васильевского острова. Произведение экспонировалось на академической выставке 1865 года.

В картине ощущается влияние первых учителей молодого художника — Чугуевских живописцев с их наивно-поэтическими представлениями о натуре и любовном ее воспроизведении. 

К. С. Петров-Водкин. «Поцелуй» (1907). Фото: rusmuseumvrm.ru

В середине апреля 1907 года К.С. Петров-Водкин совершил двухмесячную поездку по французским колониям в северной Африке – Алжиру и Тунису, от которой ожидал многого. Поездка в Африку была для него «экзаменом приобретенного в Париже» и в каком-то смысле бегством из «пекла бестолковой человеческой жизни». Во время поездки художник, которому тогда было 29 лет, создал большое количество рисунков, акварелей и этюдов маслом

Петров-Водкин не сразу не смог найти общий язык с местными жителями. Бедуины с подозрением относились ко всем европейцам, но когда Кузьма Сергеевич победил на местном «конкурсе», жители стали почтительно называть его «Который свищет» и позволили рисовать все, что вздумается.

После возвращения в Париж в июле 1907 года Петров-Водкин в письме к матери сообщил:

«...два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи — я почти забыл мои серые краски».

Государственный Эрмитаж


Огюст Роден. «Вечная весна» (1900-е). Фото: www.hermitagemuseum.org


Название «Вечная весна» было не сразу дано этому произведению, которое сначала называлось «Зефир и земля» или «Юность». Созданные скульптором образы влюбленных олицетворяют поэзию чувства, возникшего в юных сердцах. Мастер применил особый прием обработки камня: он обобщил форму, не до конца выбирая мрамор в углублениях. В результате, фигуры приобретают расплывчатые очертания, белая толща мрамора, слегка пропускающая свет, рождает впечатление чистоты и целомудренности любовной сцены.

Скульптура «Вечная весна» не имеет непосредственного отношения к композиции незавершенных главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже, названных «Вратами ада». Однако она тематически примыкает к скульптуре «Поцелуй» - одной из композиций этого сложного произведения.

В мире насчитывается шесть мраморных произведений под названием «Вечная весна». Эрмитажная работа была исполнена в начале XX века второй по очереди, т.е. является ранней.

Антонио Канова. «Амур и Психея» (1794-1799)

Скульптурная группа «Амур и Психея» исполнялась итальянским скульптором конца XVIII в. Антонио Канова дважды. Один вариант хранится в Лувре, другой, заказанный князем Юсуповым, - в Эрмитаже. Выполненная в 1796 году, эта работа украшала один из залов подмосковной усадьбы Юсуповых - Архангельское.

Поэтичная легенда об Амуре и Психее рассказана римским писателем Апулеем. Богиня Венера, завидуя красоте Психеи, возлюбленной Амура, отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Психея нарушила запрет богини любви, открыла крышку и была охвачена волшебным сном. Ее возвратил к жизни поцелуй Амура. Канова показал влюбленного в тот момент, когда он, спускаясь с небес, только что коснулся земли. Его крылья, как бы поддерживая бога в воздухе, венчают композицию. Психея, еще в полусне, приподнимается навстречу суженому. 
Жан-Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой» (1787). Фото: www.hermitagemuseum.org


Жан Оноре Фрагонар, или Фраго, как его с любовью называли в Париже, – один из наиболее интересных французских живописцев. Он писал картины, используя различные игривые сюжеты, а также изящные сцены в стиле позднего куртуазного рококо.

Картина «Поцелуй украдкой» написана мастером в поздние годы, когда в искусстве стал модным классицизм с его четкими линиями и цветовой сдержанностью. И хотя этот стиль был чужд творчеству автора, тем не менее, художник попал под его влияние. Кроме того, полотно создано под впечатлением от произведений голландских живописцев XVII века. Это нашло отражение в тщательно, «по-голландски», выписанном шелке платья, легком прозрачном шарфе и подробно переданном рисунке ковра.

Изображение поцелую приобрел последний польский король Станислав Август Понятовский для своего Лазенковского дворца в Варшаве. По легенде, она напоминала ему о любовном приключении с будущей российской императрицей Екатериной Великой. В начале XIX века картина стала частью художественных коллекций российских императоров после приобретения Лазенковского дворца Александром I; в 1895 году она поступила в экспозицию Эрмитажа, где и остаётся в настоящее время.

Жан-Оноре Фрагонар. «Выигранный поцелуй» (1760-t). Фото: www.hermitagemuseum.org

Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Картина была передана в Государственный Эрмитаж из коллекции живописи дворца-музея князя Юсупова в 1925 году.

Произведение написано совершенно в духе эстетических взглядов Дени Дидро, утверждавшего, что «в живописи следует сохранять изящество даже в изображении нужды и забот» и что «всякая картина, достойная похвалы, во всем и везде соответствует природе. Нужно, чтобы я мог сказать: «Я не видел этого, но верю, что это существует».

Эрарта


Маша Трегубенко. «Свидание» (2005). Фото: www.erarta.com

Свои картины Маша Трегубенко пишет в полной тишине, часто работает ночью. Над каждым произведением она трудится долго, по несколько раз переписывая, стараясь добиться результата, который ведом только ей одной. Совместные походы с художниками-«Митьками» по выставкам, разговоры об искусстве утвердили ее в желании стать художником. Маша признается, что они значительно повлияли на ее живопись.




Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Новый год
История
03.12

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?

Кино
12.01

Неизвестная сторона жизни Осипа Мандельштама

Ко дню рождения Осипа Мандельштама (14 (2) января 1891 года) мы подготовили рассказ об одной из малоизвестных сторон его жизни, а именно — увлечении кинематографом.

Многонациональный Петербург
Год культурного наследия народов России
22.06

Дивеевская игрушка в гостях у Санкт-Петербурга

Год культурного наследия народов России
Многонациональный Петербург
27.12

Народы России в документальном кинематографе

Многонациональный Петербург
08.01

Комната сказок в Аничковом дворце

Смотреть все