Адреса Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге
Подборки мест Санкт-Петербурга

14 марта 2024 года

Адреса Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге

Портрет композитора Римского-Корсакова кисти Репина / Русский государственный музей.
18 марта 1844 года в Тихвине родился русский композитор, дирижер, музыкальный критик, член «Могучей кучки» Николай Андреевич Римский-Корсаков. В 2024 году исполняется 180 лет с его дня рождения. Портал «Культура Петербурга» подготовил небольшую подборку мест в Северной столице, связанных с музыкантом. 

Портрет Н.А. Римского-Корсакова / Фото: Третьяковская галерея.

Морской кадетский корпус

Где: наб. Лейтенанта Шмидта, д. 17.

В 1856 году Римский-Корсаков переехал из родного Тихвина в Санкт-Петербург и поступил в Морской кадетский корпус. С тех пор Николай навсегда остался в городе на Неве. Причем учился молодой человек легко и с удовольствием, стараясь всегда получать оценки не ниже 10 баллов (максимально 12). 

Римский-Корсаков проучился в морском корпусе все шесть лет полного учебного курса, с осени 1856 года по весну 1862 года. Поскольку никого из родных в Петербурге у него не было, то во время отпусков он приходил в гости к знакомому своего брата, Павлу Николаевичу Головину, адъютанту штаба морского министерства. По воскресеньям в доме у приятеля Николай учился музыке у немца Улиха, виолончелиста Александрийского театра.

Улих держал своего ученика преимущественно на этюдах, но также понемногу знакомил с фортепианными сочинениями немецких авторов, в том числе Мендельсона и Бетховена. Учитель с учеником нередко играли в четыре руки симфонии и оперы. «Лучия» была в это время едва ли не самою любимой оперою Римского-Корсакова. Около 1860 года преподаватель объявил, что ему более нечему научить Николая, и что тому требуются педагоги посильнее. Тогда решили, что молодой человек будет брать уроки у Канилле, учившего музыке знакомых  Головина. Занятия продолжались в течение последних двух лет пребывания Римского-Корсакова в морском корпусе, с 1860 по весну 1862 года. 

В ноябре 1861 года Римский-Корсаков был представлен молодому, но уже известному в Петербурге музыканту Милию Алексеевичу Балакиреву. Тот не только высоко оценил первые музыкальные опыты юноши, но и вызвался быть его наставником. Все свободные вечера кадет Римский-Корсаков проводит у Балакирева. Здесь он знакомится с Кюи, Мусоргским, Стасовым, Бородиным, образовавшими впоследствии кружок «Могучая кучка». Эти встречи имели огромное значение для дальнейшего развития таланта будущего композитора. 

Морской кадетский корпус. Фото: citywalls.ru.

Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова

Где: Загородный пр., д. 28.
Сайт

Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова расположен в дворовом флигеле дома 28 по Загородному проспекту, здесь композитор провел последние 15 лет жизни с 1893 по 1908 года. Здесь были созданы 11 из 15 опер Николая, среди них: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Боярыня Вера Шелога», «Сервилия» и «Пан воевода».

После смерти композитора его супруга сохранила и систематизировала рукописи, нотную библиотеку, письма, фотографии, ценные подарки и семейные реликвии. Этот архив стал основой для экспозиции музея. В 1908 году Надежда Николаевна была вынуждена переехать к сыну, Андрею Николаевичу, а в 1918 году просторная квартира композитора стала коммунальной. Однако все подлинные предметы и мебель бережно хранились потомками мэтра. В 1971 году квартиру расселили. 

27 декабря 1971 года на Загородном по инициативе потомков открылся мемориальный музей, который по подлинности интерьеров стоит в одном ряду с крупнейшими композиторскими музеями России: Домом-музеем Чайковского в Клину и Музеем-квартирой Скрябина в Москве.

Здесь воссоздан не только внешний облик квартиры Римских-Корсаковых, но и царившая в ней творческая атмосфера. На протяжении многих лет этот дом был одним из центров культурной жизни Петербурга. Гости Николая Андреевича — композиторы Глазунов и Лядов, Рахманинов и Танеев, художники Серов и Репин, певцы Шаляпин и Забела–Врубель — принимали активное участие в музыкальных вечерах, которые получили название «корсаковских сред». Когда сюда приходил Фёдор Шаляпин, в гостиной иногда собиралось до 100 человек гостей, а соседские дети, жившие этажом выше, даже ложились на пол, пытаясь услышать голос знаменитого певца.

Это единственный композиторский музей в Северной столице.
Фото: theatremuseum.ru.

Санкт-Петербургская Музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова

Где: Думская ул., д. 1-3.
Сайт


Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова — одна из старейших и самых крупных городе (1200 учащихся, свыше 100 преподавателей). Она расположена в здании бывшей петербургской Городской думы. 
  • Единственное государственное музыкальное учебное заведение Петербурга, принимающее учащихся без ограничения по возрасту.

  • Единственное государственное музыкальное учебное заведение России, имеющее бюджетное отделение для молодежи 14-29 лет (студентов).

  • Единственное музыкальное учебное заведение Ленинграда, работавшее без перерыва в течение Великой Отечественной войны, в том числе в годы блокады,  (остальные были эвакуированы или расформированы).
Школа основана 8 июня 1918 года певцами Мариинского театра в день десятилетнего юбилея со дня кончины Николая Андреевича. В 1919 году обрела государственный статус, с 1921-го носит имя Римского-Корсакова с согласия семьи великого композитора – в школе училось четыре внука мэтра. С 1940-го учреждение именовалось Государственной музыкальной школой для взрослых имени Римского-Корсакова, в 1940–1985 располагалось на ул. Некрасова, д. 4/2.

22 июня 1941 года в школе проходил выпускной экзамен фортепианного отдела. Поступило распоряжение законсервировать школу, но по настоятельным просьбам педагогов и учащихся 8 сентября 1941 года возобновились учебные занятия, которые не прерывались в течение всей блокады.
К началу 1942 г. пятеро педагогов умерло от голода. Для отопления учащиеся и преподаватели разбирали деревянные дома близ ст. Шувалово и возили их в школу (15 км). Весь коллектив участвовал во фронтовых концертных бригадах. В 1943 школу посетила выдающаяся пианистка Мария Юдина, направленная из Москвы для оказания методической помощи. После уроков прямо во время обстрела она уходила домой – на уговоры переждать в убежище с улыбкой отвечала: «Это не в меня», — и отправлялась в путь...

В период блокады при Музыкальной школе для взрослых им. Римского-Корсакова было открыто детское отделение, на котором в конце 1944 года обучалось свыше 200 детей (в 1945-м выделены в отдельную Детскую музыкальную школу Дзержинского района, обе учреждения располагались в одном здании). С тех пор в школе учатся дети и взрослые.

В 1952—1958 гг. – единственное учебное заведение Ленинграда, где имелся класс гитары (в остальных – запрещена как буржуазный инструмент).

В 1996 году школе выделили постоянное помещение в здании Городской Думы – там, где проходили концерты с участием Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Чайковского, и где школа пережила второе рождение.

В 2023 году учреждение отметило 105-летний юбилей. Об его истории выпущена книга Сергея Привалова «Музыкальная школа имени Николая Андреевича Римского-Корсакова. Страницы 95-летней истории: от школы взрослых к школе для всех». 
Санкт-Петербургская Музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова. Фото: Ирина Иванова.

Санкт–Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

Где: Театральная пл., д. 2.
Сайт

Санкт-Петербургская консерватория была основана в 1862 году Русским Музыкальным Обществом по инициативе выдающегося русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна. Она стала первым высшим учебным учреждением профессионального музыкального образования в России. Главным инициатором создания Петербургской консерватории и первым ее артистическим директором был Антон Рубинштейн, он же стал первым профессором по классу фортепиано.

Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Пётр Ильич Чайковский, окончивший учреждение в 1865 году с серебряной медалью.

В 1871 году на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность знаменовала собой новый этап в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Римский-Корсаков — автор первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, не потерявших актуальности до наших дней. За годы преподавания в учебном заведении (1871—1908 г.г.) Римский-Корсаков воспитал многих выдающихся музыкантов, причем некоторые из них (например, Анатолий Лядов и Максимилиан Штейнберг), в дальнейшем сами стали профессорами учреждения.

В 1918 году Консерватория получила статус государственного учебного заведения. Интересно, что до 1956 года в состав Ленинградской консерватории входил военно-морской факультет.

В 1944-м - в год столетия со дня рождения композитора Консерватории было присвоено имя Н.А. Римского-Корсакова. 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1995 г. № 1219, Консерватория отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Консерватория находится в здании Большого (Каменного) театра, существенно перестроенном в 1896 году архитектором Владимиром Николя, при этом стены и фундамент театра были включены в новое здание.

С 1934-го входит в состав Консерватории входит Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова. Оно было создано в 1882 году как Музыкальные курсы Евгения Павловича Рапгофа.
Фото: www.conservatory.ru.

Памятник Римскому-Корсакову

30 ноября 1952 года на Театральной площади в Санкт-Петербурге поставили памятник Николаю Римскому-Корсакову. Скульптура появилась у здания Ленинградской консерватории, профессором которой композитор был без малого сорок лет.  

Скульпторы Вениамин Боголюбов и Владимир Ингал начали работу над памятником еще во время Великой Отечественной войны, после того как в 1944 году, к столетию со дня рождения композитора, Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление об установке монумента в городе на Неве. Предварительный проект был готов уже в 1945 году. 

Скульптура была отлита в 1950 году на заводе «Монументскульптура». Для сооружения постамента использовались гранитные блоки демонтированного в 1937 году памятника Александру III на Знаменской площади, а также гранит с острова Путсаари в северной части Ладожского озера. Архитектор памятника -  Модест Шепилевский.

Высота скульптуры составляет 3,3 м, высота постамента — 3,5 м.

Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.
Памятник Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. Фото: Ирина Иванова.

Могила Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск и был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

В 1936 году могилу композитора перенесли на бывшее Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, где он был похоронен рядом с Мусоргским и Бородиным. Уже в начале ХХ столетия некрополь Александро-Невской лавры стали называть «собранием великих могил». 

Тихвинское кладбище начало складываться в первой четверти XIX века, когда на Лазаревском стало тесно, и хоронить начали напротив, на месте бывшего монастырского огорода. Новое кладбище вначале называли Ново-Лазаревским. После того как была построена церковь Тихвинской Божьей матери, в 1876 году, все кладбище стали называть Тихвинским. Во второй половине 1930-х годов на его основе был создан Некрополь мастеров искусств.

Здесь же на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре находится могила Римского-Корсакова и его супруги Надежды Николаевны. Памятник сооружен по эскизу художника Николая Рериха скульптором Иваном Андриолетти в виде древнего новгородского креста в память о том, что Тихвин, где родился композитор, относился к Новгородской губернии. 

Сначала Рерих рекомендовал установить на могиле Римского-Корсакова настоящий новгородский крест. Надежда Николаевна ездила в сопровождении сына, Владимира Николаевича, в Новгород, чтобы приобрести его, но он оказался слишком прост и мал размером. Тогда на семейном совещании было решено поручить Рериху создать эскиз намогильного креста в новгородском стиле, но придать ему более художественное оформление и увеличить размер. Ближайшим прототипом для стилизованного креста, выполненного по этому эскизу, считается так называемый Боровичский крест XIII века, находящийся в Русском музее. 
Фото: gallery.facets.ru.

Проспект Римского-Корсакова

Это дорога в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, проходящая от Садовой до Лоцманской улицы. 20 августа 1739 года началу дороги, которая вела к летнему дворцу Екатерины I — Екатерингофу — было присвоено название Екатерингофская улица. Наименование просуществовало до 1846 года. 

У дороги была длинная история переименований. В итоге 22 февраля 1939 года проезд был переименован в проспект Римского-Корсакова в честь Николая Андреевича в связи с тем, что поблизости на Театральной площади находится Петербургская консерватория, профессором которой был композитор.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

20.04

Места Набокова в Петербурге

Единственное стихотворение Владимира Набокова о Петербурге начинается со строк: «Он на трясине был построен средь бури творческих времен: он вырос —...

Космос
10.04

Когда в музее — просто космос

Бесконечная Вселенная, такие разные планеты Млечного пути, загадочная Луна и прекрасная Земля — всё это стало ближе жителям нашей маленькой планеты 12...

Многонациональный Петербург
02.02

Где в Северной столице можно проникнуться духом Поднебесной

17.02

Музеи армии, флота и военной техники

30.04

Памятники профессиям в Петербурге

Смотреть все