Из истории Петербурга: Лифляндские ворота
История Петербурга

07 июня 2023 года

Из истории Петербурга: Лифляндские ворота

Во времена правления императрицы Екатерины II масштабы и темпы застройки Петербурга порой превосходили работы петровской эпохи. По распоряжению генерал-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина все здания должны были возводиться в одну «линию» и только из камня, а через городские каналы и протоки было решено возвести первые каменные мосты.
Новые гранитные набережные, представлявшие собой целые художественные ансамбли, несомненно, стали украшением города.
Kvarengi_D_Proekt_Triumfalnyh_vorot_v_Sankt_Peterburge_Glavnyj_fasad_variant_s_arkoj (1).jpg
Во время доклада Комиссии о Петербургском Строении, 15 мая 1773 г., были представлены планы и профили восьми столичных триумфальных ворот для архитектурного оформления всех городских застав. Из нескольких задуманных и спроектированных ворот, возведены были только Лифляндские (Екатерингофские), оформлявшие въезд в столицу со стороны Петергофской дороги. Монументальное строение прославляло успехи Русского государства при Екатерине Великой и, в частности, победы над турками во время войны 1768−1774 годов. А также выполняло и оградительную функцию: защищало от проникновения в столицу разных нежелательных элементов. Для чего также начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним. Лифляндские ворота были самыми парадными — именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт.
Фасад ворот со внутренной стороны города по линеи.jpg
Они были построены в 1774–1784 годах предположительно по проекту архитектора Антонио Ринальди. По его же проекту вдоль тракта были установлены монументальные верстовые столбы из мрамора и гранита (часть из них сохранилась). Ворота располагались в створе нынешнего Старо-Петергофского проспекта к северу от Ново-Калинкина моста.
Фасад ворот с наружной стороны города по линеи.jpg
Известно, что сооружение было выполнено из гранитных блоков как античная триумфальная арка. Их облик отличался классической строгостью и сдержанностью декора. Величественное сооружение с четырьмя полуколоннами украшал аттик с мраморным орлом и вазами. Фасады были сделаны разными: сторона, обращенная навстречу приезжающим, была богато украшена. Триумфальные ворота вместе с гранитным мостом, возведенным к 1787 году, составляли единый ансамбль.
Фасад караульни по линеи и Фасад мостовой арки по линеи.jpg
В 1828 г. в связи с перенесением городской границы, расширением Обводного канала и возведением Нарвских ворот, их разобрали. В краеведческой литературе Лифляндские (Екатерингофские) ворота часто смешивают с Триумфальными воротами, построенными по проекту Джакомо Кваренги в 1814 г. Деревянное сооружение было возведено всего за месяц по случаю возвращения победоносных русских войск из заграничного похода в столицу спустя 28 месяцев отсутствия. Ворота были временными и возведены за старой городской чертой, проходившей у Обводного канала. Строение быстро обветшало и впоследствии было заменено каменными воротами, сооруженными по проекту Василия Петровича Стасова за Нарвской заставой.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
История
26.07

Первый театр русского военно-морского флота

История Петербурга
Праздник
24.07

Военно-морской Петербург: от Петра Великого до наших дней

Санкт-Петербург – военно-морская столица России. Регулярный флот Петра I, современный флот, морские достопримечательности

История
25.07

История военно-морских парадов России

Петербург — родина военно-морских парадов России. Именно здесь состоялось первое торжественное шествие кораблей, а идея подобных праздников принадлежала, конечно, Петру I.

225-летие Александра Пушкина
27.06

Как к юбилею Пушкина реставрировали Лицей и Дом станционного смотрителя

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

Смотреть все