Фотографии предоставлены организаторами проекта.
Искусство

10 июня 2024 года

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей

В преддверии выставки «Куплю гараж», которая откроется для широкой публики 14 июня в пространстве «СевкабельПорт», «Культура Петербурга» пообщалась с Оксаной Бондаренко, директором Музея Транспорта Москвы и командой проекта «Стрит-арт хранения». Мы узнали, какую роль сыграли гаражи в сохранении и развитии творческой (пусть и подпольной) сцены в России, поговорили про тренды на мультимедийность экспозиций и актуальность феномена гаражной культуры для современных художников.

Культ и значимость гаражей, в принципе, удивительна. Так в калифорнийском гараже трое друзей придумали компанию Apple, в гараже в Альбукерке Билл Гейтс и Пол Аллен основали всем известный Microsoft, а многие андеграундные группы Ленинграда не представляла свое существование без репетиций в этих хоромах самовыражения.

Ранее выставка «Куплю гараж» проходила в столице. За полгода экспозицию посетили более 33 тысяч гостей.

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей1
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей2
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей3
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей4

Фото выставки «Куплю гараж» в Музее транспорта Москвы. 

 11zon_cropped.png  Спикер: Оксана Бондаренко, директор Музея Транспорта Москвы.

- Как Вы пришли к идее создания выставки, посвященной гаражной культуре? Были ли у Вас или Вашей семьи личные истории, связанные с этой темой?

- Мы всегда говорим о том, что транспорт — это не только техника. Его можно рассматривать в трех слоях: техника и технология, город, человек и культура. Мы соприкасаемся с транспортом каждый день, и с ним связано очень много историй. Нашу большую первую выставку на ВДНХ «Мечта Москвича» посвятили автомобильной марке «Москвич» и рассказали про нее в жанре байопик, как если бы «Москвич» был главным героем фильма. Идею выставки про гаражную культуру обсуждали в команде давно, потому что это феномен глобального масштаба нашей страны.
На стадии обдумывания проекта мы поняли, что у каждого есть своя личная история и воспоминания о гаражах. В детстве мы по ним прыгали, прятались за ними, играя в казаков-разбойников, наши отцы чинили здесь автомобили или собирали целые консилиумы с друзьями и соседями по поводу того, как же именно реанимировать любимую “ласточку”. Гаражи стали местом для формирования сообщества автомобилистов. Кто-то монетизировал свои таланты и стал местным предпринимателем, а кто-то приходил сюда отдохнуть, послушать радио за игрой в шахматы. Так мы и пришли к идее создания выставки о гаражной культуре как о культурном феномене.

- Гаражная культура в свое время не знала границ. Можно сказать, что она повлияла на развитие автоспорта, музыки и других культурных явлений?

- На выставке «Куплю гараж» мы рассматриваем гараж как феномен, который дал старт многим социокультурным явлениям. Одно из самых, пожалуй, уникальных —движение «Самавто». Гараж иногда выступал в роли экспериментальной лаборатории и инженерной мастерской, что вылилось в большое и важное явление. Вдохновленные «битлами» и «роллингами», в нашей стране тоже повсюду возникали гараж-бэнды, молодым и творческим ребятам нужно было пространство под репетиции. Такого разнообразия форм использования и такого значения в культуре, как в СССР, гараж нигде не имел. Он, действительно, был одновременно и местом, и формой проведения досуга.

- В 2017 году американский пенсионер нашел в своем гараже картину Джексона Поллока за $15 млн. Как считаете, что самое необычное и ценное могли бы найти там советские и российские граждане?

- Американцу по настоящему повезло! Хотя множество ненужных, казалось бы, вещей, которые мы хранили в гаражах, спустя время обрели ценность. По своему музейному опыту могу сказать, что ряд транспортных артефактов из коллекции Музея Транспорта Москвы был найдены именно на дачах и в гаражах. Сегодня эти экспонаты проходят реставрацию и обретают музейный статус. Они словно «капсула времени», это новые или практически новые машины, которые годами ждали своего часа. Вот это настоящие находки! Да, возможно, такой автомобиль будет стоить не $15 млн, но для нас, поклонников исторического транспорта, это настоящее счастье.

Ну, а если не считать автомобилей, я бы посоветовала владельца старых гаражей ,в первую очередь, обратить внимание на монеты и марки, а также старую периодику.

- В секции «стратегический запас» можно увидеть разнообразные, милые сердцу атрибуты: старые детские игрушки, радиолы (список длинный). Где удалось найти эти дорогие памяти предметы советского быта?

- Покидая городскую квартиру, наши «сокровища» в виде лыж, старых радиол, телевизоров, детских вещей и одежды в состоянии «для дачи» переходили под защиту гаражного духа места. Они превращали скучную железную или кирпичную коробку в «убежище души», где сохраняется и не уходит навсегда наше прошлое. Решив организовать выставку, мы объявили о сборе интересных вещиц, в том числе, и самим работникам музея. Некоторые предметы принадлежат им.

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей1
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей2
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей3
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей4
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей5
Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей6

- На выставке представят автомобили из фонда Музея Транспорта Москвы. Как происходила транспортировка экспонатов, все обошлось без эксцессов?

- Наш музей представит на выставке пять экспонатов своей коллекции: извозчичий городской двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон, «Запорожец» ЗАЗ-968, трехколесный велосипед ЧМЗ ВД-3АМ, мотовелосипед ЛВЗ В-902 и велосипед ХВЗ–B54.

Извозчичий городской двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон — легкий экипаж с рессорами и поднимающимся верхом, которые можно было встретить на дорогах России с середины XVIII века до конца 1940-х годов. Это один из старейших экспонатов нашей коллекции. Разумеется, он имеет огромную ценность, поэтому и условия его перевозки были соответствующими. Везли на «тентованном» полуприцепе.

- Есть ли у Вас любимая тематическая зона выставки?

- Безусловно, «Самавто» – это уникальное творческое явление в автомобилестроение. Дело в том, что личный автомобиль до определенного момента был редкостью, приобрести его мог далеко не каждый, так как легковые машины в свободную продажу не поступали. В сложившейся ситуации советские энтузиасты с творческой фантазией и умелыми руками нашли выход – создать автомобиль самостоятельно. Так на рубеже 1920-1930 годов появилось течение, со временем охватившее всю страну.

С 1970-х годов, когда был запущен Волжский автозавод, личная машина стала доступной, а тенденция создания самодельных железных коней перешла от стадии необходимости - к воплощению мечты. Советский автопром предлагал небольшой выбор моделей: седаны и универсалы, отличавшиеся только размером и ценой. Так начались золотые годы «Самавто»: люди делали в гаражах вездеходы, минивэны, дома для путешествий на колесах, амфибии и модные спортивные купе.

Надо сказать, что в наши дни самодельщиков–автомобилестроителей не убавилось. Фестивали и автопробеги созданных с нуля машин привлекают большое количество не только взрослых, но и детей — возможно, культура создания самодельных автомобилей продолжится и новыми поколениями.

- Мне кажется, что в последнее время кардинально изменился подход в организации выставок. Все больше «в фаворе» мультимедийность и интерактивность, говоря о средствах художественной выразительности. С чем это связано, и какие еще тенденции в российском арт-мире можете выделить?

- Новые технологии, однозначно, интересны музейному сообществу, но не как замена классического искусства, а как некий импульс к зарождению новых жанров. Виртуальная реальность — это новый язык, позволяющий воплощать иммерсивные экспозиции, искажать реальность и создавать параллельные миры. Зрители могут сочетать происходящее в цифровом мире с тем, что окружает их в реальности, и таким образом существовать в двойственном пространстве. Но в тоже время мы наблюдаем, что художники все больше обращаются к старым кинопроекторам, пленочным фотоапаратам, но, обращаясь к ретротехнике, нередко связывают ее с чем-то современным. Я думаю, что миссия музеев, основная цель которых демонстрация и представление своих исторических артефактов, — быть актуальными, то есть представлять свои коллекции сквозь призму современных технологий.

 11zon_cropped (1).png  Спикеры: Семен Некрасов, научный сотрудник «Стрит-арт хранения»;
Алия Зоря, куратор «Стрит-арт хранения».

- Отличие петербургской от московской экспозиции заключается в дополнительной секции, зоне от «Стрит-арт хранения». Исследует ли она пересечение гаражной культуры с современными художественными практиками?

- Зона выставки, представленная в партнерстве со «Стрит-арт хранением», расскажет о гаражах как о месте притяжения неформальной, андеграундной уличной культуры в 1990-2020-х годах. Стрит-арт хранение ездит в экспедиции по городам России, собирая в них произведения уличных художников и артефакты их деятельности. В этих экспедициях бывают абсолютно уникальные находки, например, гаражи в Архангельске и Красноярске, где до сих пор развивается свободное уличное искусство. Именно они стали вдохновением для создания дополнительной секции выставки. И если в Красноярские гаражи – это культовое место для рисования, где сохраняются работы уличных художников на протяжении десятилетий и появляются новые росписи сегодня, то в Архангельске в одном из гаражных кооперативов существует гараж, где до сих пор проходят неформальные встречи, вечеринки, уличные художники обмениваются стикерами, проходят концерты. Это лишний раз доказывает, что гаражи, особенно за пределами столичных городов все еще могут являться точкой притяжения.

Но и в мегаполисах неформальная функция гаража не утрачена окончательно. Например, в Санкт-Петербурге в 2022 году художник Эрик Железкер провел «Сигаретную выставку», посвященную сигаретам и культуре курения. Важной частью концепции выставки была возможность закурить прямо среди экспозиции. Такая радикальная свобода недопустима в любом музее или галерее, поэтому местом выставки стал гараж недалеко от Севкабель Порта.DrnAp0D-U-M.jpg

- Гаражи ведь сыграли значительную роль в сохранении и развитии творческой (пусть и подпольной) сцены в России? Раскрываете эту тему на выставке?

- Конечно, роль гаража как места зарождения и формирования неформальной культуры сложно переоценить. Гараж становился точкой отсчета в истории многих художественных коллективов. Именно поэтому наша экспозиция наполнена артефактами из абсолютно различных сфер. Например, музыкальные инструменты и диджейские вертушки демонстрируют важность гаража в развитии музыкальной сцены страны: многие группы и раньше, и сейчас в качестве своей репетиционной точки выбирают гараж, который мог достаться от деда или просто крайне дешево сдаваться в аренду. На базе таких мест часто проводились подпольные концерты «для своих». И эта культура живет до сих пор, проходя по любому большому гаражному кооперативу сегодня есть шанс услышать звуки бас-гитары.

Кроме этого, гаражи являлись мастерской и точкой притяжения для художественной молодежи: здесь граффити-райтеры хранили краску и рисовали эскизы будущих работ, здесь же собирались с друзьями, обмениваясь стикерами, в гаражах могли проводить целые выставки и перфомансы. Ключевым было лишь абсолютное равенство всех собравшихся, эту атмосферу мы передали, собрав на выставке различные артефакты: от советской мебели до работ уличных художников, созданных на ковре или дорожном знаке. Это должно передавать парадоксальное «гаражное» сочетание чувства художественной свободы и знакомого с детства уюта.

- А какие художники и арт-группы внесли вклад в популяризацию гаражной культуры?

- Сложно выделить конкретных авторов. Популяризация гаражной культуры тем и интересна, что в 1990-х и 2000-х годах проведение времени в гараже было абсолютно массовым явлением, незаменимой частью быта творческих людей, связанных с неформальной культурой. Сейчас можно с уверенностью сказать, что в некоторых городах страны территории гаражных кооперативов остаются главными спотами – местами, где постоянно рисуют художники, совершенствуются в техники и соревнуются друг с другом в мастерстве. В ходе экспедиций, которые регулярно проводит «Стрит-арт хранение» мы ни раз встречали целые галереи уличного искусства на гаражах: в Архангельске, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах. Более того, все чаще именно там проводятся экскурсии для интересующихся уличным искусством. Поэтому сегодня гаражи стали новой точкой притяжения для изучения граффити и стрит-арта.

Еще примечательно, что именно на гаражах можно встретиться очень старые работы райтеров 90-х – начала нулевых годов, что тоже большая редкость в мегаполисах.


Посетить выставку можно будет по адресу г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, Гавань Васильевского острова c 14 июня по 29 сентября, с 11:00 до 21:00, понедельник — выходной.

 

Фотографии предоставлены организаторами проекта.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Многонациональный Петербург
05.04

Народы мира и их сказки глазами отечественной анимации

Выставки
01.06

Эрмитаж посетил «настоящий» Мюнхгаузен

История Петербурга
Искусство
28.05

Летний сад в картинах Русского музея

15.05

Алексей Виноградов: «Я – ангел, я буду с тобою всегда»

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Смотреть все