Фото предоставлено организаторами. Автор фото: Александр Шапунов
Искусство

В Мариинском театре продолжается Год Рахманинова

Год Рахманинова, посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора, открылся в Мариинском театре 5 января. Гала-концерт стал началом юбилейных торжеств, которые пройдут по всей России. В программе прозвучали произведения разных жанров и периодов творчества композитора: опера «Алеко» (дипломная работа), «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром и оркестровая сюита «Симфонические танцы» – последний опус Рахманинова, написанный им в эмиграции. 

В феврале маэстро Валерий Гергиев представит слушателям Мариинского театра еще два выдающихся произведения Рахманинова.

3 февраля в Концертном зале прозвучит одноактная опера «Франческа да Римини» на либретто Модеста Чайковского. В основе сюжета – история влюбленных из Римини, рассказанная великим поэтом раннего итальянского Возрождения Данте Алигьери в первой части «Божественной комедии».

Либретто «Франчески» Модест Чайковский написал еще в девяностых годах XIX века и предложил его Римскому-Корсакову и Лядову. Сумрачный средневековый сюжет не привлек их внимания, но вдохновил Рахманинова, который начал работу над оперой в 1900 году, во время поездки по Италии. Премьера прошла в Большом театре в январе 1906 года под управлением самого автора (в то время занимавшего пост дирижера Большого театра).

Музыка «Франчески да Римини» – это трагичная история о любовном треугольнике, рассказанная двумя тенями в дантовском аду. В опере нет ярких драматических столкновений: вместо того чтобы следить за перипетиями сюжета, композитор предлагает погрузиться в бесконечное странствие по лабиринтам человеческой души.

«Франческа да Римини» стала первым опусом в грандиозном цикле сочинений, в которых Рахманинов обращается к волновавшей его проблеме жизни и смерти. Эта тема будет продолжена в Симфонической поэме «Остров мертвых» (1909), «Симфонических танцах» (1940) и других произведениях, написанных десятилетия спустя. Одно из них – поэма «Колокола» – прозвучит 23 февраля на исторической сцене в исполнении солистов оперы, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Поводом для создания этого сочинения стало анонимное письмо, в котором композитору предлагалось написать музыку на стихотворение американского поэта Эдгара Аллана По «Колокола» в переводе русского поэта-символиста Константина Бальмонта. Как выяснилось позже, автором письма была молодая поклонница маэстро, виолончелистка Мария Данилова.

Стихотворение заинтересовало композитора, и он без промедления приступил к созданию нового опуса. Колокольный звон Рахманинов полюбил еще в детстве, когда жил в имении родителей Онег. Наполненное трагическим величием звучание колоколов Новгородского Софийского собора стало для него одним из самых дорогих воспоминаний всей жизни. Впечатления детства во многом предопределили «колокольность» музыки Рахманинова. Многие критики, исследователи и современники композитора отмечали, что само движение его музыкальных интонаций повторяет колокольные переливы, переборы и отзвуки колоколов.

По аналогии со стихотворением Эдгара По поэма «Колокола» Рахманинова включает четыре части, символизирующие четыре жизненных этапа, и в каждом из них главенствующим является колокольный звон. Первая часть, создающая образ безмятежной юности, радостного воодушевления и светлых грез о будущем, рисует картину зимнего санного пути с серебристым звоном колокольчиков. Свадебный «золотой» звон колоколов во второй части сменяется «медным» звоном тревожного набата в третьей части. Финал поэмы – это скорбный эпилог жизненного пути, сопровождающийся монотонным гулом погребального колокола.

Поэма «Колокола» - одно из самых значительных произведений Рахманинова, отличающееся глубиной философского замысла, великолепным мастерством, богатством и многообразием оркестрового колорита. Оно было создано накануне первой мировой войны и во многом стало отражением трагических настроений той эпохи.

Сочинение впервые прозвучало в Петербурге 30 ноября (13 декабря) 1913 года в исполнении хора, солистов и оркестра Мариинского театра под управлением автора. Спустя несколько месяцев «Колокола» услышали московские слушатели. Обе премьеры прошли с огромным успехом.

Фото предоставлено Пресс-службой Мариинского театра. Автор фото: Александр Шапунов

Фото предоставлено организаторами. Автор фото: Александр Шапунов

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все