Правообладатель фото заставки: пресс-служба Мариинского театра. Автор: Валентин Барановский (2013 г.).
Искусство

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?

«Щелкунчик» (версия Вайнонена). Фото: Валентин Барановский (2013). Правообладатель: пресс-служба Мариинского театра.

Опубликовано: 03 декабря 2024 года

Ничто не ассоциируется с рождественской сказкой больше, чем балет «Щелкунчик».smt9364ssmr28x275riolxj93sj2iuzi.jpg

Будут меняться танцовщики, примы, директора театров и декорации, а любовь и праздничный ритуал продолжат ассоциироваться именно с этим произведением Чайковского. Пусть скандалы с незаконной очередью на билеты «Щелкунчика» доходят до прокуратуры, но любовь и желание посещения новогодней сказки останутся неизменными.

Портал «Культура Петербурга» обратился к истокам. В материале расскажем о том, когда и кем была придумана история об отважной игрушке, где посмотреть «Щелкунчика», и почему он так популярен.


Все началось со сказки


Сюжет балета строится на сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а прототипом главных героев Фрица и Мари послужили дети лучшего друга писателя. Сказочная повесть «Щелкунчик и Мышиный король» появилась на свет в 1816 году. Сюжет, знакомый с детства - не просто история о чудесах, но и повод для размышлений о том, что значит быть человеком, и какие ценности стоит сохранять в любых жизненных обстоятельствах.Ernst_Gofman.jpg


Почему произведение получило такую популярность?


Сказка впервые вышла в сборнике «Детские сказки» в Берлине, а спустя почти 30 лет, в 1844-м, появилось переложение произведения Гофмана— «История Щелкунчика». Авторство принадлежит Александру Дюма-отцу. Версия писателя пришлась по вкусу французскому двору больше мрачной истории с налетом готики Гофмана. Француз не просто перевел, а именно переписал сказку, добавив в нее оптимизма, надежды, лирики и рождественской магии.

В 1891 году произведение, пропитанное французским духом, заинтересовывает директора Российских императорских театров Ивана Всеволожского. За два года до этого он успешно поставил балет «Спящая красавица», созданный благодаря сотрудничеству хореографа Мариуса Петипа и композитора Петра Чайковского. Уверенный в успехе, чиновник вновь обращается к Мариусу, предлагая ему новый проект.


Вклад Чайковского. «Щелкунчик» вопреки


Работа над произведением оказалась для композитора непростой. Сложности были настолько велики, что премьеру пришлось отложить на целый год. Сам Чайковский признавался, что никак не мог «отделаться от балета». Он долго искал подходящее музыкальное решение, стремясь объединить сложную симфонию с простым сюжетом, лишенным глубокой драматургии.

Музыкальный результат оказался впечатляющим: Пётр Ильич создал множество разнообразных мотивов. Помимо французского влияния, в балете можно услышать арабские танцы, грузинские колыбельные, а также традиционный немецкий свадебный танец Grossvater Tanz.179256-ноты.png

Декабрь 1892 года стал датой премьеры «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра, входившего тогда в состав Императорских театров страны. Реакция критиков была крайне негативной. Они посчитали, что уровень сценического исполнения не соответствует сложности музыки Чайковского, и даже подвергли сомнениям талант самого композитора.

Классик в своих письмах к друзьям и близким делился разочарованием, отмечая, что постановка выглядела кричаще и безвкусно, и ему было тяжело наблюдать за происходящим на сцене.

Тем не менее, несмотря на провальную премьеру, «Щелкунчик» оставался в репертуаре Мариинского театра более трех десятилетий.


Петербургский «Щелкунчик»


Сейчас в такой провал сложно поверить, ведь «Щелкунчик» давно является культовым произведением, дарующим каждому праздничное настроение.

В декабре на исторической и новой сценах Мариинского театра балет будет показан более 30 раз. В Мариинке, к слову, можно увидеть сразу три версии этого волшебного спектакля.

Остановимся на них подробнее:

·       Классический «Щелкунчик» — в хореографии Василия Вайнонена. 

Классическая постановка не сходит со сцены уже 90 лет. В 1954 году спектакль оформил театральный художник Симон Вирсаладзе. В исполнении участвуют артисты Мариинского театра и воспитанники Академии Русского балета имени Вагановой. Именно на этом спектакле выросло не одно поколение зрителей.

·       «Щелкунчик», созданный современным художником Михаилом Шемякиным.

В этом балете, вдохновленном причудливыми гофмановскими фантазиями, нет места тихому семейному уюту и привычной гармонии классического танца – в предпраздничной суете на кухне орудуют крысы, пробуя сыры и колбасы, приготовленные для рождественского стола, а в лавке сластей летают мухи и пчелы. Признаться, своеобразно... Хореограф постановки — Кирилл Симонов.

·       Третью версию представит Театр балета имени Леонида Якобсона.

В этом сезоне впервые на сцене Мариинского театра будет показана премьера прошлого года — «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена в редакции Николая Цискаридзе. Декорации к спектаклю создал Петр Окунев, костюмы — Татьяна Ногинова.

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?1
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?2
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?3
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?4
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?5
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?6
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?7

Генеральная репетиция балета в редакции Николая Цискаридзе. Мариинский театр, 2024 г. Фото: Дарья Белова.

·       Увидеть балет в редакции Николая Цискаридзе можно также и на сцене Александринского театра;

·       Балет «Щелкунчик» в БКЗ «Октябрьский»

·       Балет Начо Дуато в Михайловском театре;

·       «Щелкунчик. Музыка песчаных сказок» на сцене Екатерининского собрания;

Помимо театров, любимый балет можно посмотреть и в кино. 

С 15 по 31 декабря в кинотеатрах Петербурга пройдут показы фильма-балета «Нуреев: Щелкунчик» (Австрия, 2012 год). Рудольф Нуреев неоднократно ставил «Щелкунчика» в разных театрах, с каждым разом все больше уходя от излишней сладости классической версии, все сильнее делая акцент на мрачноватой, сюрреалистичной, но все же сказочной картинке, нарисованной Гофманом. Результатом поисков стала парижская редакция спектакля, сделанная в 1985 году – она и исполняется сейчас на многих сценах мира, в том числе, в Вене.

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?1
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?2
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?3
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?4

Фото: Michael Poehn. Источник: saint-petersburg.theatrehd.com. Правообладатель: Венская опера.

Знаменитую рождественскую сказку Гофмана не обошли вниманием и кинорежиссеры. Расскажу про самые известные произведения:
«Щелкунчик и Крысиный Король», 2010 год, режиссера Андрея Кончаловского,
мультфильм «Щелкунчик и мышиный король», 2004 год, режиссера Натальи Мальгиной,
«Щелкунчик», 1993 год, режиссера Эмиля Ардолино — экранизации постановки балета Джорджа Баланчина (1954 год, Нью-Йорк),
«Щелкунчик и четыре королевства», 2018 год, режиссеров Лассе Халльстрёма, Джо Джонстона — голливудская версия в жанре фэнтези.

Интересные факты


·       В преддверии самого волшебного праздника, Нового года, музыка из балета «Щелкунчик» композитора Петра Ильича Чайковского заменит школьные звонки.  Об этом на днях объявили в Минпросвещения РФ. Только ради атмосферы волшебства захотелось вернуться в школу!

·       В классическом балете задействовано порядка 150 различных костюмов: мыши, снежинки, феи и солдаты. Балетную артиллерию готовят десятки театральных сотрудников. А для одного танца снежинок используется несколько килограммов конфетти.

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?1
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?2
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?3
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?4
«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?5

Иван Всеволожский, эскизы костюмов к балету «Щелкунчик». 1892 г. Правообладатель фото: Санкт-Петербургская Государственная Театральная библиотека.

·       Помимо режиссерских решений, самым частым изменениям подвергалось и имя главной героини. Она была и Марихен (на немецкий манер), и Мари (на французский) и, конечно же, Машей (на русский). А иногда даже Кларой, хотя у Гофмана так звали куклу девочки. Прочнее всего в нашем сознании закрепилось имя Маши, это объясняют патриотизмом, укрепившимся после Первой мировой войны. Имя Фрица, как отрицательного персонажа (по этой же логике) осталось неизменным.

·       В партитуре балета «Щелкунчик» Пётр Чайковский применил новые для русской музыки того времени инструменты. Композитор обратил внимание на французскую челесту - клавишный металлофон. Классик впервые услышал этот инструмент на премьере драмы «Буря» Эрнеста Шоссона и был очарован волшебным звучанием челесты.

Закончить материал хочется на позитивной ноте, ведь мышиный король повержен, Маша и Щелкунчик женятся и отправляются в Кукольное королевство.

А каждый из нас, словно Дроссельмейер, способен радовать не только себя (что важно), но и тех, кто вокруг. Пусть сказки станут явью! 

Правообладатель фото заставки: пресс-служба Мариинского театра. Автор: Валентин Барановский (2013 г.).

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Выставки
24.12

Алла Манилова: «Васнецов - уникальный художник, удивительный, абсолютно ни на кого не похожий»

Выставки
04.12

«Русскую академическую живопись конца XVIII – первой половины XIX века» продемонстрируют в Михайловском замке

Кино
12.01

Неизвестная сторона жизни Осипа Мандельштама

Ко дню рождения Осипа Мандельштама (14 (2) января 1891 года) мы подготовили рассказ об одной из малоизвестных сторон его жизни, а именно — увлечении кинематографом.

Многонациональный Петербург
Год культурного наследия народов России
22.06

Дивеевская игрушка в гостях у Санкт-Петербурга

Год культурного наследия народов России
Многонациональный Петербург
27.12

Народы России в документальном кинематографе

Смотреть все