Зачем мне NFT, когда это не искусство и не валюта?
Искусство

28 июля 2023 года

Зачем мне NFT, когда это не искусство и не валюта?

NordWood Themes | unsplash.com
Что такое NFT в искусстве, зачем оно нужно, чем это отличается от криптовалюты и как связано с блокчейном, и что это такое? Рассказывает искусствовед Анна Воронкова.

Что такое NFT и цифровое искусство, в чем разница?


Программирование, как художественный метод, первым стал использовать художник-новатор Гарольд Коэн. В 1960-х годах он запустил роботизированную машину AARON, предназначенную для создания больших рисунков, на листах бумаги, разложенных на полу. (рис. 1) Термин «цифровое искусство» появился в начале 1980-х годов, когда инженеры компьютерных программ предложили к использованию Paint.
Гарольд Коэн «Компьютерный рисунок без названия», 1982. Современная галерея Тейт https://www.tate.org.uk/art/art-terms/digital-art, © Harold Cohen
 

Цифровое искусство создается на компьютере, может быть отсканировано или нарисовано с помощью планшета и мыши. В 1990-х годах, благодаря совершенствованию цифровых технологий, появилась возможность загружать видео на компьютеры, позволяя художникам манипулировать изображениями, снятыми с помощью видеокамеры. Это дало творцам свободу, которой они никогда раньше не испытывали, работая с пленкой. Художники смогли вырезать и вставлять движущиеся изображения, создавая, таким образом, визуальные коллажи.

По определению Стэнфордского словаря в самом широком смысле «цифровое искусство» относится к искусству, основанному на компьютерном кодировании или на электронном хранении и обработке информации в различных форматах — текста, цифр, изображений, звуков — в общем двоичном коде. Каждый цифровой художественный объект в той или иной степени включает в себя вычислительный процесс при представлении работы.

Определяющей особенностью NFT (невзаимозаменяемого токена) является его создание и управление на блокчейне. NFT состоит из короткой строки, которая публично и на постоянной основе регистрируется в цифровом реестре (блокчейне), и управляется в нем в соответствии с одним из нескольких широко распространенных технических стандартов (например, ERC-721, ERC-1155). Эта короткая строка может представлять собой небольшое цифровое произведение, но чаще всего она является указателем на файл, содержащий произведение и находящийся в системе, внешней по отношению к блокчейну.

До появления токенов право собственности на произведение цифрового искусства доказать было невозможно и, соответственно, присвоить ему некий стоимостной эквивалент. С возникновением NFT digital-арт обрел ценность, что поставило его вровень с традиционным физическим искусством.


Разница между NFT и криптовалютой


Блокчейны впервые возникли как платформы для работы с цифровой валютой (криптовалютой). Наиболее известная криптовалюта называется Биткоин (Bitcoin). Любые единицы криптовалюты взаимозаменяемы также, как и единицы обычной валюты. Например, банкнота в рублях Банка России взаимозаменяема в торговле с любой другой банкнотой в рублях Банка России, то же верно и относительно единиц Биткоина или любой другой криптовалюты.

Участники цифрового рынка совершают сделки купли-продажи, как с криптовалютой, так и с NFT. Но последние в отличие от криптовалют не могут быть взаимозаменены, т.к. имеют форму уникальных единиц.


Как связан NFT и блокчейн


NFT – уникальная, невзаимозаменяемая единица данных, хранящаяся на блокчейне. NFT не обязательно является объектом, чаще всего это набор информации о провенансе, метаданных и транзакционных операциях объекта.

Блокчейн — это постоянно растущий список, а, точнее, упорядоченная последовательность сообщений, поддерживаемых сетью серверов. Блокчейн диктует условия существования в сети художественного произведения. Художник может управлять своей работой и получать роялти за ее дальнейшую перепродажу.

Упрощенно блокчейн можно представить, как своего рода цифровую доску объявлений, которая содержит последовательность сообщений, обладающих особыми характеристиками:
  • Возможность публикации только по принципу добавления: сообщения, однажды опубликованные, не могут быть удалены;
  • Хранение на блокчейне NFTs с небольшими размерами файлов;
  • Неизменяемость: сообщения, однажды опубликованные, не могут быть изменены, равно как и пересортированы;
  • Всемирная доступность: любой желающий может просмотреть полное содержимое блокчейна, то есть все сообщения.


Для чего нужно NFT


NFTs можно рассматривать как цифровую версию традиционного рынка изобразительного искусства картин, скульптур и других произведений. Помимо этого, существуют коллекции NFTs, связанные со спортивными событиями (например, цифровые баскетбольные карточки), и NFTs, представляющие артефакты в видеоиграх. Цифровые предметы коллекционирования Crypto Kitties были одними из первых невзаимозаменяемых токенов. Каждый цифровой котенок, размещенный на блокчейне, уникален. Если отправить кому-то Crypto Kitty и получить Crypto Kitty в ответ от кого-то другого, то, тот, которого вы получите, будет совершенно отличным от того, который вы отправили. 
 
Crypto Kitty, photocredit: CryptoKitties www.cryptokitties.co
NFTs покупаются и продаются на специализированных торговых площадках (маркетплейсах), таких как OpenSea и Rarible.
За пределами цифровой сферы NFTs могут доказать право собственности на реальные физические активы, такие как недвижимость, драгоценные металлы и другие товары. Это позволяет получать доступ к данным активам без типичных сборов за депонирование или хранение. NFTs могут использоваться в качестве залога для получения кредитов, некоторые сдают в аренду свои дорогостоящие NFTs или лицензируют связанную с ними интеллектуальную собственность.

Самое дорогое художественное NFT произведение


В марте 2021 года цифровой художник Бипл (Beeple) продал коллаж из своих работ NFT за 69 миллионов долларов, что сделало его третьим самым дорогим из ныне живущих художников на аукционе после Дэвида Хокни (David Hockney) и Джеффа Кунса (Jeff Koons).
 
Бипл (Beeple), «Каждый день: первые 5000 дней», 2021, photocredit: Christie’s, https://onlineonly.christies.com/s/first-open-beeple/beeple-b-1981-1/112924


Реальные примеры использования NFT, кроме арт-рынка


  • В кинематографе
Независимый кинопродюсер Нильс Юул, который продюсировал фильмы Мартина Скорсезе “Молчание” и “Ирландец”, рассматривает NFTs как способ финансирования кинопроектов, которые иначе не были бы сняты.
  • В музыке

Проблема авторских отчислений музыкантам является основной причиной, по которой исполнитель электронной музыки Джастин «3LAU» Блау запустил музыкальную платформу Web3 Royal, которая позволяет музыкантам самостоятельно управлять собственной музыкой и продавать проценты от прав на нее поклонникам через продажи NFT.
  • В моде

В сфере уличной и спортивной одежды Adidas, Nike и Puma начали экспериментировать с NFTs. Компания Nike выпустила серию цифровых NFT кроссовок, привязанных к физическим моделям спортивной обуви.

А есть ли примеры успешных российских цифровых художников?


Конечно, есть. Более того, очень успешно в цифровой живописи работают и петербуржцы. Одним из самых успешных российских художников является Алексей Андреев, замечательно  использующий в своём творчестве технологии виртуальной и дополненной реальности.

 Алексей Андреев, «Родина, 8 утра», 2016

Творчество Андреева широко признано во всем мире, у него прошло более 30-ти персональных выставок, Алексей, в частности, является арт-директором международного проекта Spheroid Universe, в котором курирует создание художниками инсталляций в пространстве дополненной реальности Земли.

Другой петербуржец, работающий под псевдонимом Malgoja, лишь недавно «перешел в цифру». Однако его дебют оказался успешным – несколько NFTs были проданы на  OpenSea. 

 Malgoja, «patchwork girl», 2022                                     

В наcтоящее время Malgoja плодотворно экспериментирует с ИИ. 

Автор: Анна Воронкова, куратор, искусствовед, соискатель Санкт-Петербургского Института Культуры, выпускник Международного института искусств Christie’s Education аукционного дома «Кристис» по программе «В контексте Web3: Искусство, NFTs и Рынок», сертифицированный специалист Института искусств Sotheby’s аукционного дома «Сотбис» по оценке произведений искусства, технологиям и искусству, постоянный обозреватель интернет-журнала об искусстве ART ГУРМАН, автор научных статей о менеджменте, культуре и искусстве в том числе для Международного Культурного Форума, Академии Художеств им. И.Е. Репина, Высшей Школы Экономики






Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Многонациональный Петербург
29.02

Писатели народов России: а вы их знаете?

Интервью
Искусство
27.06

Тур по мастерским: Марина Азизян

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Выставки
Интервью
10.06

Выставка «Куплю гараж»: как 18 м² личного пространства стали местом самовыражения миллионов людей

Многонациональный Петербург
05.04

Народы мира и их сказки глазами отечественной анимации

Смотреть все