Опубликовано: 24 мая 2023 года
Рачковский одним из первых в России воспринял новую ветвь развития изобразительного искусства – художественное течение «Эмоционализм». Как это произошло, и что представляет собой данное направление, рассказывает искусствовед, куратор, член АИС, выпускник Института искусств Sotheby’s, соискатель СПбГИК Анна Воронкова.
Начало пути и встречи с учителями
Жизненные обстоятельства стали причиной дерзких мыслей и своевольных поступков мастера. Художник родился в 1969 году.
В шестнадцать лет Борис переехал из старинного Львова в музейную столицу Советского Союза − Ленинград. Оказавшись в типичной питерской коммуналке, несмотря на крайне стесненную обстановку, усердно работал, брал уроки у преподавателей Репинского училища (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). По ночам приходилось трудиться на хлебозаводе, чтобы оплачивать недешевое обучение.
В 1987-м году ему посчастливилось выставиться в московском «Центральном Доме Художника» с группой авторитетных художников. Затем мастер принял участие в выставке «Центросоюза», проводимой для зарубежных организаций-партнеров. Получив горячее одобрение иностранных делегаций, Борис понял, что западные зрители воспринимают советское искусство с большим воодушевлением. По этой причине художник решил испытать Судьбу и перебрался сначала в Швецию, а затем в «колыбель европейской культуры» − во Францию.
За очень короткое время Рачковский написал около сотни полотен, которые представил в салоне Дрюо на одноименном аукционе в Париже.
Живя и работая во Франции, Борис много путешествовал по Европе, узнал разные проявления человеческих характеров, познал себя и вернулся в ставший родным и близким Петербург. Продолжая художественные эксперименты, Рачковский пришел к пониманию основной ценности искусства и возможности его постичь только через сильную эмоцию.
Путь любого творца наполнен встречами с Учителями, которые формируют фундамент будущего мастерства. Размышляя о своих авторитетных наставниках, мастер вспоминает:
«С творчеством живописца, который стал для меня вдохновением на всю жизнь, я познакомился еще в детстве, обучаясь в художественной школе. Во время экскурсии в музей нам показали картины польского мастера Артура Гротгера (1837 – 1867), которые произвели неизгладимое впечатление, оказавшись, своего рода, освоением космических просторов искусства. Его чарующие мистические картины стали для меня квинтэссенцией романтизма, фаталистичных настроений и глубокого символизма, более того, явились причиной появления цикла собственных стихов и нескольких музыкальных произведений.
Переехав в Ленинград, я волею судеб познакомился с удивительным живописцем Владимиром Бородиным. Мы стали работать вместе. Трудились по 10 - 12 часов в день. Сначала делали заказные копии картин, а потом, если оставалось время, занимались абсолютным творчеством. Считаю, что Бородин помог мне стать крепким практикующим живописцем, который умеет работать во всех стилях и направлениях».
В силу богатого личного опыта, а также по причине определенного склада ума и свойств характера, Борис верен себе: владея различными художественными методами, он остается бунтарем и одним из первых провозглашает в России новый мировой тренд – арт-движение «эмоционализм», утверждающее принципиальную роль эмоций в восприятии искусства.
Что такое эмоционализм?
Эмоционализм развился из группы под названием «В гармонии с природой» («In Tune With Nature»), которую основал всемирно известный скульптор и почетный профессор дизайна Бриджпортского университета (США) Любомир Томашевский. Начиная с 1994-го года, он стал собирать разнообразный международный коллектив художников, фотографов, граверов, скульпторов, танцовщиков и музыкантов, которые развивали стиль, провозгласивший преобладание чувств и первостепенную значимость эмоционального резонанса. Результатом развития деятельности этого движения стал вид искусства, который обращается непосредственно к сердцу зрителя, стремящегося к более глубокой связи с художественными произведениями и познанию личного жизненного опыта. Благодаря усилиям Бориса Рачковского, в России начал укрепляться эмоционализм, в котором на сегодняшний день работают художники из более чем дюжины стран.
Как же эмоционализм проявляется в творчестве Бориса Рачковского?
В картинах живописца заурядное природное явление приобретает статус уникального духовного события, а эмоции руководят образованием фактуры и формы (Passion Страсть Холст / Масло / 90 / 2022). Произведения, вдохновленные природой, отражают «страстную влюбленность» художника в жизнь, постижение которой возможно только на основе эмоционального способа познания мира (Радуга, Пурпурный дождь Холст / Масло / 90 / 2022).
Картины Рачковского пронизаны накалом чувств, одновременно завораживающим и заставляющим задуматься. Его эмоциональный стиль характеризуется пронзительным, нефильтрованным выражением подсознательных импульсов, которые передаются смелыми мазками, яркими цветами и динамичными композиционными решениями. Одним из самых поразительных аспектов творчества Бориса является то, как он улавливает сложную и часто противоречивую природу человеческих эмоций. Его картины переполняет ощущение напряжения и чувственного накала, как будто эмоции, которые он изображает, постоянно пытаются вырваться за пределы холста.
Еще одна примечательная черта живописи Бориса Рачковского — использование цвета. Он смело создает разнообразную, выразительную палитру, которая варьируется от ярких насыщенных оттенков до более приглушенных и размытых тонов. В его картинах возникает ощущение глубины и сложности, поскольку разные цвета и оттенки взаимодействуют друг с другом, создавая богатый и многослойный визуальный ансамбль. Композициям петербургского художника свойственна динамичная энергия и движение, и плавность, которые усиливают общее эмоциональное воздействие (Майами бич Холст / Масло / 100 х100 см/ 2019).
Живописец стремится рассказывать о постигаемых тайнах мира на «понятном от поколения к поколению, и идущем от сердца к сердцу» языке. Он считает, что «всё в мире лишь игра», а за рамки, установленные обществом, можно и нужно выходить.
«Заполняя холст тонкими слоями краски, создавая воображаемые пейзажи, в которых сюжеты укореняются в процессе поиска и личных переживаний, я приглашаю зрителя в мир аутсайдеров. Я увлечен тайной и готов поверить в невозможное, отдаться чему-то необычному, совершенно новому и ни на что не похожему. И, все же, мои картины интуитивны. Они стремятся противостоять цифровому, фотографическому, воспроизводимому и легко интерпретируемому изображению. Работы дарят мне радость и счастье, они дают мне такие состояния, которые иногда сложно описать. Эти состояния рождаются внутри меня, в тайных глубинах души. Я и дальше хочу погружаться и наслаждаться процессом, увлекая зрителя в свой мир эмоционализма».
Рачковский верит, что не существует никакого видимого разделения природы и человека. В своем творчестве он пытается объединить эти два элемента в тихую божественную гармонию: «Я хочу создавать произведения искусства, с которыми можно жить каждый день, при этом, чтобы они всегда вызывали у зрителя новые эмоции. Если мое искусство поможет хотя бы одному человеку по-настоящему ощутить внутреннюю силу и красоту, которые в изобилии наполняют природу и жизнь, я буду по-настоящему счастлив».
Анна Воронкова — искусствовед, куратор, соискатель СПбГИК, член Международной Ассоциации Искусствоведов, организатор выставочных проектов в Доме ученых им. М. Горького, музее Аслана Чехоева, Особняке А.П. Брюллова и др., а также выпускник Института искусств Sotheby’s по оценке произведений искусства и Christie’s Education, автор более 15 научных статей
Заставка: Борис Рачковский у себя в мастерской в Петербурге
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться