153 года со дня рождения Сергея Дягилева, открывшего миру русское искусство
153 года со дня рождения Сергея Дягилева, открывшего миру русское искусство
Персоналии

153 года со дня рождения Сергея Дягилева, открывшего миру русское искусство

Леон Бакс. Портрет Серегея Дягилева. 1905 год.

Опубликовано: 30 марта 2025 года

31 марта 2025 года исполнилось бы 153 года Сергею Павловичу Дягилеву — выдающемуся театральному и художественному деятелю, антрепренеру, создавшему триумфальные Русские сезоны и «Русский балет Дягилева». Ему удалось покорить весь мир величием русского искусства. Рассказ о Дягилеве для портала «Культура Петербурга» подготовила Президентская библиотека.


Круги Дягилева

«Дьявол во плоти», «священный монстр», «русский принц», — так говорил о нем французский писатель Жан Кокто. Сергей Дягилев через искусство оперы и балета рассказывал всему миру об отечественной культуре с ее национальными традициями. На лучших театральных сценах мира выступали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский и Михаил Фокин. Именно благодаря Дягилеву парижский искушенный зритель узнал о Фёдоре Шаляпине, исполнившем главную роль в опере «Борис Годунов».

Имя Дягилева упоминается в мемуарах едва ли не всех ярчайших представителей искусства того времени. Он сотрудничал с художниками Пабло Пикассо и Анри Матиссом, с композиторами Морисом Равелем, Клодом Дебюсси и Эриком Сати. Среди друзей Сергея была великая Коко Шанель, которая нередко поддерживала его дорогостоящие постановки и сама создавала к ним эскизы сценических костюмов. Пабло Пикассо говорил:

«Дягилев сделал больше для распространения моей славы в международном масштабе, чем парижские экспозиции Розенберга».

Пикассо и Дягилев. Фото в мастерской Ковент-Гарден, Лондон, 1919 / picassolive.ru

Анри Матисс, как и многие его современники, отмечал противоречивость и стихийность характера Дягилева:

«Невозможно понять, что он за человек, он очаровывает и сводит с ума одновременно, словно змея, он ускользает из рук — в сущности, его волнует только он сам и то, чем он занимается».

По воспоминаниям артиста балета Сержа Лифаря, сам импресарио на вопрос о своей жизни отвечал:

«Я лично ни для кого не интересен; интересна не моя жизнь, а мое дело».

Однако именно масштаб и уникальность его личности, поразительная интуиция и деловитость во многом определили успех дела, которому он посвятил всего себя. Сергей Дягилев не только показал новый русский мир Западу, но, что не менее ценно, открыл «Россию русским».

Фигура основателя журнала «Мир искусства» стала ключевой для представителей Серебряного века в России. Авторами статей в лучшем журнале об искусстве был весь «свет» русского литературного символизма: Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, знаменитые художники: Александр Бенуа, Валентин Серов, Илья Репин и многие другие.


Дягилев в России

Стремление Дягилева удивить весь мир русским искусством исходило в первую очередь из его собственного восхищения им и, несомненно, из его любви к родине. Несмотря на многолетнее пребывание импресарио за границей, частые переезды, и даже на то, что за всю свою самостоятельную жизнь у него не было своего дома в России, все, кто его знал, отмечали его «русскость». Выразительность лица, живость и при том твердость, отличительную полуулыбку, весь его «дягилевский шарм» вместе с крупной его фигурой и монументальностью представляли собой образ настоящего русского барина — впрочем, каковым он и являлся. Сергей Дягилев принадлежал к известному дворянскому роду. Он родился в деревне Селищи Новгородской губернии, неподалеку от казарм, в которых служил его отец. Мать Сергея умерла при родах. Овдовевший отец, Павел Дягилев, женился на Елене Панаевой, которая заменила трехлетнему Серёже мать — всю жизнь их будут связывать самые нежные чувства. Сначала Дягилевы жили в Петербурге, затем переехали в Пермь в имение в селе Бикбарда. Дом этой семьи «дышал» искусством, в нем проводили музыкальные вечера, ставили оперу. Очень быстро уютное гнездышко стало культурным центром города, «это были настоящие пермские Афины», — вспоминал школьный товарищ Дягилева. Елена Панаева с детства прививала детям (кроме Серёжи, в семье было еще два сына) не только любовь к искусству, но и силу воли. Как вспоминал близкий друг будущей звезды Вальтер (Валечка) Нувель, она с детства отучала Сергея от слов «я не могу»:

«Эту фразу ты должен забыть, когда хотят — всегда могут».

Спустя годы искусство стало настоящей страстью для Дягилева, а сила его характера позволяла претворять в жизнь самые амбициозные идеи.

«Надо идти напролом. Надо поражать и не бояться этого, надо выступать сразу, показать себя целиком, со всеми качествами и недостатками своей национальности», 

- говорил сам Дягилев

Семья Дягилевых, 1880-е. Слева направо: Валентин, Павел Павлович, Юрий, Елена, Сергей / vtbrussia.ru

Учеба на юридическом факультете Петербургского университета заняла шесть лет вместо положенных четырех — в те годы Дягилев интересовался больше музыкой. Особенно он боготворил Чайковского; живя неподалеку, он часто посещал «дядю Петю» (Дягилевых и Чайковских связывало далекое родство). Некоторое время Сергей занимался у Римского-Корсакова, но тот умерил музыкальный пыл молодого человека, не оценив по достоинству его произведения.

В 1890-е зарождается журнал «Мир искусства», во главе редакции встал идейный вдохновитель — Дягилев. В числе единомышленников были его друзья: Дмитрий Философов (двоюродный брат Дягилева, связь с которым продлится долгие годы), Александр Бенуа, Вальтер Нувель и Лев Бакст.

Первый номер журнала вышел в 1898 году (с этим и другими выпусками «Мира искусства» можно ознакомиться в фонде Президентской библиотеки) и очень скоро стал самым популярным изданием об искусстве в России.

Обложка журнала

Участники «Мира искусства» не могли ограничиться лишь печатной версией журнала, решив организовывать еще и художественные выставки. Первая состоялась в 1899 году в Музее барона Штиглица в Петербурге и пестрела именами русских и зарубежных художников: Бенуа, Бакст, Васнецов, Врубель, Левитан, Репин, Серов, Дега и Бенар. Вторая прошла в Академии Художеств и состояла исключительно из полотен русских художников. «Мир искусства» просуществовал до 1904 года, когда вынужден быть прекратить работу — в основном, по причинам материального характера.

Параллельно с активной деятельностью в журнале Дягилев служил в Дирекции императорских театров. Двадцатисемилетний красавец с белой прядью седых волос (из-за чего его прозвали «шеншеля») пользовался невероятным авторитетом в театральной среде. Звезда русского императорского театра Матильда Кшесинская, по воспоминаниям современников, даже шуточно напевала:

«Сейчас узнала я, что в ложе «шеншеля», и страшно я боюся, что в танце я собьюся…»

Первый слева в группе – Сергей Дягилев, рядом с ним - Матильда Кшесинская / biography.wikireading.ru

Дягилев был полон планов, он грезил желанием реформировать балет, устроить грандиозный национальный музей в России. В 1905 году он организовывает выставку русских портретов в Таврическом дворце, ставшую событием всемирно-исторического значения, давшую множество новых имен в живописи и скульптуре. Успех выставки Дягилев хотел закрепить и хлопотал о передаче Таврического дворца под место для проведения постоянных выставок, однако это ему не удалось.

Профессиональные разочарования подкрепились личными — ссорой с Дмитрием Философовым. Дягилев был собственником, он не желал делить своих близких с посторонними, и ему приходилось переживать потери раз за разом. Позже удар ему нанесет артист балета Вацлав Нижинский, которого он откроет для всего мира. За ним последуют и другие потери, Сергей так и не сможет найти единственно близкого человека на всю жизнь.

Сергей Дягилев, 1900-е / vtbrussia.ru


Покорение Европы

Таланту Дягилева со временем стало тесно в Петербурге, и он отправился покорять Европу. В 1906 году состоялась первая выставка русских художников на Осеннем салоне в Париже, успех был неслыханный. Через год проходит музыкальный Русский сезон (Исторические русские концерты) — звучат имена Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Модеста Мусоргского. С концертов Дягилева начинается и слава Фёдора Шаляпина. Перед премьерой оперы «Борис Годунов» в Парижской «Гранд-Опера» к Дягилеву в отель пришел взволнованный Шаляпин со словами: «Я завтра не могу петь… Боюсь… Не звучит». Сергей изо всех сил старался успокоить певца, и ему это удалось. Уже на следующий день Париж был потрясен выступлением русского баса, публика в исступлении кричала, люди взбирались на кресла, махали, стучали, плакали от восторга.

Участники «Русских исторических концертов в Париже» в гостях у композитора Камиля Сен-Санса, Париж, 1907 год / dlib.rsl.ru
В 1909 году Дягилев отправился поражать Запад русским балетом, который сам обожал, ведь именно в нем он видел синтез живописи, музыки и танца. Подготовка спектаклей проходила под высочайшим покровительством императорской фамилии — это было важной заслугой Сергея. С большой субсидией, площадкой Театра Эрмитажа, костюмами и декорациями Мариинского театра началась подготовка принципиально нового «дягилевского» балета. Задействованы были главные деятели искусства того времени, однако Сергей контролировал практически все: работу декораторов, костюмеров, звучание оркестра. Никто не чувствовал лучше него, что должно войти в историю мирового искусства. Дягилев обладал исключительным чутьем обнаруживать таланты. Балерина Тамара Карсавина писала:

«Для него бывало огромной радостью открыть гений там, где менее верная интуиция не увидела бы, в большинстве случаев, ничего, кроме эксцентричности…»

Игорь Стравинский, Ида Рубинштейн — список можно продолжать долго.

Композитор Игорь Стравинский и Сергей Дягилев, 1910-е / vtbrussia.ru

Дела импресарио не всегда шли гладко, выстраивать крепкие отношения с представителями творческой среды часто было невероятно тяжело. Так, решив поставить «Жизель» для Анны Павловой, Дягилев обрек себя на ссору с Матильдой Кшесинской. Влияние ее в императорской семье было чрезвычайно значимо для финансирования Русских сезонов. И хотя с субсидиями тогда было покончено, спустя несколько лет знаменитости помирятся и сохранят до последних своих дней сердечные отношения.

Русский балет вслед за живописью и оперой блистал в Париже, его признали «величайшим художественным откровением». Дягилев расширял рамки классической хореографии. Он поддерживал эксперименты с танцевальными формами, которые во многом опережали время. Анна Павлова блистала на сцене в «Сильфидах», «гений и ангел» Вацлав Нижинский напомнил Европе о самостоятельном мужском танце. Живопись и декорации Александра Бенуа и Льва Бакста к спектаклям пленяли своей красотой. Одним словом, русское искусство царствовало во Франции.

Декорация Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица» / runivers.ru

А. Бенуа. Эскиз декорации для балета «Сильфиды», 1909 / ru.wikipedia.org

Теперь взор Дягилева устремился на остальную Европу: Англию, Италию, Испанию, а также на Америку… И везде - безоговорочный успех. С 1912 года Сергей начнет уже не удивлять мир русским искусством, а искать новые его формы. Приходит время сотрудничества Русских сезонов с иностранцами: для балета «Синий бог» либретто напишет Жан Кокто, музыку к «Полудню фавна» Вацлава Нижинского — Клод Дебюсси, а к «Дафнису и Хлое» Михаила Фокина — Морис Равель. В 1916 году в Европе состоится премьера — балет «Парад». Либретто — Жан Кокто, музыка — авангардист Эрик Сати, хореография — молодая звезда дягилевского балета Леонид Мясин, а декорации и костюмы — Пабло Пикассо.

Костюмы в «Русских сезонах» / runivers.ru

Костюмы в «Русских сезонах» / runivers.ru

Египет 2022вв.jpg

Русские сезоны шествовали по Европе до самой смерти великого антрепренера. Выступлениям сопутствовали как ошеломляющий успех, так и кризисы. Случалось и так, что доходы не всегда могли покрыть траты на расходы труппы. У самого Дягилева не было практически никакого имущества, он разъезжал по миру с чемоданами в сопровождении одного слуги, ночевал в дорогих отелях, но не всегда был в состоянии за них расплатиться.

Сергей Дягилев и труппа «Русских сезонов» на гастролях в Севилье. 1916 год. Источник: Школа дизайна Высшей школы экономики, hsedesign.ru.


Последнее пристанище

Бурного Дягилева, постоянно находившегося в движении, могло унять и успокоить лишь одно место, которое он полюбил с самого первого визита — Венеция. В 1902 году Сергей писал Елене Панаевой:

«Итак, я убеждаюсь, что окончу дни свои здесь [в Венеции], где некуда торопиться, не надо делать усилий для того, чтобы жить, а это главная наша беда, мы все не просто живем, а страшно стремимся жить, как будто без этих усилий жизнь наша прекратится».

Дягилев страдал сахарным диабетом, при этом следовать диете не умел, а постоянные стрессы часто «заедал» коробками конфет. 19 августа 1929 года он скончался в Венеции. Похоронили великого импресарио на кладбище Сан-Микеле.

Его близкий друг, Александр Бенуа, в книге «Дягилев. Русские сезоны навсегда» писал:

«Этот стихийный человек — одна из самых характерных фигур нашей родины, соединявшая в себе все чары и всю непогасшую мощь русской культуры».
Похороны Сергея Дягилева. Погребальная процессия в Венеции. 1929. Иллюстрация из книги Арнольда Хаскелла Diaghileff: His Artistic and Private Life (1934)

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

80-летие Победы
10.04

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть седьмая)

80-летие Победы
03.04

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть шестая)

80-летие Победы
13.03

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть третья)

16.12

Кандинский: «Все начинается с точки»

16 декабря 1866 года родился Василий Васильевич Кандинский, один из основоположников абстракционизма. Рассказываем о том, как складывался творческий путь мастера, и где в Петербурге можно увидеть его произведения.

Персоналии
История
31.03

И Гоголь такой молодой…

1 апреля 1809 года родился Николай Гоголь.

Смотреть все