Опубликовано: 30 августа 2024 года
30 августа 1756 года высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны был образован русский профессиональный театр. Предпосылками к его появлению стало желание различных слоев населения иметь общедоступные «подмостки». С этой даты началась история Александринки, которая в советские времена носила имя Академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Ныне это — Национальный драматический театр России (Александринский театр).
Первым директором «Русского театра для представлений трагедий и комедий» (первое название Александринки) стал поэт и драматург Александр Сумароков, а труппу возглавил Фёдор Волков. После кончины последнего в 1763 году во главе встал актер, режиссер и историк театра Иван Дмитриевский. Его талант и эстетический вкус определили развитие театра на многие годы.
В 1761 году Сумароков был отправлен в отставку, так как из-за множества бытовых проблем прибыль упала, к тому же средства на постановку спектаклей выделялись нерегулярно и в недостаточном объеме. В 1773 году императрица Елизавета Петровна издала указ о возобновлении в Петербурге работы государственного театра. Подготовительный период занял десять лет — в это время коллектив работал на придворных сценах.
12 июля 1783 года самодержица подписала указ, в соответствии с которым труппа получила статус придворной, но наряду с этим была обязана давать публичные представления за деньги в городских театрах.
С начала 1770-х годов в репертуаре уже присутствовал жанр комической оперы.
Первое здание театра на месте современной Александринки было построено в 1801 году для оперной труппы итальянца Казасси, но впоследствии строение было закрыто, а объект передан в казну. В 1828 - 1832 годах по проекту зодчего Карла Росси на месте подмосток было возведено строение в стиле ампир с видом на Невский проспект. Итак, 31 августа 1832 года, спустя 76 после образования труппы, для театра было построено здание, которое назвали в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны.
В 1840-х годах общая вместимость зала составляла до 1700 зрителей. В спектаклях Александринки преобладал водевиль, а звездой жанра была Варвара Николаевна Асенкова. Она одной из первых в истории труппы пыталась раскрыть в своих ролях глубину женской души и ее страданий.
На сцене в жанре водевиля были поставлены спектакли Николая Гоголя «Женитьба», «Ревизор», «Мертвые души», которые постепенно внесли в репертуар новую волну реальной жизни, полной человеческих страстей. В 1850-х годах появились и произведения Николая Островского и Ивана Тургенева, которые тоже рассказывали о судьбах людей. Уже к началу 1860-х годов наибольшей популярностью среди зрителей стали пользоваться исторические спектакли: «Воевода», «Смерть Ивана Грозного» и «Борис Годунов».
Во второй половине XIX века на сцене театра блистали Владимир Давыдов, Мария Савина, Вера Комиссаржевская, Константин Варламов, Николай Сазонов и другие.
С 1908 года в Александринку пришел Мейерхольд, деятельность которого определила развитие театра в дореволюционное время. За первые десять лет Всеволодом Эмильевичем были поставлены двадцать спектаклей, среди которых — «Маскарад» Михаила Лермонтова и «Гроза» Александра Островского, вызвавшие неподдельный интерес публики и прессы.
В 1920 году произошли преобразования, театр временно стал Петроградским государственным театром драмы (Ак-драма), а с 1937 года начал носить имя поэта Александра Пушкина.
Во время Великой Отечественной войны труппа была эвакуирована в Новосибирск, где продолжала играть на сцене театра «Красный факел» и регулярно выезжать с концертами в действующие войска, чтобы поддержать боевой дух солдат.
В 1950-х годах в Александринке работал знаменитый театральный режиссер Георгий Товстоногов, его спектакль «Оптимистическая трагедия», представленный широкой публике в 1955 году, позднее был удостоен Ленинской премии.
В 1975 - 1991 годах художественным руководителем театра был советский актер и режиссер Игорь Горбачёв.
В 1990 году театру было официально возвращено название «Александринский».
В 2003 году художественным руководителем стал народный артист России Валерий Фокин (с июля 2024 года — президент театра). В 2022 году он стал инициатором создания Ассоциации национальных театров, ведущей свою деятельность под эгидой Александринского театра.
В настоящее время художественным руководителем Александринки является режиссер Никита Кобелев.
В пространстве третьего яруса Александринского театра располагается Музей русской драмы, который познакомит гостей с историей старейшей драматической труппы России. Экспозиция располагается в восьми залах и включает в себя сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников — Головина, Билибина, Альтмана и других. Экскурсии проходят в составе групп по предварительной записи.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться