Из истории Петербурга: Лифляндские ворота
Из истории Петербурга: Лифляндские ворота
История Петербурга

Из истории Петербурга: Лифляндские ворота

Опубликовано: 07 июня 2023 года

Во времена правления императрицы Екатерины II масштабы и темпы застройки Петербурга порой превосходили работы петровской эпохи. По распоряжению генерал-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина все здания должны были возводиться в одну «линию» и только из камня, а через городские каналы и протоки было решено возвести первые каменные мосты.
Новые гранитные набережные, представлявшие собой целые художественные ансамбли, несомненно, стали украшением города.
Kvarengi_D_Proekt_Triumfalnyh_vorot_v_Sankt_Peterburge_Glavnyj_fasad_variant_s_arkoj (1).jpg
Во время доклада Комиссии о Петербургском Строении, 15 мая 1773 г., были представлены планы и профили восьми столичных триумфальных ворот для архитектурного оформления всех городских застав. Из нескольких задуманных и спроектированных ворот, возведены были только Лифляндские (Екатерингофские), оформлявшие въезд в столицу со стороны Петергофской дороги. Монументальное строение прославляло успехи Русского государства при Екатерине Великой и, в частности, победы над турками во время войны 1768−1774 годов. А также выполняло и оградительную функцию: защищало от проникновения в столицу разных нежелательных элементов. Для чего также начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним. Лифляндские ворота были самыми парадными — именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт.
Фасад ворот со внутренной стороны города по линеи.jpg
Они были построены в 1774–1784 годах предположительно по проекту архитектора Антонио Ринальди. По его же проекту вдоль тракта были установлены монументальные верстовые столбы из мрамора и гранита (часть из них сохранилась). Ворота располагались в створе нынешнего Старо-Петергофского проспекта к северу от Ново-Калинкина моста.
Фасад ворот с наружной стороны города по линеи.jpg
Известно, что сооружение было выполнено из гранитных блоков как античная триумфальная арка. Их облик отличался классической строгостью и сдержанностью декора. Величественное сооружение с четырьмя полуколоннами украшал аттик с мраморным орлом и вазами. Фасады были сделаны разными: сторона, обращенная навстречу приезжающим, была богато украшена. Триумфальные ворота вместе с гранитным мостом, возведенным к 1787 году, составляли единый ансамбль.
Фасад караульни по линеи и Фасад мостовой арки по линеи.jpg
В 1828 г. в связи с перенесением городской границы, расширением Обводного канала и возведением Нарвских ворот, их разобрали. В краеведческой литературе Лифляндские (Екатерингофские) ворота часто смешивают с Триумфальными воротами, построенными по проекту Джакомо Кваренги в 1814 г. Деревянное сооружение было возведено всего за месяц по случаю возвращения победоносных русских войск из заграничного похода в столицу спустя 28 месяцев отсутствия. Ворота были временными и возведены за старой городской чертой, проходившей у Обводного канала. Строение быстро обветшало и впоследствии было заменено каменными воротами, сооруженными по проекту Василия Петровича Стасова за Нарвской заставой.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
07.03

«Цефал и Прокрис»: истоки русской оперы

Первая опера на русском языке в Петербурге сегодня и два века назад.

Архитектура
История Петербурга
17.02

Станция метро «Горный Институт»: от мозаичных панно до новых архитектурных решений

Победа
Блокада Ленинграда
23.01

Всероссийской патриотической программе «Дороги Победы» исполняется 10 лет

Блокада Ленинграда
10.01

Память о Блокаде: навигатор по онлайн-проектам

К 27 января — Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — мы собрали список актуальных проектов, представленных в виртуальном...

Блокада Ленинграда
27.01

Блокадный подвиг Театра музыкальной комедии

Во время Блокады в Ленинграде продолжали идти концерты и спектакли.

Смотреть все