Опубликовано: 07 октября 2025 года
Петербург по праву носит звание культурной столицы. В нашем городе проживает множество талантливых живописцев, скульпторов и архитекторов. Команда «Культуры Петербурга» решила знакомить читателей с творчеством, заглядывая к авторам в гости. Так появилась рубрика «Тур по мастерским».
С Максимом Саввой мы познакомились на ярмарке современного искусства Third Place Art Fair. А в дождливый сентябрьский день побывали у него в мастерской.
Фото: Александр Собкив. Правообладатель: Институт культурных программ.
В своём творчестве Максим исследует такие темы, как память, отношения и внутренние переживания, наделяя каждое произведение особым настроением и атмосферой. За кажущейся лёгкостью скрываются глубокие размышления о жизни, о радости и горечи.
- Наверное, у каждого в жизни случается некая ситуация, подталкивающая его к профессии. Почему Вы стали художником? Что именно сформировало Вас, как автора?
- Рисовать нравилось всегда, с детского сада. Сначала стал дизайнером, в рекламном агентстве проработал лет 10, затем был иллюстратором. А когда работа иллюстратора закончилась, превратился в художника.
- Пятидневка не обрубала крылья?
- В тот период их просто не было. Внешние факторы не позволяли мне опериться. Но затем случилось увольнение, и началась творческая жизнь.
- К счастью, художники - не офисные клерки, но все же, есть ли распорядок? Как проходит обычный рабочий день?
- Больше всего люблю работать утром, когда по коридору, за пределами мастерской никто не ходит, и вечером, когда все уходят, и становится тихо. Иногда выходные случаются раз в месяц, порой чаще, а бывает вместо отдыха иду в мастерскую, потому что не придумал куда можно было бы сходить. Утром поток концептуальных идей бьёт ключом, к обеду стихает, а вечером приходит тоска и вместе с ней вечерний вайб депрессивных каракуль.
- Должна ли быть дисциплина в творчестве?
- Мне кажется, никто никому ничего не должен. Жёсткие границы только мешают и ограничивают.
- А что делать, когда креативная мышца в спазме? Стоит ли творить с надрывом, пересиливать себя?
- Всё зависит от финансовой подушки безопасности. Если она есть, можно, конечно же, всё отпустить и дать себе время на раскачку. Но если приходит время платить аренду, а финансов нет, тогда необходимо принимать меры, брать себя в руки.
Для творцов важно испытывать спектр разных чувств и переживаний. Здесь важна целая куча мелких деталей, внешних факторов и обстоятельств. Состояние меланхолии настигает не только художников, но и автомехаников. Все мы разные, мне нравится погружаться в подобное состояние, в этот колодец без дна, депрессия – основное топливо моих работ, ее могу черпать в неограниченном количестве.
- Согласны, что делать что-то ниже своих максимальных возможностей — значит растрачивать свой дар впустую?
- Отчасти… По большому счёту, подобные выражения можно назвать некими ментальными костылями, такие слова как «дар» и «возможности» стараюсь избегать.
Фото: Александр Собкив. Правообладатель: Институт культурных программ.
- Петербургская осень испытывает горожан на прочность. Есть ли у Вас рецепты, как избежать осенней хандры?
- Такой рецепт мне неизвестен. Петербург испытывает и зимой, и весной, и даже летом. Самое важное в этом состоянии – извлекать из любимого города некие творческие импульсы и относиться ко всему с иронией. Самоирония – вообще панацея.
- Что особенно вдохновляет: музыка, театр, кино, книги?
- Вдохновляет всё вокруг, особенно природа. Шёл обедать, увидел герань в окне и подумал: «Какой хороший день». Момент счастья непредсказуем. Иногда для вдохновения нужны и материальные вещи, например, кофе и вишневый пирог, а иногда и духовные – просмотр кино с собакой и чипсами.
- Знаю, что прошлую неделю Вы провели на пленэре в Комарово. Есть ли наброски, которые можете показать? Почему выбрали Курортный район?
- У меня есть предложение от Императорского фарфорового завода, придумать изображение для кофейной пары, главные герои - Ахматова и Пушкин. В Комарово я рисовал дачу Анны Андреевны.
Фото: Александр Собкив. Правообладатель: Институт культурных программ.
В блокноте и на холсте наброски, буду скоро показывать их на худсовете в ИФЗ.
Мне хотелось бы показать их живыми людьми, не используя клише, что возможно с Ахматовой и очень трудно с Пушкиным, который в какой то мере иконизирован.
- Кого чаще всего зритель может увидеть на Ваших холстах: реальных людей, собирательные образы, мифических персонажей?
- Всегда по-разному, это визуальный язык, он иной, не такой как литературный. У этого языка нет четких границ, всё размыто, в сюжетах присутствует и сентиментальность, и ирония, а герои полотен часто запутываются среди этих элементов.
В феврале в Eggz Gallery планируется персональная выставка «Лучшее время» на которой я хотел бы показать работы, ключевыми фигурами которых станут Шостакович, Ахматова, а также Исаакиевский собор и дождливая погода.
Помимо того, что биографические и творческие судьбы композитора и поэтессы имеют некоторые сходства, я нашёл и пересечения с модной в 20-е годы 20 века комедии дель а́рте, а именно в «Поэме без героя» Ахматовой и «Танцах кукол» Шостаковича. В центре выставки будет одна из моих любимых картин, «Телефон Бога», с Исаакием, Арлекином, Коломбиной, тяжелым весенним туманом и несколькими другими непонятными мне до конца персонажами. Идея пришла ко мне во время прогулки с Мадам Лебовски по набережной.
- Получается, Мадам Лебовски – Ваша муза?
- Как таковой музы у меня нет, да простит меня Мадам. Скорее это лучшая версия меня самого, только давно забытая в конце прошлого века.
- Обычно, этот вопрос я задаю первым, но сегодня припасла его под занавес беседы. Расскажите немного о своей мастерской.
- Мастерская мне нравится, у нее есть душа, она светлая, с большими окнами на Кадетскую линию, вечером мы с собакой иногда смотрим в них на бесконечный сериал «Мягкое небо Андрея Болконского». Заехал в нее я довольно спонтанно. До этого снимал помещения на Большой Разночинной, затем на улице Красного Курсанта, у всех этих мест одинаковая судьба - эти здания выкупаются и на их месте строят жилые комплексы. Ирония в том, что и эту мастерскую ждёт та же участь, через два года здесь будет - гостиничный комплекс. Наверное, это моя карма.
Фото: Александр Собкив. Правообладатель: Институт культурных программ.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться