Опубликовано: 23 апреля 2025 года
Редакция получила множество писем с фотографиями и рассказами. Мы продолжаем регулярно размещать на портале работы участников проекта. Сегодня — девятая публикация.
Алексей Громов рассказывает:
«Мой дедушка Лёва (Лев Николаевич Громов, 1916–2001 гг.) – летчик-истребитель, герой ВОВ, награжден орденами Красного Знамени, Красной звезды, Отечественной войны, медалью «За взятие Вены», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Я любил его с детства. Поездка к ним с бабушкой на дачу, на станцию «45 км», всегда была для меня праздником. Заботливый дедушка возился со мной и братом, приобщал к спорту, водил в лес. На участке был турник, и дедушка повторял: «Чтобы эвакуироваться из горящего самолета, необходимо перекинуть себя через борт кабины, а без подготовки сделать это было бы очень трудно».Лев Николаевичвсегда заботился о других, никому не отказывал, был готов помочь, забывая о себе. Он любил играть на пианино и петь, рисовал, писал стихи, даже разработал свою научную «теорию макро- и микромира». А еще очень любил бабушку. Когда пришло ее время, дедушкин огонек начал постепенно угасать.
Я точно знаю, после смерти есть жизнь: жизнь поколений в защищенной дедушкой стране, жизнь моего отца, моего брата, моя и шестерых правнуков. Этого не было бы без него. После смерти остается Жизнь. Наследие. Память».

Еркинбек Кошеров рассказывает:
«Дед Кошер Коптагаев жил в Казахстане, пас коров. По состоянию здоровья его не призвали на войну. В один из весенних дней в их с бабушкой дом привезли маленькую блокадницу – худую, чумазую, голодную девочку из Ленинграда. Бабушка ее искупала, переодела в одежду моего отца, которому было 3 годика, и накормила. Затем взрослые ушли работать. А когда вернулись – нет девочки. Отец сказал, что ее увезла какая-то тетя. Бабушка решила постирать пальтишко малышки, чтобы потом вернуть, и нашла под подкладкой мешочек, в котором оказались перстень с камнем и письмо. В нем морской офицер писал, что из родных у него осталась только дочь. Просил заботиться о ней. Дал адрес. Времена были суровые, предки боялись рассказать о находке кому бы то ни было и решили искать владельцев самостоятельно.После войны, когда пришло время оттепели, дед с бабушкой поведали тайну домочадцам. Начался поиск. Но найти маленькую блокадницу было непросто. Когда настало бабушкино время умирать, она не хотела уходить с таким грузом и наказала нам найти гостью. В 1976 году родные передали со знакомым данные комсоргу из Ленинграда.
И в 1978 году, когда мне было 10 лет, к дому подъехала машина. Из нее вышла молодая тетя и высокий русский мужчина. Это он написал то письмо. А тетя была та самая выросшая девочка. Мужчина уцелел на войне и нашел дочку. Вместе они переехали в Тарту. Там их и нашли ленинградские комсомольцы».

Ирина Кострыгина рассказывает:
«Мой дед Василий Андреевич Кострыгин (1901–1941? гг.) руководил строительством комбината в Сибири, но был репрессирован в 1937 году по оговору. А в 1939-м реабилитирован. Он устроился работать на Кировский завод. Несмотря на то, что у него была «бронь», на следующий день после объявления войны Василий Андреевич записался добровольцем в ополчение и был отправлен на Лужский рубеж, где вместе с другими ополченцами удерживал наступление почти два месяца. Дед был тяжело ранен и не смог выйти из окружения. Судьба его неизвестна.
Моей матери Марии Кострыгиной (1925–2002 гг.) в начале войны было 15 лет. Жила она с моей бабушкой и двумя младшими сестрами на Садовой улице. Машенька проверяла, не осталось ли в доме детей, потерявших родителей, была членом добровольной бригады, дежурившей на крышах. Однажды девушка заметила подозрительного мужчину и пошла за ним. Увидев, что тот достал ракетницу, мама схватила его и со всей мочи стала звать на помощь своих товарищей. Помощь подоспела вовремя, и диверсант был арестован. Довольно маленькая девочка, изможденная голодом, рискуя жизнью, не побоялась сразиться со взрослым мужчиной! И таких людей, как моя мать, в городе было большинство. И они все свято верили в победу, ждали ее и в конце концов победили».

Напоминаем, что проект продолжается! Мы ждем новых фотографий и историй о родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, переживших блокаду Ленинграда или бывших в эвакуации. Все работы мы обязательно опубликуем. Снимки должны быть сделаны во время войны или вскоре после ее окончания.
Фотографии и текст (объемом не более 1 страницы, примерно 1-1,5 тыс. знаков) о человеке на фото, а также обязательное согласие на публикацию, можно высылать до 3 мая 2025 года на почту spbculture@mail.ru с пометкой «Военная история моей семьи» и указанием Ф.И.О. отправителя и контактов для обратной связи. О подробностях участия в проекте можно узнать здесь.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться