Опубликовано: 12 мая 2025 года
Цель мероприятия — повысить информированность о социально-экономических и демографических процессах, влияющих на положение семей, а также привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются семьи по всему миру.
В этот день в разных странах проходят конференции, круглые столы, форумы, культурные мероприятия, благотворительные акции, встречи семейных пар, тренинги для молодых семей, транслируются тематические радио- и телепередачи.
В России Международный день семьи не является официальным праздником, но его отмечают общественные организации, культурные и социальные учреждения. В стране также существует отдельный праздник — Всероссийский день семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля и посвящен укреплению традиционных семейных ценностей.
Портал «Культура Петербурга» подготовил обзор о том, как семья изображается в искусстве, литературе и кино разных стран.

Национальные праздники семей |
- День матери отмечается 21 марта в Египте, Ливане, Сирии, Иордании, Бахрейне.
- В Израиле День семьи (Йом-ха-мишпаха) отмечается 30 числа месяца Швата по еврейскому календарю (обычно февраль). Также в праздник Шавуот (май-июнь) проходят семейные шествия с участием детей.
- День матери во многих странах Азии, включая Японию, Китай, Индию, Южную Корею, отмечается во второе воскресенье мая.
- День отца отмечается в Японии и Китае - третье воскресенье июня; в Таиланде - 5 декабря (день рождения короля Рамы IX).
- День дочери и сына: 3 марта День девочек (Хинамацури) и 5 мая День мальчиков (Танго но сэцу) в Японии.
- День усыновления отмечается 11 мая в Южной Корее.
Африка
- День семьи отмечается в Южной Африке в понедельник после Пасхи (в 2025 году это 21 апреля), а в Мозамбике - 25 декабря, что совпадает с Рождеством.
- День матери отмечается в арабских странах Северной Африки (Египет, Ливан, Сирия, Иордания, Бахрейн) - 21 марта.
Европа
- День матери отмечается во многих странах во второе воскресенье мая (Германия, Австрия, Швейцария). Во Франции - последнее воскресенье мая, а в Польше - 26 мая.
- День отца отмечается в большинстве стран - третье воскресенье июня, а в Германии - в день Вознесения (четверг, сороковой день после Пасхи). В Италии, Испании, Португалии - 19 марта (День святого Иосифа).
- День семейных объятий отмечается в Аргентине, Боливии, Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Чили во второе воскресенье ноября.
- Бразилия отмечает Национальный день семьи в школе - 24 апреля, а просто День семьи - 8 декабря.
- Парагвай - Национальный день семьи (четвертое воскресенье апреля).
- Перу - Национальный день семьи (второе воскресенье сентября).
- Колумбия - Национальный день семьи (15 мая).

Первые изображения семей в мировой культуре |
Образ семьи в искусстве претерпел значительные изменения, отражая трансформации социальных, культурных и нравственных ценностей. В эпоху Возрождения появляется интерес к индивидуальности: художники начинают изображать не только религиозные, но и светские семьи. Они стремились передать характеры и эмоции их членов, акцентируя внимание на индивидуальности. В разные эпохи акценты смещались: от религиозной символики к бытовому реализму, от патриархальных моделей к равноправию и индивидуальности.
Африка
Образ семьи отражался в наскальных рисунках, древних поэмах и мифах, где эта ячейка воспринималась как основа рода и общества. Уже в доисторическую эпоху ощущение родственных связей стало фундаментальным для человеческой культуры, а тема семьи - универсальной для всех видов искусства. Образ семьи в искусстве, в первую очередь, это отражение исторических, культурных и социальных процессов. Каждая эпоха вносила свои коррективы: от идеализации и сакрализации до психологической глубины и критического осмысления. Искусство фиксирует не только внешние изменения, но и внутренние ценности, преемственность поколений, кризисы и поиски новых смыслов внутри этого сообщества.
Африка считается прародиной человечества, здесь найдены самые древние археологические памятники, включая наскальные рисунки и петроглифы, датируемые до 25 тысяч лет до нашей эры. На плато Тассилин-Аджер в Северной Африке обнаружены многочисленные наскальные росписи, отражающие быт древних общин и социальные структуры. Эти изображения можно считать древними «портретами» семей и племен, передающими сцены из жизни. Тогда человек рассматривался в первую очередь как член большей группы.

Древнейшие семейные портреты в Африке — это не современные живопись или фотография, а изображения семейных и родовых групп в виде наскальных рисунков, скульптур и маск. В культуре народа бауле, йоруба и луба распространены скульптуры матери с ребенком, символизирующие материнство, плодородие и семейные узы. Народ маконде (Танзания, Мозамбик) известен своими «деревьями жизни», на которых вырезаны фигуры всей семьи. Эти скульптуры делают из цельного куска черного дерева. Высота монументов варьируется от 40 см до 2 м. В культуре догон, бауле и йоруба популярны парные статуэтки. Они символизируют гармонию и единство. Маски и предметы для обрядов инициации, свадеб и похорон часто украшаются символами семьи и защиты. Примером служат маски народов чокве (Ангола), луба и бамана (Мали).

«Белизар и дети Фрея» французского художника Жака Гийома Люсьена Амана (1837) — это один из первых семейных портретов в истории, включающего африканца. Картина выделяется тем, что представляет редкий пример собой редкий пример порабощенного человека, написанного в натуралистической, а не карикатурной манере. На картине изображен порабощенный афро-креольский подросток Белизер вместе с тремя детьми богатого новоорлеанского финансиста Фредерика Фрея.
Семья Фрея купила мальчика и его мать Салли, когда ребенку было всего шесть лет. На момент написания портрета ему около 15 лет, и он, вероятно, был гувернером для детей Фрея на картине. Реставраторы, которые восстановили образ молодого человека на картине, полагают, что изображение Белизера удаляли на рубеже 19-20 веков — в то время, когда на Юге царили законы Джима Кроу о расовой сегрегации, и совместное изображение белых детей с рабом-гувернером как близких людей считалось неуместным. Записи показывают, что Белизера продавали по меньшей мере три раза. Он дожил до завершения Гражданской войны в США и был освобожден из рабства. Ему тогда исполнилось 37 лет. Картина является единственным известным изображением одного из 400 рабов на плантации Эвергрин.

Египет
Существует мнение, что первые семейные портреты появились еще в Древнем Египте, в эпоху Нового царства (примерно XVI–XI вв. до н.э.), когда изображения фараонов и их супруг начали приобретать индивидуальные черты и отделяться от чисто погребальных канонов. Фигуры стали изображаться в профиль, и именно тогда возникли первые семейные портреты — фараонов с женами и детьми.
Главные произведения находятся в Берлинском Новом музее и Лувре, где они продолжают привлекать внимание исследователей и любителей искусства.
- Это фараон Эхнатон и его супруга Нефертити. Эти портреты отражают новый подход к изображению семьи и личности. Их совместные изображения отражают не только политическую власть, но и идею гармонии и близости в семье, что было новаторским для того времени. Эхнатон и Нефертити выступали как духовные и политические партнеры, а их семейные сцены подчеркивали важность родственных связей и воспитания детей.

- Это царица Тия и фараон Аменхотеп III. Их изображения символизируют могущество и гармонию власти и семейных отношений. Тия была равна фараону по статусу и часто изображалась почти одного с ним роста, что было необычно для того времени и подчеркивало ее значимость. Она была матерью фараона-реформатора Эхнатона и бабушкой Тутанхамона.
Китай
В китайской культуре семья рассматривается как единый организм, где уважение к старшим, сыновняя почтительность и подчинение личных интересов семейным нуждам занимают центральное место. Это проявляется в семейных портретах, где внимание уделяется иерархии, уважению к старшим и единству, а не индивидуальной самореализации каждого члена семьи.
В Китае получили широкое развитие погребальная живопись и скульптура, в том числе изображения семей и предков на стенах гробниц в эпоху династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.). Эти картины часто включали сцены совместной жизни, ритуалы почитания предков и бытовые сцены, что можно рассматривать как ранние групповые предковые портреты. Наиболее яркие примеры таких фресок найдены при раскопках ханьских некрополей в Ляодуне, Хэбэе (ныне Северная Корея) и Маньчжурии. Археологические раскопки царских гробниц того времени в районе Чаньша подтверждают наличие «парных гробниц» для супругов, что связано с семейными захоронениями.
Древнейшие китайские семейные портреты появились в традиционной живописи и свитках, главным образом начиная с эпохи Тан (VII–X века). Особенно активно они создавались в периоды династий Сун (X–XIII века) и Юань (XIII–XIV века). На этих картинах часто изображались семейные сцены с женщинами, детьми и представителями разных поколений, отражая семейные и социальные отношения того времени.
Одним из самых известных свитков, изображающих повседневную жизнь, считается «По реке в День поминовения усопших» Чжан Цзэдуаня (XII век, династия Сун). На этом свитке около 1600 персонажей, включая женщин и детей. Он дает представление о семейных традициях и часто используется для их изучения. Оригинал хранится в Запретном городе (Пекин) и экспонируется редко. Свиток считается «китайской Моной Лизой» за свою историческую и художественную ценность.
Художники эпохи Тан и Сун также создавали работы с изображением женщин в семейной обстановке, что можно считать ранними формами семейных портретов. В китайском семейном портрете ключевую роль играет символика, помогая выразить пожелания счастья, здоровья, долголетия и гармонии. Изображения карпов, феникса, лотоса, журавлей, уток-мандаринок и других символов неразрывно связаны с идеалами семейной жизни и часто встречаются в традиционной и современной живописи. Поэтому дети в работках Су Ханьчэня окружены символами бамбука, журавлей и персиковых цветов.
В эпоху Юань и династии Мин художники Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн также создавали произведения с семейными и родовыми сценами в традиционном стиле живописи гунби. Эти работы считаются классикой китайской живописи и отражают семейные ценности и социальные отношения.
Корея
Первые групповые портреты семьи в Корее появились в эпоху поздней династии Чосон (XVIII–XIX вв.). В первую очередь это официальные портреты кланов, которые создавались придворными художниками для аристократии (янбан). Авторы таких портретов, как правило, не подписывали свои работы, поскольку в Корее художник считался придворным ремесленником, а не самостоятельным мастером. Тем не менее известны ключевые мастера, которые создавали жанровые и портретные работы, отражающие семейные сцены и повседневную жизнь. Это корейские художники Ким Хон До и Син Юн Бок, которые прославились своими жанровыми сценами, посвященными семейному быту различных слоев корейского общества. Работы мастеров внесены в список Национальных сокровищ Кореи.

Япония
В Японии первые групповые портреты семьи появились под конец эпохи Эдо (1603-1868) и в начале эпохи Мэйдзи (1868 - 1912), когда под влиянием западной живописи (ёга) стали популярны семейные фотографии и портреты. В период эпохи Эдо групповые портреты семьи в европейском понимании не были широко распространены из-за закрытости страны, но семейные ценности и иерархия были отражены в жанровых сценах укиё-э. Некоторые художники создавали произведения, которые давали представление о семейных отношениях и социальной жизни того времени. Среди авторов: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тории Киёнага.


Исламский мир
В исламской традиции правила, регулирующие изображение людей в искусстве, основаны прежде всего на хадисах (преданиях о словах и поступках пророка Мухаммада), а не на прямых запретах Корана. Главная причина ограничений — опасение, что изображения людей или животных могут стать объектами поклонения, что противоречит строгому единобожию ислама. В большинстве случаев создание изображений людей и животных считается нежелательным (макрух), но не абсолютным грехом, если нет намерения создать объект поклонения. В некоторых ситуациях (например, для образовательных или медицинских целей) запрет может быть смягчен.
Однако в ряде культурных регионов исламского мира (особенно в Персии, Индии, Османской империи) развивалась миниатюра с изображением людей, но обычно без индивидуальных портретных черт и с размытыми лицами. В суннитском исламе запреты обычно строже, особенно в отношении скульптуры и портретной живописи. В шиитских регионах (например, в Иране) отношение к изображению людей более мягкое, что позволило развитие миниатюры, но даже там изображения пророка Мухаммада и его семьи часто покрывают вуалью.
Многие художники исламского искусства умели обходить религиозные запреты на изображение людей с помощью художественных приемов и особенностей жанра:
- создание многофигурных композиций, где человеческие фигуры изображались с размытыми или стилизованными чертами лица, без индивидуального портретного сходства. Это позволяло избежать обвинений в «уподоблении Создателю» и идолопоклонстве;
- использование абстракции, каллиграфии и стилизованные формы, которые не воспринимаются как реалистичное изображение человека.
Первые «семейные портреты» в исламском искусстве — это, как правило, сцены из миниатюр, иллюстрирующих поэмы и хроники, где изображены семейные группы. Они не были портретами в западном смысле, но отражали структуру и быт семьи, а также важность семейных связей в исламской культуре.
Кемаль ад-Дин Бехзад считается главным художником, чьи миниатюры можно отнести к первым семейным портретам в исламской традиции. Он считается «Рафаэлем Востока» за мастерство композиции и психологическую выразительность. Его миниатюры отличались реалистичностью, вниманием к быту и деталям, в том числе изображением групп людей, часто в семейном или придворном окружении.
А также сцены семейной жизни встречаются в работах мастеров персидских и тимуридских школ XIV–XVI веков, работавших над иллюстрированием классических поэм и хроник, например, в рукописях «Шахнаме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами.
Миниатюры с изображениями семейных и бытовых сцен, где показаны люди разных сословий и их семьи, можно увидеть в книгах, таких как Макамат («Сборники») автора ал-Харири «Макамы». Эти изображения носили светский характер и отражали повседневную жизнь.
Светские портреты можно также найти в манускрипте «История Баяда и Рияды», которая хранится в Ватикане. Это одна из трех дошедших до нас иллюстрированных рукописей, созданных в Аль-Андалусе XIII века (мусульманской Испании).
Индия и Пакистан
Индийское искусство древности (II тыс. до н.э. – I тыс. н.э.) известно рельефами и фресками, где встречаются изображения семейных групп. Эти сцены однако чаще всего не являются индивидуальными портретами, а представляют эпизоды из жизни или мифологии.
Рельефы и фрески с семейными сценами можно увидеть в храмах Аджанты (V–VI вв.) и Кхаджурахо (X–XI вв.).
Первые портреты, как индивидуальные, так и групповые, включая семейные, появились в эпоху Великих Моголов и раджпутских княжеств (XVI–XVIII века) в виде миниатюр. Эти портреты основывались на персидских традициях, но с индийским колоритом. Художники изображали императорские семьи, придворных, их жен и детей, часто показывая людей в группах, что отражало социальные и политические связи. Портреты сочетали реализм и идеализацию, передавая одежду, статус и отношения между членами семьи.
В период Великих Моголов (XVI — XVIII) появились более реалистичные портреты правителей с их семьями. Известны групповые портреты, например, императора Джахангира с супругой и детьми, демонстрирующие влияние европейского портрета, но сохраняющие исламские традиции.
Одной из самых важных работ является старинная иллюстрированная рукопись «Акбар-наме» (1590–1595), летопись истории империи Великих Моголов. Ее составил придворный историограф Абу-л Фазл по заказу императора Акбара Великого. Над созданием миниатюр работало около 49 художников. В книге запечатлены многочисленные изображения императорской семьи, придворных и значимых событий. Миниатюры показывают Акбара с его женами, детьми и приближенными, отражая придворную жизнь и линию наследования престола. Подобные иллюстрации с изображениями семьи и придворных также можно найти в «Бабур-наме», мемуарах основателя могольской империи Бабура.
Евреи
В период III–VII веков в еврейских общинах существовало народное искусство, включавшее резьбу по камню, мозаики и росписи с изображениями библейских сюжетов и символов.
Известны мозаики синагог, например, из Дура-Европос (Сирия), Бейт-Альфы и Галилеи, где встречаются люди в полный рост, что можно считать одним из древнейших изобразительных образов евреев. Эти изображения не были портретами в современном понимании, но отражали семейные и родовые сцены, а также религиозные сюжеты.
Первым художником, который стал рисовать семейные портреты евреев в привычном нам виде, считается нидерландский художник Рембрандт ван Рейн (XVII век). Хотя точное название и сюжет картины остаются предметом споров, уже с XIX века она получила известность именно как изображение еврейской пары, а иногда трактуется и как семейный портрет. Большинство искусствоведов склоняются к тому, что перед зрителем - муж и жена, возможно, библейские персонажи или представители еврейской общины Амстердама XVII века.
Рембрандт ван Рейн считается одним их первых, кто стал рисовать семейные портреты евреев в привычном нам виде, поскольку он жил в Амстердаме в районе с большой еврейской общиной, общался с раввинами и изучал иврит. В Государственном Эрмитаже хранится его работа «Портрет старого еврея» (1654).
Немецкий художник еврейского происхождения Мориц Даниэль Оппенгейм создал в XIX веке первый, кто регулярно рисовал сцены из жизни еврейской семьи. Он был первым крупным художником, который родился евреем, остался иудеем и осознанно обращался к темам еврейской жизни. Несмотря на успех, он долгое время сталкивался с дискриминацией из-за своего происхождения — ему потребовалось 25 лет, чтобы получить гражданство Франкфурта. В 1824 году мастер принял участие в конкурсе рисунков Академии Святого Луки в Риме и выиграл первый приз, но был лишен его из-за еврейского происхождения.
Его первая жанровая картина на еврейскую тему — это «Возвращение еврея-добровольца после Освободительной войны в семью, живущую согласно старым традициям». Всего художник написал около 20 картин, посвященных еврейской жизни. Многие из них вошли в альбом «Картины еврейской семейной жизни минувших времен», которая подробно показывает бытовые сцены, семейные обряды и традиции еврейской семьи на протяжении нескольких поколений.
Одной из самых известных работ Оппенгейма стала картина, основанная на реальной истории Эдгардо Мортару. В 1858 году по приказу папы Пия IX маленького еврейского мальчика забрали у родителей и передали в католический приют. За несколько лет до этого служанка еврейской семьи Анна Моризи тайно крестила Эдгара, когда тот тяжело заболел. Она боялась, что некрещеный ребенок после смерти может попасть в ад. О крещении узнали церковные власти. Болонья, где жил Эдгардо, была частью Папской области, где евреям запрещалось воспитывать христианских детей. На этом основании мальчика забрали у родителей и отправили в римский детский дом. Случай получил широкую огласку и вызвал широкий резонанс как в еврейской, так и в католической общинах. Многие влиятельные люди, включая Ротшильдов, Мозеса Монтефиоре и даже Наполеона III, обращались с просьбами о возвращении Эдгардо его законным родителям, но их усилия не увенчались успехом. На картине Эдгардо одет в детский талит — символ его принадлежности к еврейской традиции.
Европа
В европейской традиции жанр семейного портрета начал формироваться в эпоху Возрождения (XIV–XVI века). В этот период художники стали уделять больше внимания изображению частной жизни и индивидуальности людей, а не только религиозным сценам. Одним из ярких примеров раннего семейного портрета является «Портрет супругов Арнольфини» Яна ван Эйка, созданный в 1434 году. Впервые семейная пара изображена вне религиозного контекста.
Другой пример — это картина «Семейный портрет» фламандского живописца Антониса ван Дейка (1599–1641), которая хранится в Государственном Эрмитаже. Она сочетает в себе техническое мастерство, глубокое психологическое содержание и социальный смысл. Картина демонстрирует, как в XVII веке семейный портрет стал не просто изображением внешности, а сложным отражением человеческих отношений, статуса и эпохи. Антонис ван Дейк не просто изображает внешность членов семьи, но и передает их внутренние отношения и эмоциональное состояние. Мужчина, являющийся центром композиции, выглядит одновременно защищающим и обеспокоенным, что создает ощущение напряженности и глубины. Жена и ребенок связаны с ним, но он при этом существует как отдельная личность.

Россия
В Древней Руси портретное искусство в современном понимании практически отсутствовало, однако существовали мастера, создававшие изображения конкретных лиц и семей, преимущественно в виде миниатюр, фресок и икон. В первую очередь художники отражали социальный статус и духовные качества, а не индивидуальную психологию. Искусство портрета в современном понимании начало формироваться лишь с XVI века, но истоки лежат в этих ранних памятниках. Миниатюру в рукописной книге «Изборник Святослава» (1073 году) можно считать одним из древнейших изображений семьи в мире. На работе - князь Святослав Ярославич со своей семьей.
В России первые изображения конкретных людей появились в XVII веке и назывались парсунами. Эти портреты сочетали традиционные иконописные приемы с новыми европейскими влияниями, постепенно переходя к реалистическому изображению. Парсуны были похожи на иконы, но отличались тем, что на них изображали исторических личностей. Это подчеркивалось деталями, аксессуарами, гербами и текстовыми пояснениями. Первые семейные парсуны чаще всего изображали знатных особ, царей и бояр. Их обычно рисовали в парадной обстановке, акцентируя внимание на статусе и принадлежности к сословию, а не на индивидуальности. Семейные групповые портреты были редкостью, но становились все более востребованными к концу XVIII века.
Это редкий семейный портрет, изображающий мать с двумя дочерьми, — парсуна Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной (между 1709 и 1715 годами). Это супруга Кирилла Алексеевича Нарышкина, первого коменданта Санкт-Петербурга. Положение обязывало молодую женщину следовать многочисленным нововведениям в быту и моде. В роли активной последовательницы петровских преобразований она и представлена на парадном портрете неизвестного художника. Композиция выполнена в традициях парсуны, но с элементами светского портрета, что свидетельствует о переходе от иконописного стиля к более реалистичному изображению.
Одним из самых ранних портретов считается «Автопортрет с женой» Андрея Матвеева (1729). Картина одновременно считается первым двойным супружеским портретом в русском искусстве и одним из первых автопортретов в русской живописи, изображающий художника с его молодой женой Ириной Степановной Антроповой. Полотно наполнено лиризмом, отражая личные чувства и статус семьи. Работу можно увидеть в Русском музее.
В миниатюре семейные изображения появились еще раньше — например, «Портрет семьи Петра I» на эмали Григория Мусикийского (1716–1717), большинство работ этого автора хранятся в Эрмитаже.
Настоящий портретный жанр в русской живописи начал развиваться с именами таких художников, как Фёдор Рокотов и Дмитрий Левицкий. В русской живописи XVIII–XIX веков первые семейные портреты, в которых женщины и дети выступают как полноправные члены семьи, появляются преимущественно в работах таких художников, как Владимир Боровиковский, Андрей Матвеев, Пётр Басин и Иван Аргунов.
Например, в конце 1757 года Иван Аргунов написал портреты мужа и жены Хрипуновых, воплотив в них свое представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Эти работы считаются одними из первых камерных, интимных портретов в русской живописи, отражающих образованность и внутренний мир супругов. Жена с раскрытой книгой символизирует просвещенность и активную роль в семье.
В центре — старшая дочь Екатерина Петровна в белом платье с золотой бахромой, рядом — ее сестра Ольга и брат Николай, будущий архитектор. Картина наполнена символизмом семейных уз и горечи утраты, старшие дети заботятся о младших, что подчеркивает идею кровного родства и взаимной поддержки.

Образ семьи в мировой литературе |
Семьи — один из ключевых образов мировой литературы. Они отражают семейные ценности и изменения в истории и обществе. Многопоколенные семьи часто становятся основой для семейных хроник, поскольку в них через судьбы поколений раскрываются национальные, культурные и философские черты эпохи. В французской литературе есть понятие «роман-река» — это серия из пяти и более книг, в которых эволюция персонажей или семей показана на фоне истории. В английской литературе используется термин «семейная сага».
Образы семей в литературе СССР и Российской Федерации

«Война и мир» Льва Толстого — эпическая хроника жизни нескольких дворянских семей в XIX веке (Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых и др.). Произведение показывает сложные межпоколенческие отношения, семейные ценности, влияние рода на судьбы героев и их моральное становление.
***
«Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского — глубокое исследование семейных конфликтов и взаимоотношений между отцом и сыновьями, отражающее философские и нравственные вопросы, связанные с семьей и человеческой природой.***
«Отцы и дети» Ивана Тургенева — роман, в котором показан конфликт поколений и изменение семейных устоев на фоне социальных трансформаций в России XIX века.***
Цикл «Концы и начала» Александра Амфитеатрова — это серия романов, в котором автор раскрывал сложную картину семейных и общественных отношений в России рубежа XIX–XX веков через судьбы персонажей, таких как Володя Ратомский, Георгий Николаевич и Евлалия Александровна Брагина. Писатель развивал в русской литературе традиции Золя.***
«Доктор Живаго» Бориса Пастернака – это роман о том, как личная драма отражает судьбу страны. Юрий Живаго, врач и поэт, женат на Тоне, но влюбляется в Лару. Герой разрывается между долгом и страстью. На фоне революции и гражданской войны семья Живаго распадается. Юрий ищет смысл жизни в творчестве и любви.***
«Тихий Дон» Михаила Шолохова — подробное историческое полотно о судьбах донского казачества на фоне переломных событий в истории России: Первой мировой и Гражданской войны, поменявших не только древний уклад жизни донского казачества, но и облик всей страны.***
«Поднятая целина» Михаила Шолохова — роман о семьи на фоне социальных перемен. Давыдов, рабочий из Ленинграда, приезжает в деревню для организации колхоза. Герой сталкивается с сопротивлением кулаков и крестьян, но находит поддержку в семье Разметновых. Семейные конфликты отражают борьбу старого и нового. Любовь Давыдова и Лушки проходит через испытания.***
«Живые и мёртвые» Константина Симонова – роман, который описывает судьбы нескольких поколений семьи на фоне Великой Отечественной войны. Через личные истории героев Симонов показывает, как война влияет на отношения, преемственность и ценности. Семья выступает опорой и источником силы для персонажей, несмотря на испытания и потери. В произведении подчеркивается важность памяти о предках и сохранения семейных традиций в тяжелые времена.
***
«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана – это роман, который нередко называют «Войной и миром» XX века. Действие романа охватывает период Сталинградской битвы (с сентября 1942 по февраль 1943 года), повлиявшей на судьбу множества героев, которые лишь частично связаны между собой. Связующим стержнем романа является семья Шапошниковых и Виктор Штрум, ученый, переживающий блокаду и репрессии. Семейные связи помогают героям выжить в условиях войны и тоталитаризма. Гроссман показывает, как семья становится опорой в мире хаоса, а каждый герой сталкивается с моральным выбором.***
«Пряслины» Фёдора Абрамова – это описание жизни многопоколенной крестьянской семьи в советское время. В центре повествования – трудности и радости семейной жизни, связанные с природой, коллективизацией и изменениями в обществе. В тетралогию входят романы: «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Вся тетралогия была переведена на китайский язык.***
«Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина – это истории о традиционной семье в Сибири, где переплетаются поколения и сохраняются обычаи. Через бытовые сцены и семейные диалоги Распутин раскрывает ценности, передаваемые из поколения в поколение, и показывает, как семья служит основой духовной и социальной устойчивости в меняющемся мире. Работы автора считаются классикой русской литературы о жизни, быте и нравственных ценностях сибиряков.***
«Радость нашего дома» Мустая Карима – история о жизни башкирской многопоколенной семьи, где старшие поколения играют роль наставников и хранителей традиций. В повести показаны семейные традиции, взаимовыручка, уважение к старшим, роль матери и бабушки как хранительниц домашнего очага. Главный герой, Ямиль, живет с мамой и бабушкой (Оло инэй), а позже к ним присоединяется девочка Оксана, потерявшая родителей во время войны.***
«Мальчик Мотл» и «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема – романы о традициях еврейской многопоколенной семьи, ее внутренние связи, обычаи и роль в сохранении культурной идентичности в условиях меняющегося мира.***
«Улан Далай» Натальи Илишкиной — объемная семейная сага, описывающая судьбы трех поколений донских калмыков-бузавов Чолункиных. Три части, названные по именам героев: Баатр — Чагдар (сын) — Иосиф-Александр (внук), пунктирно описывают события с 1884 по 1957 годы. Улан Далай — в калмыцкой мифологии одно из названий ада, так что название указывает на череду бедствий, испытаний и трудностей этического выбора, что выпадают героям.***
«Доржи, сын Банзара» Чимит-Доржи Цыдендамбаева — произведение эпического плана, энциклопедического характера, воссоздающее широкую картину жизни бурятского народа в первой половине XIX века. Главный герой — Доржи́ Банза́ров, первый бурятский ученый, получивший высшее образование европейского образца. Роман повествует о раннем периоде жизни будущего ученого и общественного деятеля, начиная от его первых детских впечатлений до окончания Троицкосавской войсковой русско-монгольской школы и выезда в далекую Казань. Впервые роман был выпущен на бурятском языке в Улан-Удэ в 1952 году и впоследствии выдержал большое количество переизданий на русском языке.***
«Большая родословная» Доржи Осоровича Эрдынеева («Ехэ үг») — роман, повествующий о судьбе одной бурятской семьи в эпоху масштабной урбанизации и индустриализации Бурятии. В центре внимания — представители нескольких поколений: от простых рабочих и крестьян до инженеров и специалистов, живущих как в Улан-Удэ, так и в сельской местности. На русском языке роман увидел свет в издательстве «Советский писатель» в 1983 году.***
«Похищенное счастье» Даширабдана Батожабая («Төөригдэhэн хуби заяан») – это масштабная роман-трилогия, охватывающая жизнь бурятского народа на рубеже XIX–XX веков в различных регионах – Бурятии, Монголии, Китае и России. В центре повествования – судьбы представителей бурятской бедноты и богачей, их семей и родов.***
«Тыгын Дархан» Василия Яковлева-Далана — историческая сага, в которой через судьбы родов и семей раскрывается попытка объединения якутских племен в условиях внешних угроз и внутренних конфликтов. Тыгын Дархан пытается объединить разрозненные племена и установить союз. Многопоколенная семья здесь — символ единства и силы народа. В произведении показаны сложные взаимоотношения между поколениями, традиционные обряды и ценности, а также борьба за сохранение культурной преемственности.***
«Весенняя пора» Николая Мординова («Сааскы Кэм») — роман-эпопея, охватывающий период с 1910-х до начала 1930-х годов. Произведение показывает жизнь якутского народа в переломные исторические времена — предреволюционный период, годы Гражданской войны и первые годы советской власти. В центре повествования — семья Лягляриных, которая представлена как типичная многопоколенная якутская семья. Через историю рода Николай Мординов показывает процесс приобщения якутского народа к идеям революции и переустройства жизни. Русский перевод появился в 1951 году.***
«Рассказы матери» Семена Маисова («Ийэм кэпсиир…») — это масштабное произведение, состоящее из четырех томов, в котором подробно и глубоко раскрывается жизнь якутской семьи в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Центральной фигурой является мать — хранительница семейного очага, которая через свою любовь, заботу и мудрость обеспечивает единство семьи и преемственность поколений. Маисов пересказывает историю жизни своей матери, которая в годы войны осталась сиротой и была вынуждена преодолеть множество жизненных испытаний. Автор показывает силу, стойкость и мужество, казалось бы, обычной девочки. Роман характеризуется богатым языком, освещает жизнь якутского села в военные и послевоенные годы.Азия

«И дольше века длится день» — Чингиз Айтматов (Кыргызстан и Россия). Масштабная эпопея охватывает судьбы нескольких поколений киргизской семьи на фоне исторических событий XX века. В центре повествования — жизнь и быт традиционной киргизской семьи, где старшие поколения играют роль хранителей культурных и духовных ценностей, а молодежь сталкивается с вызовами современности. Айтматов подробно описывает семейные традиции, обряды, взаимоотношения между поколениями, показывая, как меняется общество, и как семья пытается сохранить свою идентичность и единство.
***
«Семья» — Ба Цзинь (Китай). В основу романа легли воспоминания самого Ба Цзиня о своей семье. В образцовой семье Гао все подчиняются отцу-деспоту, но его авторитет основан не на уважении, а на консервативном укладе. Семья кажется благополучной, но на самом деле ее изнутри разрывает острый конфликт поколений. Освободиться от «оков» старого мира удаёется лишь одному из трех братьев — Цзэхуэю. Он полностью порывает с прошлым и уезжает в Шанхай на поиски своего собственного пути.***
«Сон в красном тереме» — Цао Сюэцинь (Китай). Роман повествует об истории большого аристократического рода Цзя и двух его ветвей, то есть домов — Нинго и Жунго: некогда респектабельный клан к концу повествования приходит к упадку. По этому произведению снимаются сериалы, фильмы, ставятся пьесы, а имена персонажей — Цзя Баоюя, Линь Дайюй, Сюэ Баочай, Цин Кэцин и других — являются нарицательными.***
«Красный Гаолян» — Мо Янь (Китай). Роман охватывает судьбу Китая с 1920-х до 1970-х через историю одной семьи в уезде Гаоми. Проникновенная семейная история, рассказанная потомком девушки, выданной замуж за богатого владельца винокурни. Войны, бандитизм и революции - на этом фоне проходит жизнь обыкновенных людей.***
«Четыре поколения под одной крышей» — Лао Шэ (Китай). Действие романа происходит в Пекине во время японской оккупации. Главные герои - члены большой семьи, живущей под одной крышей, среди которых старшие и младшие поколения сталкиваются с внутренними конфликтами, а семья переживает внешние политические потрясения. Роман показывает, как традиционные семейные связи и ценности испытываются на прочность в условиях войны и оккупации.***
«Гэндзи-моногатари» (Повесть о Гэндзи) — Мурасаки Сикибу (Япония). Классический роман XI века, повествующий о жизни аристократической семьи и ее многочисленных поколениях. Главный герой - принц Гэндзи, чья судьба тесно связана с семейными традициями, любовными интригами и придворными конфликтами. Семья - основа социальной структуры и культурных норм.***
«Кокоро» — Нацумэ Сосэки (Япония). Роман исследует отношения между старшим и младшим поколениями в японской семье и обществе начала XX века. Главный герой - молодой человек, который испытывает внутренний конфликт, связанный с потерей доверия к старшему наставнику и учителю. Через личные драмы раскрываются темы предательства, конфликта идеалов, самоопределения личности, а также тема изменения роли и идеала женщины и трансформации семейных ценностей.***
«Бог мелочей» — Арундати Рой (Индия). Роман рассказывает о семье Айю, живущей в штате Керала. Главные герои — близнецы Эстха и Раэль, чьи судьбы переплетаются с трагедиями и тайнами семьи. Через многопоколенные семейные связи раскрываются темы кастовых ограничений, социальных предрассудков, любви и потерь. Многопоколенная семья показана как сложная сеть социальных и культурных норм, влияющих на судьбы героев. Роман затрагивает существенные для Индии темы, такие как кастовая система и положение неприкасаемых, роль женщины, жизнь христиан в Керале, а также заметная роль коммунистической партии в Керале.***
«Минувшие дни» — Абдулла Кадыри (Узбекистан). Повесть описывает жизнь семьи в городе Маргилан, где главные герои - Отабек и Кумуш - проходят через испытания любви, социальных предрассудков и семейных конфликтов. Семья здесь - это сложная система отношений между несколькими поколениями, где традиции и общественные нормы влияют на судьбы каждого. Первый узбекский роман.***
«Дохунда» — Садриддин Айни (Таджикистан). Роман рассказывает о судьбе бедняка Ёдгора, который после смерти отца оказывается в долговом рабстве у местного феодала. Через несколько поколений семьи показаны тяжелые испытания, борьба с угнетением и социальные перемены в Средней Азии начала XX века. Многопоколенная семья выступает как социальный и духовный оплот, где передаются традиции и ценности, несмотря на давление внешних обстоятельств. Роман был издан на русском языке в 1956 году.***
«Тунгалаг тамир» – Чадраабалын Лодойдамба (Монголия). Роман повествует о жизни семьи, в которой переплетаются традиции кочевого уклада, уважение к предкам и вызовы модернизации. «Тунгалаг тамир»в переводе с монгольского значит «Прозрачный Тамир» и обозначает реку в Монголии. Мать Гэрэлмаа и отец Даши - носители традиций, которые пытаются сохранить уклад и единство семьи в условиях меняющегося мира. Бат-Очир - старший сын, представитель нового поколения, который стремится к образованию и переменам, что вызывает напряжение с отцом и старшими родственниками.***
«Старая школа» — Садриддин Айни (Таджикистан). Автобиографическая повесть основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни рассказывает о детстве таджикских детей в конце XIX века. Книга была популярна в советское время, и до сих пор, когда хотят показать старое учебное заведение или методы работы «по старинке», ссылаются на это произведение, где правдиво описана образовательная система того времени.***
«Дом» – Орхан Памук (Турция). Перед читателем неспешно разворачивается история одной стамбульской семьи, рассказанная от лица различных ее представителей, каждый из которых заключен в свой собственный дом тишины, наполненный невысказанными мечтами и тревожными размышлениями о прошлом.
Африка

«Дорога домой» (Homegoing) — Яа Гьяси (Гана и США) — многопоколенный эпос, охватывающий три века истории двух сводных сестер и их потомков. Действие происходит в Африке и Америке. Одна из сестер остается в Гане и становится женой богатого работорговца; другую продают в рабство и отправляют в Америку. Последующие главы чередуют перспективы потомков Эффии и потомков Эси, охватывая в общей сложности семь поколений до современных Соединенных Штатов.
***
«И пришло разрушение» (Things Fall Apart) — Чинуа Ачебе (Нигерия). Главный герой Оконкво всей своей жизнью пытается доказать мужественность и силу, стремясь не походить на своего отца Уноку, который был слабым, неудачливым музыкантом и должником. Семейные отношения в романе отражают более широкий конфликт между традиционной культурой игбо и влиянием христианства. Через судьбы членов семьи - особенно через отношения Оконкво с сыном Нвойе - показано, как меняются ценности и рушатся устои. Многопоколенная семья выступает как символ культурной преемственности, но и как арена борьбы между старым и новым.***
«Такое длинное письмо» («Une si longue lettre») — Мариама Ба (Сенегал). Полуавтобиографическая эпистолярная новелла входит в список 100 лучших африканских книг XX века. Недавно овдовевшая Рамотоулайе пишет письмо своей давней подруге Аиссатоу, когда она проходит идду — четырехмесячный и десятидневный траур, которому должна следовать вдова в мусульманской сенегальской культуре. Она потеряла мужа после 25 лет совместной жизни, в которой родилось 12 детей. За четыре года до его смерти он взял вторую жену и отдалился от своей первой жены Рамотоулайе. Вторая жена — подруга их старшей дочери. А вот подруга Рамотоулайе, Аиссатоу, когда-то отказалась жить в полигамных отношениях. Она развелась с мужем, когда он привел вторую жену, и уехала в США с четырьмя сыновьями.***
«Голодная дорога» («The Famished Road») — Бен Окри (Нигерия).
Главный герой — Азаро, мальчик-дух (абико), который живет в бедном районе нигерийского города в многопоколенной семье. Он, который несколько раз умирает и возрождается, балансируя между миром живых и миром духов. Его семья: мать, отец и другие родственники - живут в условиях нищеты, политического давления и социальной нестабильности. Мать Азаро - сильная, жертвенная женщина, которая делает всё, чтобы сохранить семью и защитить сына. Отец - человек с противоречивой судьбой, то работающий, то погружающийся в пьянство. Роман сочетает магический реализм с социальной критикой, показывая, как многопоколенная семья пытается сохранить свою идентичность и выстоять в жестоком мире. Роман удостоен Букеровской премии 1991 года, что сделало Окри самым молодым лауреатом премии в истории в возрасте 32 лет.
***
«Половина желтого солнца» («Half of a Yellow Sun») — Чимаманда Нгози Адичи (Нигерия).
Роман охватывает судьбы нескольких семей, живущих в Нигерии в период гражданской войны в Биафре (1967–1970). Главные герои - представители разных поколений и социальных слоев: Оленна и Оденигбо - интеллигенция, их дом становится центром семейных и политических событий; Кайе и Умусу - молодое поколение, чьи личные судьбы тесно переплетаются с историей страны.
***
«Тараканы» («The Cockroaches») — Чикайя У Там'Си (Конго). Главный герой — член большой многопоколенной семьи, живущей в условиях политической нестабильности и коррупции в Конго. Семья — сложная система, где переплетаются личные интересы, власть, предательство и борьба за выживание. Герои сталкиваются с кризисом самоидентификации, пытаясь найти своё место между африканскими корнями и навязанной европейской культурой. Это произведение вобрало в себя и историческую драму о судьбе Африки, и сагу о трех поколениях одной семьи, и лирическую поэму в прозе, и африканские легенды. Книга была издана на русском языке в 1987 году в издательстве «Радуга».
Ближний Восток

«Кошмары Бейрута» — Гада ас-Самман (Ливан). Роман посвящен событиям лета 1976 года, когда Ливан захлестнул чудовищный смерч гражданской войны, которым сама Гада стала свидетельницей. Гада ас-Самман родилась в интеллигентной семье в Дамаске и получила образование в дамасском французском лицее. Изучала английскую литературу в Дамасском университете, затем продолжила свое образование в американском университете Бейрута. Диссертация, материал для которой ас-Самман собирала в Лондоне и других европейских городах, была посвящена английской литературе. В 1964-м году она вернулась в Дамаск и начала преподавать в Дамасском университете, ректором которого в то время был ее отец Ахмад ас-Самман.
***
«Бесы пустыни» — Ибрагим аль-Куни (Ливия). Туарег по происхождению, выходец из Ливии, он учился литературному мастерству в Советском Союзе в Литинституте имени Горького. В романе представлена эпическая картина жизни людей Сахары — Великой пустыни, где переплелись древние сказания, мудрые изречения далеких предков, устремления ныне живущих, из которых одни ищут Бога, а другие одержимы низменными страстями и вечной погоней за золотом и властью. Это книга о попытках вернуть потерянный рай через создание земного города счастья.***
***
«Повесть о любви и тьме» — Амос Оз (Израиль). Это история подростка, жизнь которого навсегда изменилась после смерти матери. Семейная сага и автопортрет писателя, который был свидетелем рождения нации и бурной эпохи послевоенного времени. Это история взросления мальчика, выросшего в истерзанном войной Иерусалиме, в маленькой квартирке, забитой книгами на двенадцати языках, ребенок, которого окружали двенадцать родственников.Латинская Америка

«Сто лет одиночества» — Габриэль Гарсиа Маркес (Колумбия).
Эпическая семейная сага, охватывающая семь поколений семьи Буэндиа в вымышленном городе Макондо. Роман переплетает магический реализм с историей Латинской Америки, исследуя циклы судьбы, повторяющиеся семейные трагедии и влияние прошлого на настоящее.
***
«Дом духов» — Исабель Альенде (Чили).История семьи Труэба, проходящая через несколько поколений на фоне социальных и политических перемен в Латинской Америке. Роман сочетает личные драмы, мистику и исторические события, показывая связь между судьбой семьи и судьбой страны.
***
«Игра в классики» — Хулио Кортасар (Аргентина).Постмодернистский роман с нестандартной структурой, в котором герой Орасио Оливейра размышляет о жизни, семье и смысле существования. Читатель может выбирать порядок чтения, влияя на восприятие сюжета.
***
«Капитаны песчаных карьеров» — Жоржи Амаду (Бразилия).В заброшенном пакгаузе с дырявой крышей они нашли себе кров — кучка бездомных мальчишек всех цветов и оттенков кожи, всех возрастов — от девяти до шестнадцати лет. Свою шайку они называют «капитанами песка», и у них есть признанный главарь — Педро Пуля, парень пятнадцати лет.
Европа

Цикл «Ругон-Маккары» — Эмиль Золя (Франция).
Один из первых зарубежных писателей, создавших серию романов о членах одной семьи. В двадцатитомном цикле Золя исследует судьбу семьи на протяжении нескольких поколений, показывая влияние наследственности, социальных и политических изменений на характеры и судьбы героев. Этот роман-река считается вершиной французского натурализма.
***
«Сага о Форсайтах» — Джон Голсуорси (Великобритания).Роман охватывает жизнь английской буржуазной семьи Форсайт на рубеже XIX–XX веков. Через семейные конфликты, любовные интриги и вопросы собственности показаны изменения в обществе и внутренние противоречия между поколениями. В центре — борьба за сохранение семейного наследия и личное счастье.
***
«Барсетширские хроники» — Энтони Троллоп (Великобритания). Автор создал живой и многогранный портрет семей англиканского духовенства и провинциального общества, где через судьбы героев: Хэрри Арчера, Чарльза Грэндисона, Мэри Торн и других — раскрываются вечные темы семейных уз, социальных конфликтов и моральных выборов в викторианской Англии.***
«Будденброки» — Томас Манн (Германия).Роман описывает подъем и упадок богатой немецкой семьи предпринимателей Будденброков в XIX веке. Через судьбы нескольких поколений раскрываются темы семейных обязанностей, личных трагедий и влияния социальных изменений на традиционный уклад жизни.
***
«Голландский дом» — Энн Пэтчетт (Великобритания/США).Семейная сага, охватывающая несколько десятилетий, рассказывает о сложных отношениях между братом и сестрой Дэн и Элси Клейтон, их борьбе с прошлым и наследием семьи. История исследует темы любви, преданности, прощения и влияния детства на взрослую жизнь.
***
«Старомодная история» — Магда Сабо (Венгрия).Семейный роман-хроника рассказывает о судьбе нескольких поколений рода Яблонцаи на протяжении 70 лет, к которому принадлежит писательница, и, в частности, о судьбе ее матери, Ленке Яблонцаи.
Образы семьи в кинематографе |
Фильмы исследуют новые формы семейных отношений, отражая сложные реалии нашего времени. Разводы, конфликты, различные модели семей — все это становится частью повествования, делая его более реалистичным и актуальным. Зрители уже не просто наблюдают за идеальными семьями, а погружаются в истории, которые заставляют задуматься о том, что происходит за закрытыми дверями. Это кино не боится показывать уязвимость, страхи и надежды, которые испытывают люди в своих самых близких отношениях.
Таким образом, современное кино становится зеркалом, в котором отражаются не только радости, но и горести семейной жизни, заставляя нас переосмысливать привычные представления о семье и ее роли в нашем обществе.
СССР и Россия
«Старший сын» — режиссер Виталий Мельников (СССР, 1975).
По пьесе Александра Вампилова. Отец, добродушный музыкант-кларнетист Андрей Григорьевич Сарафанов, в одиночку воспитывает двоих детей: старшую дочь Нину и младшего сына Васю. Однажды осенней ночью к ним случайно попадают двое молодых людей: студент Владимир Бусыгин и его приятель Семён Севостьянов (Сильва), которые, чтобы не ночевать на улице, разыгрывают хозяина, и Бусыгин представляется его внебрачным сыном. Фильм исследует понятия семьи, любви и принятия, показывая, что родство — не только кровь, но и душевная близость

***
«Однажды 20 лет спустя» — режиссер Юрий Егоров (СССР, 1980).Фильм рассказывает о судьбе Надежды Кругловой, когда-то активной старосты класса, а теперь — многодетной матери десяти детей. На встрече бывшие одноклассники рассказывают о своих успехах, а Надя, слушая их, стесняется своей «обыкновенности», ведь ее главное достижение — большая и дружная семья. Она вспоминает свою жизнь, радости и трудности материнства, и сомневается, поймут ли ее выбор.

***
«По семейным обстоятельствам» — режиссер Владимир Меньшов (СССР, 1980).Молодые супруги Лида и Игорь собираются обзавестись ребенком. Мать Лиды — Галина Аркадьевна — работающая женщина, жесткий и суровый начальник на своем рабочем месте. Она одна воспитала дочь и теперь не хочет помогать молодым заботиться о ребенке. Кроме того, теща — сама еще женщина относительно молодая, она хочет жить полной жизнью и не планирует посвящать все свое время сидению с внучкой. Лида и Игорь пытаются найти выход из ситуации.

***
«Большая семья» — режиссер Иосиф Хейфиц (СССР, 1954).Три поколения семьи Журбиных: дед Матвей, его сын Илья, четверо внуков и младшая дочь - живут вместе. Второй сын Антон приезжает из Ленинграда, чтобы внедрить новый метод сборки кораблей. Младший Алеша переезжает в отдельную комнату, надеясь жениться на любимой Кате. На фоне производственных проблем разворачиваются семейные конфликты, в том числе между поколениями, и вопросы морали.
Произведение считается одним из первых полномасштабных фильмов в России, где семья выведена на первый план и показана как главный герой, а не просто фон для сюжета.

***
«Наш дом» — режиссер Василий Пронин (СССР, 1965).Четыре сына выросли в доме Ивановых. И вот для трех старших настала пора начинать самостоятельную жизнь, покидать родное гнездо, но как трудно родителям сжиться с их уходом, сколько драматических ситуаций возникает в семье в это время, сколько рождается глубоких переживаний - особенно в душе младшего сына, тринадцатилетнего Сергея...

***
«Осенний марафон» — режиссер Георгий Данелия (СССР, 1979).Андрей Бузыкин – переводчик средних лет, разрывающийся между женой Ниной и любовницей Аллой. Жизнь героя полна лжи и компромиссов, что ведет к личной драме. Печальная комедия Георгия Данелии о кризисе среднего возраста.

***
«Любовь и голуби» — режиссер Владимир Меньшов (СССР, 1984).Василий Кузякин -— работник леспромхоза, увлекающийся голубями, живет с женой Надеждой и детьми. Его курортный роман приводит к семейному кризису, но любовь и прощение помогают сохранить семью.

***
«Женщины» — режиссер Павел Любимов (СССР, 1965).Одним из тяжелых последствий войны явилась нехватка мужского населения, и, соответственно, у простых тружениц трудная судьба. Три женщины: Катя, Дуся и Аля работают на мебельной фабрике. Фильм рассказывает об их любви, радостях и трудностях, а также о выборе, который каждая из них делает. Главная героиня Аля Ягодкина считает, что лучше быть одной с ребенком, чем с неподходящим мужчиной.

***
«День рождения» (Ad günü) – режиссер: Расим Оджагов (Азербайджанская ССР, 1977)Учитель Мустафа приезжает в Баку из отдаленного района Азербайджана, а маляр Али празднует день рождения своего сына. После случайной встречи Али приглашает к себе домой Мустафу. Фильм повествует о доброте, искренности чувств и отзывчивости.

***
«Я помню тебя, учитель» – режиссер Гасан Сеидбейли (1969).Фильм повествует о судьбе бакинского школьного учителя в годы Великой Отечественной войны, честного, доброго, но нерешительного и пасующего перед напором своей настойчивой супруги, желающей любой ценой добиться того, чтобы их дети питались как следует. В фильме находят отражение жизнь, настроения и заботы самых различных слоев общества: школьники, их учителя, рабочие нефтяных промыслов, спекулянты.

«Ты не сирота» — режиссер Шухрат Аббасов (Узбекская ССР, 1962).
Киноповесть основана на реальных событиях, отраженных в романе узбекского писателя Рахмата Файзи «Его величество Человек». Прототипы героев картины — ташкентский кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Акрамова — в годы Великой Отечественной войны усыновили и удочерили 14 детей разных национальностей, эвакуированных в Узбекистан из различных уголков СССР.
***
История простой советской женщины, чей единственный сын уходит на фронт. Чтобы притупить боль и помочь аулу, она обучается чтению и выходит на работу почтальоном. Ей приходится разделять боль с женщинами, которые получают извещения о смерти, а однажды она сама получает такое письмо. Фильм посвящен силе материнской любви и семейной солидарности.

***
«Когда наступает сентябрь» — режиссер Эдмонд Кеосаян (Армянская ССР, 1975).Это теплая история о семье Левона Погосяна, добродушного и общительного дедушки из армянского города Аштарак, который приезжает в Москву, чтобы проводить своего внука Левона Кондрикова (Левоника) в первый класс. Несмотря на то, что сам Левон тяжело болен, он не теряет оптимизма и щедро делится своей добротой, объединяя людей вокруг себя и напоминая о настоящих семейных ценностях, поддержке и человеческом тепле.

Азия
«Дов» («Фортуна») – режиссер Мухиддин Музаффар (Таджикистан, 2022).
Фильм разворачивается в начале 1990-х годов. Два музыканта и друга Кахор и Манон вынуждены работать на заводе в провинциальном городе Таджикистана. В тяжелые времена друзья сталкиваются с моральными дилеммами и преступлениями, пытаясь сохранить человечность и честь. Испытанием для них становится счастливый лотерейный билет, выданный вместо зарплаты.

***
«Воскресенье» – режиссер Шокир Холиков (Узбекистан, 2023).Неспешная, нежная история любви и семейной жизни, наполненная теплом, грустью и тонким юмором. пожилая пара, живущая в отдаленном кишлаке, занимается традиционным ремеслом – они ткут ковры ручной работы, наслаждаясь простыми радостями жизни. Фильм показывает разрыв поколений, уход в прошлое и исчезновение традиционных семейных ценностей. Герои пытаются сохранить семью и любовь, несмотря на неизбежные перемены.

***
«Похищение невесты» («Кыз ала качу») – режиссер Мирлан Абдыкалыков (Кыргызстан, 2023).19-летняя медсестра Умут, живущая с матерью в пригороде, становится случайной жертвой «похищения невесты». Фильм основан на многочисленных реальных историях девушек и женщин, пострадавших от этой насильственной практики в Кыргызстане. Режиссер художественно исследует традицию похищения невесты, показывая конфликт между личным счастьем и общественными обычаями. История раскрывает семейные и социальные противоречия, а также борьбу за любовь и свободу выбора.

***
«Бауырына салу» – режиссер Асхат Кучинчиреков (Казахстан, 2023)Картина посвящена древней казахской традиции – отдаче первенца на воспитание родственникам (чаще всего бабушкам и дедушкам) в деревню, что фактически отрывает ребенка от родителей на долгие годы. Фильм показывает эмоциональные и социальные последствия этой практики для семьи.

***
«Тюльпан» – режиссер Серик Апрымов (Казахстан, 2008).История молодого пастуха, который мечтает о лучшей жизни и любви. Фильм сочетает в себе семейные ценности, традиции и современность, показывая красоту и сложности жизни в степи. Асхат уволился в запас и возвращается в любимый Казахстан. Он, бывший моряк Тихоокеанского флота, мечтает быть чабаном. И парень реализует мечту! Но вот загвоздка: для того, чтобы получить отару, ему надо обязательно жениться. А подходящая девушка во всей округе, на много километров — одна. Но зато какая! И зовут ее Тюльпан.

***
«Свадьба Туи» — режиссер Ван Цюаньань (Монголия, 2006).На юго-западе Внутренней Монголии экология постоянно ухудшается из-за активной промышленной экспансии, поэтому правительство вынуждает местных монгольских скотоводов переселяться. Туя не хочет покидать родное пастбище и продолжает жить в суровых условиях вместе с мужем-инвалидом, двумя детьми и стадом овец. Муж Туи Батер убеждает ее развестись, но Туя не хочет. И когда женщина заболевает, она думает о разводе, потому что хочет найти кого-нибудь, кто будет заботиться о ее семье и хозяйстве.

***
«Город ветра» – режиссер Лхагвадулам Пурэв-Очир (Монголия, 2023).
История взросления 17-летнего шамана Зе, который сталкивается с внутренними сомнениями и семейными переживаниями, когда помогает близкой подруге с серьезной операцией. Фильм сочетает традиционные шаманские ритуалы с современными семейными драмами.

***
«Свадьба в сезон дождей» — режиссер Мира Наир (Индия, 2001).В большом доме в Нью-Дели собирается семья на свадебное торжество. Между родственниками всплывают старые обиды, тайны и конфликты, что приводит к эмоциональным столкновениям и примирениям. Фильм показывает сложные семейные отношения, классовые различия и трансформацию традиций в современной Индии.

***
«Дангал» — режиссер Нитеш Тивари (Индия, 2016).История Махавира Сингха Пхогата, который тренирует своих дочерей Гиту и Бабиту стать чемпионками по борьбе, несмотря на социальные стереотипы и патриархальные традиции. Фильм раскрывает семейную поддержку, борьбу с общественным давлением и путь к успеху.

***
«Мать Индия» — режиссер Мехбуб Хан (Индия, 1957).Эпическая драма о жизни бедной женщины Радхи, которая борется с нищетой и несправедливостью, чтобы вырастить своих детей и сохранить честь семьи. Фильм показывает жертвы и стойкость матери, а также традиционные семейные ценности в индийском обществе. Радха становится символом идеальной матери и хранительницы семейного очага.

***
«Поздняя весна» — режиссер Ясудзиро Одзу (Япония, 1949).Отец Симэдзу и взрослая дочь Норико живут вместе, счастливы и довольны своей жизнью. Однако отец начинает задумываться о будущем и решает устроить для дочери брак, чтобы она не оставалась одинокой. Фильм тонко исследует семейные отношения, традиции и жертвы, которые родители приносят ради детей. Это одна из самых известных японских драм о семье, отражающая послевоенную Японию и ценности того времени.

***
«Сказки туманной луны после дождя» — режиссер Кэндзи Мидзогути (Япония, 1953).Во время гражданской войны крестьянин Гэндзи уходит на войну, оставляя жену Миягу и дом. Фильм сочетает бытовую драму с мистикой, показывая испытания семьи, любовь и трагедию. Картина, исследующая семейные ценности и судьбы, считается классикой японского кино.

***
«Мой сосед Тоторо» — режиссер Хаяо Миядзаки (Япония, 1988).История двух сестер, Сацки и Мэй, которые переезжают в сельскую местность с отцом, чтобы быть ближе к больной матери. Девочки встречают волшебных существ, включая доброго лесного духа Тоторо. Фильм нежно и трогательно показывает семейные отношения, детство, поддержку и надежду в трудные времена.

***
«Могила светлячков» — режиссёр Исао Такахата (Япония, 1988).Он основан на одноименном полуавтобиографическом рассказе 1967 года Акиюки Носаки. Последние дни Второй мировой войны, американская авиация бомбит беззащитные японские города. В водоворот каждодневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестрёнка Сэцуко — потеряв близких, они остались совсем одни. Мальчик в одночасье становится взрослым и осознает, что от него зависит жизнь маленькой сестры.

***
«Паразиты» — режиссер Пон Джун-хо (Южная Корея, 2019).Семья Ким, живущая в бедности, постепенно внедряется в жизнь богатой семьи Пак, устраиваясь на работу обманным путем. Фильм исследует социальное неравенство, классовые различия и семейные узы с точки зрения обеих семей. Главные герои - члены обеих семей, чьи судьбы переплетаются в драматической и трагической истории.

***
«Ода моему отцу» — режиссер Юн Чжун Бин (Южная Корея, 2014).Фильм охватывает временной период от окончания Корейской войны до наших дней и рассказывает о жизни самой обычной семьи. Маленький Ток-су и его семья бегут из порта Хыннам. В суматохе отец и младшая сестра мальчика теряются в толпе и пропадают без вести во время отбытия корабля. Ток-су становится главой семьи. Годы идут, мальчик взрослеет, его единственное желание – найти пропавших отца и сестру.

***
«Подними красный фонарь» — режиссер Чжан Имоу (Китай, 1991).Молодая девушка Сунлянь становится четвертой женой богатого феодала в 1920-х годах. В доме царит строгая иерархия, и каждая жена борется за внимание хозяина, что приводит к напряженным семейным конфликтам и трагедиям. Фильм глубоко исследует женское одиночество, власть и традиции в патриархальном обществе.

«Месть Софи» — режиссер Ева Цзинь (Китай, 2009).
Софи — талантливая художница комиксов, которую только что бросил ее парень Джефф. Софи преисполнена решимости вернуть Джеффа себе, в чем ей помогают лучшие подруги Люси и Лили. Вместе они составляют тщательно продуманный план, который заставит Джеффа снова влюбиться в Софи. Но чем дальше героиня заходит в своих усилиях вернуть вероломного любовника, тем больше она сомневается в том, что усилия того стоят. Фильм возродил моду на отечественные комедии в КНР.

***
«Вместе» — режиссер Чэнь Кайгэ (Китай, 2002).13-летний скрипач-самородок Лю Сяочунь и его отец Лю Чен приезжают из сельской глубинки в Китае в Пекин из маленького провинциального городка, чтобы попасть на прослушивание в престижную музыкальную академию. В большом городе им приходится столкнуться с испытаниями, недоверием и разочарованиями, но любовь и преданность друг другу помогают им преодолеть трудности. Фильм глубоко раскрывает тему отцовской любви, жертвенности и семейных ценностей. В фильме использована музыка Чайковского.

***
«Прощай, сын мой» — режиссер Ван Сяошуай (Китай, 2019).Конец 1970-х годов. Каждой китайской семье позволено иметь только одного ребёнка. Синсин, маленький сын Яоцзюня и Лиюнь, тонет в водоеме, пока его родители спорят из-за игрушечного пистолета. Ван Лиюнь не может больше иметь детей из-за аборта, сделанного в соответствии с политикой одного ребенка. Через несколько лет пара усыновляет мальчика и дает ему имя погибшего сына, однако тот не слушается своих приемных родителей и сбегает из дома. Фильм показывает, как государственная политика (один ребенок в семье), утраты и перемены влияют на судьбу семьи и личные отношения между родителями и детьми.

Африка
«Маленькая страна» — режиссер Эрик Барбье (Руанда/Бурунди, 2020).
История мальчика Габриэля (Габи), живущего в престижном районе Бурунди в начале 1990-х годов. У него есть любящая мама, успешный отец и друзья. Однако в семье начинаются конфликты: мать мечтает уехать во Францию, отец хочет остаться ради бизнеса. На фоне надвигающейся гражданской войны в регионе детство Габи резко меняется, и ему предстоят суровые испытания.
Фильм основан на реальных событиях и показывает, как политические и этнические конфликты влияют на семейные отношения и детство.

***
«Наш отец» — режиссер Абдулла Махамат-Салех (Чад, 2002).Это история двух братьев Тахира и Амина, которые живут в Нджамене, Чад. Дети пытаются понять, куда пропал их отец. В Чаде мужчины часто покидают свои семьи, уезжая на заработки в соседние страны, в связи с экономическим положением в стране. Фильм можно рассматривать как аллегорию судьбы Чада — страны, которая как два этих мальчика потерялась и осталась без отца, после десятилетних воин и национальных восстаний.

***
«Я не ведьма» — режиссер Рунгано Нионе (Замбия, 2017).В центре сюжета — восьмилетняя девочка Шула, сирота и чужая в деревне, где ее неожиданное появление вызывает подозрения. После случайного инцидента, в котором женщине мерещится «ведьминское» влияние Шулы, жители обвиняют девочку в колдовстве. Местные власти, не получив от нее ни признания, ни отрицания, отправляют Шулу в лагерь для ведьм — трудовой лагерь, где женщины, обвиненные в магии, буквально привязаны к огромным катушкам с белой лентой, чтобы не сбежать. Шула сталкивается с эксплуатацией, одиночеством и отсутствием настоящей семьи, а также с давлением со стороны взрослых, которые навязывают ей роль, к которой она не готова.

***
«Королева из Катве» — режиссер Мира Наир (Уганда, 2016).Фиона Мутези — девочка-подросток, живущая с матерью и младшими братьями и сестрами в трущобах Катве, одного из самых бедных районов Кампалы. Семья выживает за счет продажи кукурузы на рынке, а Фиона не умеет ни читать, ни писать. Все меняется, когда она случайно попадает в шахматный кружок, организованный тренером Робертом Катенде. Фиона быстро проявляет талант к шахматам и становится одной из лучших учениц Катенде.
Путь Фионы — это путь преодоления: она проигрывает на шахматной Олимпиаде в России, разочаровывается в себе, но не сдается. Семья, тренер и община помогают ей вновь поверить в себя. В итоге Фиона достигает успеха.

***
«Мальчик, который обуздал ветер» — режиссер Чиветел Эджиофор (Малави, 2019).Сюжет основан на мемуарах изобретателя Уильяма Камквамбы и Брайана Милера. Фильм рассказывает историю малавийца Уильяма Камквамбы, сына фермера, семья которого так бедна, что не может позволить себе отдать сына в школу.
Однако испытывающий страсть к радиотехнике парень с помощью шантажа добивается права посещать библиотеку, где постигает премудрость производства электроэнергии. Благодаря полученным знаниям и таланту подросток смог спасти свою общину от голода.

Америка
«Дикое сердце» — режиссеры Альберто Кортес, Хосе Рендон (Мексика, 1993).
Сюжет мексиканской теленовеллы разворачивается в конце XIX века и строится вокруг сложной истории любви, ревности и семейных конфликтов. История показывает противостояние двух сводных братьев: Андреса и Хуана — из-за любви, семейных секретов и борьбы за счастье. В центре драмы — выбор между долгом, страстью и настоящей любовью, а также разрушительное влияние лжи и предательства на судьбы всех героев.

***
«Воспоминания об отсталости» — режиссер Томас Гутьеррес Алеа (Куба, 1968).Серхио – начинающий писатель и состоятельный буржуа. Несмотря на то, что его друзья, родители и жена эмигрируют в Майами в поисках новой жизни, герой остается на социалистической Кубе, наблюдая за изменениями в обществе и семье. Фильм исследует семейные и социальные конфликты через призму личных переживаний главного героя. В основу картины положена одноименная книга Эдмунда Десноеса.

***
«Семейные узы» — режиссер Мануэл Карлуш (Бразилия, 2000).В центре сюжета теленовеллы врач-косметолог Элена, у которой двое взрослых детей: сын Фред и дочь Камилла. Семья Элены проходит через испытания, предательство, примирение и поиски счастья, сталкиваясь с непростыми моральными выборами и силой родственных уз.

Европа
«Сцены из супружеской жизни» — режиссер Ингмар Бергман (Швеция, 1973).
Фильм рассказывает о сложных отношениях супругов Марианны и Юхана, охватывая двадцать лет их брака. История начинается с внешнего благополучия, но постепенно раскрывает внутренние конфликты, измены, развод и попытки сохранить связь. Картина глубоко исследует темы любви, отчуждения и семейных уз.

***
«Семейное счастье» — режиссер Аньес Варда (Франция, 1965).Столяр Франсуа живет с женой Терезой и двумя детьми, но заводит роман с работницей телефонной станции Эмили. Мужчина искренне считает, что его счастье при этом не уменьшается. После исчезновения Терезы он приводит Эмили в дом, продолжая жить с детьми. Фильм исследует моральные и эмоциональные аспекты семейных отношений, верности и эгоизма.

***
«Рокко и его братья» — режиссер Лукино Висконти (Италия, 1960).История крестьянской семьи, решившей в поисках заработка переехать с нищего юга Италии в индустриальный Милан. Каждый из братьев: Симоне, Рокко, Чиро и Лука - по-своему ищет место в новом мире. В центре – отношения между Рокко и Симоне, которых разрывает любовь к одной женщине, Наде. Фильм показывает столкновение традиций и современности, а также сложность семейных отношений.

***
«Семейный портрет в интерьере» — режиссер Лукино Висконти (Италия, 1974).Пожилой профессор живет один в роскошной римской квартире, посвящая себя искусству. Его одиночество нарушает появление эксцентричной семьи - Маргариты, её молодого любовника Конрада, дочери и пасынка. Новые жильцы переворачивают привычный уклад профессора, заставляя его вновь пережить страсти, разочарования и надежды. Фильм исследует тему одиночества, семейных уз и поколенческих разногласий.

***
«Фанни и Александр» — режиссер Ингмар Бергман (Швеция, 1982).Это семейная сага Ингмара Бергмана, действие которой разворачивается в шведском городе с 1907 по 1910 год. В центре сюжета — дети Александер Экдаль и его младшая сестра Фанни. После внезапной смерти их отца Оскара жизнь детей резко меняется: Эмили выходит замуж за сурового епископа Эдварда Вергеруса. Вместе с матерью Фанни и Александер переезжают в дом отчима, где царит строгая дисциплина, а любые проявления чувств и фантазии подавляются. Жизнь детей превращается в череду испытаний. Фильм - о детстве, семейных тайнах, любви и взрослении.

***
«Семья» — режиссер Этторе Скола (Италия, 1987).Картина повествует о сложной жизни и взаимоотношениях Карло и его итальянской семьи на протяжении десятилетий, проходя через любовь, ревность, политические потрясения и личностный рост на фоне исторических событий, таких как Первая и Вторая мировые войны. Фильм охватывает несколько поколений одной неаполитанской семьи, показывая их повседневную жизнь, семейные традиции, радости и конфликты.
Считается одним из самых первых полномасштабных фильмов в мировом кинематографе, где семья выступает как главный герой и является центральной темой произведения.

***
«Германия, год нулевой» — режиссер Роберто Росселлини (Германия, 1947).Фильм повествует о судьбе одной немецкой семьи в лежащем после войны в руинах Берлине. Главный герой фильма — мальчишка Эдмунд, так же, как и все окружающие его, занят выживанием. Он вынужден заботиться о семье, поскольку отец тяжело болен и прикован к постели. Фильм глубоко раскрывает тему распада семьи, морального опустошения и трагедии детства в условиях послевоенной разрухи.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться