«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой
Персоналии

17 октября 2023 года

«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой

Портрет Ильмиры Багаутдиновой. Фото из личного архива балерины.
19 октября отмечается Всемирный день балета, это праздник всех причастных к этому виду искусства – от режиссеров спектаклей, художников по костюмам, балетных танцовщиков до благосклонной публики, меценатов, критиков и журналистов. Балет дает возможность зрителю переживать яркие эмоции. И в этом он близок живописи, цель которой передавать смыслы через образы, цвета, фактуры и формы.
Портрет Ильмиры Багаутдиновой. Фото из личного архива Ильмиры Багаутдиновой.

В Петербурге живет уникальная балерина, рискнувшая подчеркнуть в своем самостоятельном творчестве родственные связи музы танца Терпсихоры и музы эпической поэзии, науки и философии Каллиопы. Известная артистка Мариинского театра и художница-пуантистка Ильмира Багаутдинова объединила классический танец и перформативную живопись.


Ильмира закончила Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. Уже в период обучения выступала на сцене Мариинского театра, исполнила две ведущие партии в балетах «Щелкунчик» и «Фея кукол», а также принимала участие в зарубежных гастролях. По окончании Академии в 1999-м году вошла в труппу Мариинского театра. В 2000/01 годах в качестве приглашенной солистки корейского балета Universal Ballet участвовала в турне по Америке, Канаде и Европе. А с 2003-го года является приглашенной солисткой театра «Русский балет им. Анны Павловой».
Выступления Ильмиры Багаутдиновой. Фото из личного архива Ильмиры Багаутдиновой.

Балерина, педагог, историк и критик Ольга Розанова связывает востребованность звезды с ее «владением всем арсеналом техники танца, поразительной выносливостью, прекрасными внешними данными, темпераментом и артистизмом, словом, комплексом качеств, необходимых настоящей балерине».

Ильмира – одаренный человек. Она экспериментирует, не ограничивая себя рамками танца. Постоянный творческий поиск привел балерину к уникальному художественному методу создания картин на пуантах, техники рисования, которую ее творческие друзья именуют «настоящий пуантизм».

Почему я рисую пуантами? Потому что думаю, что мои ноги в буквальном смысле прошли долгий творческий путь! Они были в стольких странах и на таких сценах, что имеют полное право выразить красками все то, что им пришлось пережить, используя, конечно, мой опыт и мои эмоции.

− говорит балерина.


Старый критерий качества, установленный по отношению к традиционной живописи и скульптуре, в данном случае неактуален. Многие знают, что в 1969-м году сторонниками процесс-арта и перформативного подхода вместо него был предложен критерий «интерес». Живопись балерины интересна, как «вся жизнь с ее совпадениями, случайностями, разнообразием, хаосом и мгновениями красоты».
Ильмира Багаутдинова рисует пуантами. ото из личного архива Ильмиры Багаутдиновой.

Ильмира Багаутдинова своим нетривиальным подходом к созданию картин в танце на пуантах определяет телесность, которая может быть понята как материал фантазий и маний, желаний и импульсов, а также свободных ассоциаций. Все это рождает экспериментальное, «живое» искусство, которое существует на стыке живописи и танца.
Выставка «Коллекция лебедей» Ильмиры Багаутдиновой в Особняке Мясникова

Когда речь заходит о содержании картин, то невозможно не провести историческую параллель с исследованиями одного из великих художников-абстракционистов ХХ века Йозефа Альберса и хореографа Мерса Каннингема. Альберс объяснял своим студентам в экспериментальном учебном заведении Блэк-Маунтин-колледж то, что «искусству важно не его буквальное содержание, а исполнение содержания фактического. Собственно исполнение – и составляет, − содержание искусства». Особый талант Багаутдиновой «исполнять» картины происходит не от желания эпатировать, а от необходимости выразить то, что может знать только профессиональный танцовщик и изобретательный художник.
Картина Ильмиры Багаутдиновой, которую она создала при помощи своих пуант. Фото из личного архива Ильмиры Багаутдиновой.

Искусство примы – это арифметика по-дюшановски. Оно предлагает порвать с существующими моделями мышления, стать чем-то отличным от того, что было раньше. Ильмира сохраняет процесс танца «как часть конечной формы», благодаря «глубокому переосмыслению» инструментов и материалов, в частности, использованию пуантов для создания своих работ. 
 Слева: картина пуантами «Лебединое озеро». Справа: картина пуантами «Мариинский театр». Фото из личного архива Ильмиры Багаутдиновой.
Визуально-пластическое искусство балерины-художницы, можно назвать «мерцанием танца на холсте», причем следует отталкиваться от термина Швиттерса для которого «мерцание» — это нечто между (сердцем) и (болью, страданием). Багаутдинова создает ауру неповторимого события, чувственного опыта и процесса бесконечного самопознания.
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой1
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой2
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой3
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой4
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой5
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой6
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой7
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой8
«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой9



Анна Воронкова,
искусствовед, куратор, арт-журналист.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

23.04

Ирина Соловьёва: «Я делюсь своими эмоциями»

Поэзия
28.02

Алексей Владимирович: «И я бы мог почистить звездолет»

Космос
25.03

Космонавты родом из Ленинграда

Георгий Гречко, Валерий Рождественский, Сергей Крикалев и Андрей Борисенко — наши легендарные соотечественники, проложившие путь из Северной столицы в космос.

15.03

Николаю Римскому-Корсакову - 180 лет!

Музыка
13.02

Фёдору Шаляпину - 151 год!

Смотреть все