Опубликовано: 27 июня 2024 года
Петербург по праву носит звание культурной столицы. В нашем городе проживает множество талантливых живописцев, скульпторов и архитекторов. Команда «Культуры Петербурга» решила знакомить читателей с их творчеством, заглядывая к авторам в гости. Так появилась рубрика «Тур по мастерским».
Мы побывали в художественной студии петербургского автора, сценографа и графика Марины Азизян. Марина Цолаковна обладает поразительной жизненной силой и неустанной энергией, она была художником около двадцати пяти фильмов, оформила десятки драматических, балетных и оперных спектаклей в театрах России, является автором графических и живописных работ, произведений прикладного искусства, работ в технике текстильного коллажа.
Помимо нашей рубрики, познакомиться с работами и творчеством художницы можно в Галерее Борей, сама Марина Цолаковна называет ее своим Эрмитажем. Персональная выставка продлится до 6 июля.
- Расскажите, как давно трудитесь в своей мастерской? Есть ли какие-нибудь истории, связанные с ней?
- Моя квартира служит мне мастерской, это мой дом, где я живу с детства. Но во время войны к нам подселили жителей соседнего дома, тогда квартира стала коммунальной. Как и везде соседи ругались из-за уборки, но делились приготовленной выпечкой на кухне. Помню, как горько плакал наш сосед Иван Васильевич Иванов, когда умер Иосиф Виссарионович Сталин. Коммуналкой квартира была долго, но впоследствии я ее выкупила, с тех пор соседи здесь больше не плакали.
- Были ли у Вас проводники в арт-мир? Любовь к живописи родом из детства?
- В моем случае - да. Здесь важную роль сыграла генетика. У меня был замечательный прадед, богомаз, золотильщик куполов церквей, изготовитель ключей, замков к ним и щелкунчиков. Мама же работала экскурсоводом в Эрмитаже. Огромное влияние на меня оказал и мой любимый, великий и талантливый учитель – Николай Павлович Акимов.
Возвращаясь к генетике, добавлю, что талант передался и моему сыну, в свое время он занимался реставрацией храмов, сейчас посвящает себя изготовлению арт-объектов из дерева.
- Вместе со своим учителем Николаем Павловичем Акимовым Вы работали в Ленинградском театре комедии. Чему самому главному он Вас научил, какие преподавательские советы и наставления особенно запомнились?
- До сих пор чувствую на себе его заботу, порой даже думаю, что Акимов стал моим ангелом-хранителем. Николай Павлович научил меня пользоваться материалом, в работе над пьесой, не всегда вдохновляться лишь изобразительным искусством, докапываться до первоисточника. Все самое важное можно вычитать в стихах, посмотреть в фильме, подглядеть в книгах.
- Вы внесли свой вклад в историю театра и кино, занимались графикой, созданием разнообразных коллажей и кукол. Не могу не спросить какая техника самая любимая?
- Есть театральные постановки, которые я вспоминаю с большим удовольствием, это и «Федра» и «12 ночь» в БДТ, и опера «Богема», которая шла в Большом театре почти 30 лет. Самая большая гордость - «Экзерсис XX» - балет о балете на музыку Баха, созданный Леонидом Вениаминовичем Якобсоном.
С кино - отельная история, я обязана Николаю Павловичу, ведь именно он привел меня в этот мир. Акимов был женат на Надежде Николаевне Кошеверовой, режиссере, снимавшей «Золушку». Мы познакомились, когда она искала художника по костюму для фильма «Каин XVIII».
Если говорить про техники и любимый род деятельности, то меня, как ничего на свете, успокаивает шитье, это по-настоящему женское занятие. Церковным шитьем в свое время занимались царицы и монахини, у которых для этого было время и материальные возможности. Я же себе должна «купить» время для подобного времяпрепровождения, заработать деньги и потом заниматься этим делом для души. Но как я это люблю!
- Декорации и костюмы – важнейшие составляющие мира сцены и кино, способы выйти за пределы пространства. Бывало ли, что режиссеры не согласовывали или не утверждали созданные Вами фантазии? Не сталкивались ли лбами две творческие единицы?
- Для меня важна литературная основа. Как правило, я работала с очень хорошими сценаристами. Так, «Каин XVIII» начинал писать Евгений Шварц, а продолжил - Николай Эрдман. Не сказала бы, что я фанат кинематографа, но те творческие глыбы, которые стояли за созданием этих картин, не могли вновь и вновь не втягивать меня в совместную работу.
Но Надежда Николаевна – мое счастье, мы друга-друга любили. Ее «Старую, старую сказку» все вспоминают до сих пор, для многих ее фильмов я делала и декорации, и костюмы. Еще одно столкновение было в картине «Каин XVIII» - я готовила костюм принцессы для казни, хотелось одеть персонажа в обычный мешок, на что режиссер изумленно вскрикнула: «Принцесса в мешке? Это невозможно!». Я пошла на уступки и сшила платье для казни, но попросила, чтобы сняли дубли в обоих костюмах, выбрали в итоге мой вариант.
- Тесно ли переплетены живопись и театр?
- Мне кажется, что они не переплетаются. Безусловно, надо быть человеком образованным, глубоко разбирающимся в искусстве. Но, готовя декорации, нельзя всегда ориентироваться на их живописность и культурную ценность. Синие декорации, сочетающиеся с желтыми костюмами, мгновенно потеряются, когда выйдет актер с красным носом.
- Есть ли у Вас творческие ритуалы?
- Ритуал - бодрость. Я плохо сплю и плохо просыпаюсь, но как только с утра подхожу к краскам и кисточкам, сон снимает, как рукой. Бодрят и обязанности перед людьми, когда готовишь выставку, нельзя лениться.
- Что мотивирует на творчество больше всего?
- Как правило - темы, которые есть в голове. Наблюдение за природой, облаками, чтение стихов и сказанное кем-то слово. Слово вообще – изобретение гения!
- Следите за молодыми художниками? Как считаете, есть ли отличие между творцами старой школы и представителями современного искусства (совриска)?
- Слежу. Нравятся Татьяна Воронкова, художник по костюму Константин Андреев, Александр Шишкин-Хокусай, Александр Боровский, люблю и сегодняшних петербургских живописцев Анатолия Заславского, Арона Зинштейна, Юлию Линсбах.
Творцы разного поколения, безусловно, отличаются между собой. Я чувствую себя мастодонтом, люблю реалистическую живопись. Сравниваю это с тем, как играть каждый день гаммы. Живопись должна быть четкой, ровной, правильной, красивой. Навык важно поддерживать. На мой взгляд, современным художникам не хватает простоты.
В свое время нам выдавали краски и кисти по спискам, мы чрезвычайно это ценили, а все трудности принимали стоически. К сожалению, сейчас многие творцы переходят на компьютерную графику. Я же противник технических новшеств, не вижу в них души и естественности.
- Знаю, что сейчас Вы живете в деревне Заозерье в Новгородской области, где около 40 лет назад купили дом. В 2017 году даже посвятили этой теме выставку «Вот моя деревня». Природа, спокойствие и умиротворение являются сейчас самым большим источником вдохновения?
- Это место – моя вторая обитель, люди, которые там живут, мне, как родные. Упоминаю я свою деревню и в книге «Четвертая четверть», хотя в этой сельской местности и столкнулась со многими тяжелыми жизненными историями. Но вы правы, несмотря ни на что, эта земля меня всячески кормит, и физически, и духовно.
- Над чем трудитесь в настоящий момент?
- Над собой! Сейчас вот перечитываю классику, обращаюсь к Пушкину. «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал…». Это же надо так «красочно» писать!
Фото: Ирина Иванова.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться