Василию Кандинскому - 157 лет
Персоналии

16 декабря 2021 года

Василию Кандинскому - 157 лет

Фото: культура.рф.

16 декабря 1866 года родился Василий Васильевич Кандинский, один из основоположников абстракционизма. Этот известнейший художник до 30 лет всерьез живописью не занимался. В юности учился на юриста на факультете МГУ, ездил в этнографические экспедиции и писал диссертацию на тему «О законности трудовой заработной платы».

В 1895 году, в возрасте 30 лет, Кандинский посетил выставку полотен импрессионистов в Москве. И под влиянием увиденного, в частности, под впечатлением от картины Клода Моне «Стог сена», стал склоняться к карьере художника.

В книге «Ступени» 1913 года Василий вспоминает:

«До того я был знаком только с реалистической живописью, и то почти исключительно русской, еще мальчиком глубоко впечатлялся «Не ждали», а юношей несколько раз ходил долго и внимательно изучать руку Франца Листа на репинском портрете, много раз копировал на память Христа Поленова, поражался «Веслом» Левитана и его ярко писанным отраженным в реке монастырем и т. п. И вот сразу видел я в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. Во всем этом я не мог разобраться, а тем более был не в силах сделать из пережитого таких, на мой теперешний взгляд, простых выводов. Но что мне стало совершенно ясно — это не подозревавшаяся мною прежде, скрытая от меня дотоле, превзошедшая все мои смелые мечты сила палитры. Живопись открывала сказочные силы и прелесть. Но глубоко под сознанием был одновременно дискредитирован предмет как необходимый элемент картин».

Клод Моне «Стог сена. Конец лета. Утро», 1891 г. Источник фото

В ноябре 1895 года будущий художник написал своему научному руководителю Александру Ивановичу Чупрову, что «решил оставить занятия наукой. <…> И чем дальше идет время, тем сильнее притягивает меня к себе старая и прежде безнадежная любовь к живописи». В 1896 году Кандинский отказался от должности приват-доцента в Дерптском университете Эстонии и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи. Там он вошел в художественную среду экспрессионистов, а позднее стал одним из основателей группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) — творческого объединения представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии.

Василий — не единственный, кто занимался в то время вопросами абстракционизма. Это направление также осваивали:

  • Питер Корнелис Мондриан — нидерландский художник, призывавщий к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции;
  • Казимир Северинович Малевич — основоположник супрематизма, одного из крупнейших направлений абстракционизма;
  • Франсис Пикабиа - французский авангардист, известный как эксцентричный художник, не подчинявшийся никаким политическим или стилистическим догмам.

Однако Кандинский считается единственным, кто теоретически обосновал существование искусства за границами фигуративности, поэтому именно его акварель 1910 года считается точкой отсчета. Исследователи биографии Кандинского склоняются к тому, что сбор этнографического материала по культуре коми-зырян, которым художник занимался в студенчестве, помог мастеру лучше изучить и понять цельность живописной композиции, единство ансамбля и особенно волновавшую его проблему синтеза искусств.

1014-3.jpg

Василий Кандинский написал трактаты по теории искусства:

  • «О духовном в искусстве» (1910 г.);
  • «Ступени: Текст художника» (1918 г.);
  • «Точка и линия на плоскости» (1926 г.).

Согласно собственной теории живописи, мастер разделил свои работы на три типа:

  • композиции (сочетание рациональной концепции, работы воображения и интуиции);
  • импровизации (акцент на передачу внутренних переживаний художника);
  • импрессии (акцент на чувства, вызванные внешними факторами).

Синтез цвета и звука был основой его художественных убеждений, отправным пунктом живописи. Творец считал, что музыку можно перенести на холст.

«Без названия (Первая абстрактная акварель)», 1910 г., Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду


Работы Кандинского в начале пути


В Русском музее хранятся работы Василия Кандинского с 1901 по 1910 годы, в том числе полотна фигуративного направления. Наличие пейзажей у художников-абстракционистов — уникальное явление. В то же время, именно в работах мастера оно встречается не так уж редко. Здесь мастер ориентируется на живопись постимпрессионистов: Поля Гогена, Поля Сезанна, Анри Матисса. В более поздних произведениях цвет и линия интересуют художника сами по себе, без привязки к действительности.

При этом, хотя в картине нет абстракции как таковой, пейзаж нарисован с несоблюдением законов «светотеней», со специфическим набором красок и изобилием ярких контрастов. Кандинский не стремится передать реальность дословно, поэтому подробности — трава, листва, блики на воде — изображены без детализации и «лишних» оттенков.

Кандинский рисовал пейзажи в своем доме под Москвой.

«Осень». Между 1901 г. и 1903 г. Фото: Русский музей.

1014-wassily kandinsky river in summer.jpg


Фовизм


Осенью 1908 года в творчестве Кандинского начинается новый этап. Он переезжает в Мурнау, в небольшое селение в Баварских Альпах, в 50 километрах от Мюнхена, со своей давней подругой Габриелой Мюнтер, тоже художницей. Кстати, именно она спасла значительную часть картин Василия во время Второй мировой войны, а после открыла их для общего доступа вместе с фотоархивом «Синего всадника» и своими собственными работами.

В Мурнау Кандинский попал по приглашению Алексея Явленского и Марианны Веревкиной — семьи русских художников-экспрессионистов, живших в Германии. Работы, созданные мастером в тот период, свидетельствуют о знакомстве с произведениями французских фовистов, отказавшихся от линейной перспективы и светотени и использовавших краски не для копирования природы, а, в первую очередь, для выражения своих эмоций. Для фовизма было характерно:

  • использование интенсивных, ярких цветов;
  • противопоставление холодных и теплых акцентов;
  • стремление к обособлению цветовых зон и отказу от плавных цветовых переходов;
  • отказ от светотени и линейной перспективы, что вело к созданию плоскостного характера рисунка и обобщению образов;
  • доминирование внутреннего видения творца над реальностью.

«Летний пейзаж», как и другие работы, написанные в Мурнау, отличает насыщенность цвета, резкие мазки, отражение эмоций художника. Кандинский начинает уходить от сходства с природой, что предшествовало зарождению в его творчестве абстрактных композиций.

«Летний пейзаж», 1909 г. Русский музей.

Эскиз к картине «Дома на горе», 1909 г. Фото: Русский музей.

«Вид Мурнау», 1908 г. Фото: Государственный Эрмитаж.

Зимний пейзаж, 1909 г. Фото: Государственный Эрмитаж.

Особо стоит отметить одно полотно в Эрмитаже, которое еще сохраняет узнаваемые черты пейзажа, но уже явно становится абстракционисткой работой.

«Пейзаж», 1913 г. Фото: Государственный Эрмитаж.


Абстракции


Василия Кандинского считают основоположником абстракционизма — наиболее крайней школы модернизма. Свои первые беспредметные произведения художник создал еще раньше кубистов. В 1910 году он написал акварели, состоящие из одних только цветных пятен и не изображавшие никаких реальных предметов.

В центре творчества мастера — живописные конфликты. Он выделял четыре пары цветовых контрастов между двумя полюсами (белым и черным), «как жизнь простых цветов между рождением и смертью», а также сформулировал теорию о гармонии цветовых созвучий и напряженном противостоянии тёплых и холодных, светлых и темных тонов.

Помимо фовизма, Гогена, народного лубка на творчество Василия существенно повлиял и символизм. Цвет и линии в работах мастера имеют самостоятельное значение. По нему цвета могут обозначать:

  • белый — цвет молчания, безмолвия, символ рождения;
  • черный — апокалипсис, потухшее Солнце, воплощение смерти;
  • красный — беспокойство и движение;
  • жёлтый — земля;
  • зелёный — равнодушие;
  • синий — мистика и тайны.

Передавая музыку через цвет, Кандинский считал, что охристые цвета соответствуют звуку духовых инструментов, различные оттенки красного — звуку струнных, а белый и черный — это паузы в мелодии. Горизонтальная линия обозначает пассивное начало, в то время как вертикаль — активное начало.

Стоит отметить, что в своих теоретических работах художник именно русских символистов не упоминает. В книге «О духовном в искусстве» он пишет, в основном, о зарубежных коллегах: Беклине, Штуке, Сегантини, Кубине.

В начале 1920-х годов Кандинский увлекся так называемым геометрическим абстракционизмом, рисуя фигуры, в основном, типичные для супрематизма: круг, квадрат, треугольник. В литературе еще можно встретить такие термины, как «холодная абстракция», «логический, интеллектуальный или геометрический абстракционизм». Поздние работы художника как бы совмещают принципы живописного и геометрического абстракционизма.

Полотен в Русском музее несколько, но в этой статье упомянем только некоторые из них.

Слева: «Импровизация 11», 1910 г. Справа: «Святой Георгий (II)» 1911 г. Фото: Русский музей.

«Георгий» относится к самому началу абстрактного периода в творчестве мастера. Считается, что толчком к созданию работы могли послужить собранные Кандинским в экспедиции иконы или русские лубки. Художник стремился передать не самих участников сражения, а эмоциональную атмосферу, напряжение поединка, пафос и радость победы. Если пристально всматриваться в хаос экспрессивных цветовых пятен, то можно различить очертания скал, фигур принцессы и всадника, поражающего дракона.

Картина входит в серию «Импровизаций», созданную между 1909 и 1914 годами. В основе идеи этих работ — ассоциации с музыкальным произведением. Несмотря на тяготение к абстракции, сюжет еще сохраняет связь с образами видимого мира: можно разглядеть очертания лодки под парусом, рассекающей волны, собаки, сидящей на берегу... Однако в произведении уже ощущается та свобода творчества, которая позволила смешать линии и цвет, взятые в их абсолютной чистоте, с фрагментами реальности.

«Слева: «Чёрное пятно», 1912 г. Спрва: «Синий гребень», 1917 г. Фото: Русский музей.

«Черное пятно» - одна из самых известных работ Кандинского. В ней он воплотил образ пробуждающейся души. В своем труде «О духовном в искусстве» мастер сравнивал состояние пробуждающейся души со слабой мерцающей точкой света на огромном круге черноты:

«Этот слабый свет является лишь чаянием для души, и увидеть его у души еще не хватает смелости; она сомневается, не есть ли этот свет — сновидение, а круг черноты — действительность».

Картина «Синий гребень» относится к периоду расцвета творческого дарования мастера, когда художник последовательно претворял в жизнь концепцию «абсолютной живописи». По его замыслу, картина должна рождаться как откровение и передавать то, что невозможно выразить словами. Каждый элемент сюжета уподобляется звуку в многоголосной симфонии красок и линий. Образы постигаются исключительно на уровне ассоциаций и рассчитаны на сходство восприятия зрителя и автора. Здесь сюжетом является реальный внутренний мир мастера.

В государственном Эрмитаже хранятся «Эскиз к композиции V» (1911 г.) и «Композиция VI» (1913 г.). Их можно найти в Главном штабе.

«Композиция VI» 1913 г. Государственный Эрмитаж.

Изначально Кандинский хотел назвать картину «Композиция VI» - «Потоп», поскольку в ней намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба, сравнимую со знаменитым библейским сюжетом, через беспредметную живопись. Он писал полотно перед Первой мировой войной. Если внимательно присмотреться, то можно разглядеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в волнах штормового моря. Позже от первоначальной идеи живописец отказался и присвоил произведению порядковый номер. Полотно несет ощущение катастрофы, выраженное в абстрактной форме. Так заявлял сам Василий:

«Не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета. Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой».

В «Композиции VI» свет борется с тьмой, цвет становится игроком на поле, где черный оттесняется в левый верхний угол, сюжет растворяется в смятении розовых пятен и линий, а коричневый несет безнадежность.

Автор рисовал картину 8 месяцев и сделал 24 эскиза, пока Габриэль Мюнтер не посоветовала ему отвлечься от первоначального плана и подумать о немецком слове Überflut (наводнение) и звуковых ощущениях, которые оно вызывает. После этого предложения Кандинский закончил картину в течение трех дней. Работая он постоянно произносил слово Überflut.


Баварские традиции в творчестве художника


Имя Кандинского прочно ассоциируется с абстракционизмом, хотя мастер также интересовался и народной живописью: как в России, так и в Германии, где жил долгое время. Именно в этнографической экспедиции по северным уездам Вологодской губернии Василий начал задумываться над идеями абстрактной живописи. Во время поездок он побывал в таких городах, как Усть-Сысольск, Лальск, Великий Устюг. После поездки в Вологодскую губернию Кандинский начал собирать народные картинки-лубки, иконы «северного письма» и кустарные игрушки, которые вдохновляли художника на протяжении всего творческого пути.

Кандинский считал, что истоки его абстрактная живопись берёт у русских иконописцев X—XIV веков и в народной живописи, которую он впервые увидел во время поездки на север России. Неудивительно, что потом художник заинтересовался и народной живописью Германии. В переписке с Габриелой Мюнтер он утверждал:

«Я только наполовину русский… По воспитанию я — наполовину немец. Как художник я привязан к Германии, и все немецкое значит для меня больше, чем для многих немцев».

Теперь Василий собирал старонемецкие иконы на стекле, лубки и деревянные игрушки.

На новой родине Кандинский освоил и выполнил народную баварскую традицию Hinterglasmalerei, когда художник пишет маслом на оборотной стороне стекла с учетом восприятия зрителем композиции слева направо. Эта традиция известна с XIV века и была популярна в народном искусстве XIX века в Австрии, Баварии, Чехии и южных областях России. Данной техникой художник увлекся в конце 1900-х годов в Мурнау и к ней снова вернулся в конце 1910-х.

В собрании Русского музея есть четыре такие работы, выполненные рукой Кандинского:

  • «Амазонка в горах»;
  • «Амазонка с голубыми львами»;
  • «Белое облако»;
  • «Золотое облако».

Для работ характерна наивная повествовательность, свободное нарушение реальных масштабов и перспективы, яркая плоскостная раскраска фигур и предметов, сильно выраженное фольклорное начало. Они явно балансируют между лубком и абстракционизмом.

Слева: «Амазонка в горах» 1918 г. Справа: «Амазонка с голубыми львами» 1918 г. Фото: www.wassilykandinsky.ru.

Слева: «Золотое облако». Справа: «Белое облако». 1918 г. Фото: www.wassilykandinsky.ru



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

20.12

Карл Брюллов: академист и новатор

23 декабря художнику Карлу Брюллову исполняется 224 года. Рассказываем о его творчестве.

23.04

Ирина Соловьёва: «Я делюсь своими эмоциями»

Поэзия
28.02

Алексей Владимирович: «И я бы мог почистить звездолет»

Космос
25.03

Космонавты родом из Ленинграда

Георгий Гречко, Валерий Рождественский, Сергей Крикалев и Андрей Борисенко — наши легендарные соотечественники, проложившие путь из Северной столицы в космос.

15.03

Николаю Римскому-Корсакову - 180 лет!

Смотреть все